Выставка живописи Леонарда Данильцева

May 29, 2007 14:11



8 мая - 3 июня
Галерея на Солянке
ул. Солянка, ½, стр. 2 (вход с ул. Забелина)

Леонард Евгеньевич Данильцев (1931 - 1997), художник, поэт, коллекционер, родился в 1931 г. в Ленинграде. С 1946 по 1951 гг. учился в Московской средней художественной школе (МСХШ); затем поступил на худграф педагогического института. Проучился один год, бросил. С1952 по 1957 гг. учился в Щукинском училище, сначала на постановочном, затем на актерском факультете. Работал в провинциальных театрах. В 1964 г. во избежание статьи за тунеядство по совету О.Целкова устроился художником-оформителем в библиотеку им. Ленина, в которой проработал до 1991 г. Такова внешняя канва жизни Леонарда Данильцева.

Благодаря своей натуре, лишенной всякой амбициозности и стремления к публичному признанию, этот человек обладал счастливой судьбой свободного художника. Его интересовал лишь узкий круг друзей, которым он читал стихи, показывал живопись, с кем обсуждал и делился идеями (И.Кабаков, О.Целков, В.Олейников, Г.Айги и др.). Однажды (и то в прозе) Леонард Данильцев в нач. 1960-х отнес свой рассказ в редакцию «Литературной России». Ему предложили сделать некоторые правки, он отказался, на этом попытки публиковаться закончились.

К живописи Леонард Данильцев вернулся в конце 1970-х, после продолжительного периода поэзии. Оставаясь долгое время на периферии его творчества, живопись как непосредственная возможность выражать мысли пластически, рождалась в процессе интуитивного, импровизированного самовыражения. Здесь еще отчетливее главным и самоценным оказывается личная свобода художника и его предельное выражение на холсте. В этом нет ничего от идеи, концепции (в том числе и живописной), нет сформулированного сюжета, продуманной композиции и т.п. - все построено на сплошной импровизации, первоначальная тема которой заложена в самой личности художника, в складе его души, в каких-то невыразимых словами духовных реальностях, присущих лишь ему одному.

Состояние своего творчества Л.Данильцев сравнивал с наитием. В начале он просто вглядывался в пустоту холста или картона. Возникал первый образ, далее продолжалась свободная импровизация цветом и пластикой. В отношении такого метода работы художник приводил высказывание своего знаменитого тезки (в честь которого и был назван) Леонарда да Винчи: «Ничто во мне не будит так фантазию, как пятна на стене».

Анализировать живопись Л.Данильцева в привычном смысле трудно, все равно что пытаться разобраться в чужих ощущениях или чувствах. Все вращается вокруг образа человека; не конкретной личности, а своего рода метаперсонажа. Очевидно, не так важно, женский это образ или мужской. Вообще все, что относится к конкретному, индивидуальному, художником опущено. За редким исключением все работы придуманы, точнее же, осмыслены из воспринятого и понятого, то есть за ними никогда не стоит определенная личность, модель, натура. Тем не менее, композиции, в которых образ, сюжет и смысл явным образом не проговорены, несут в себе ощущение гармонии, жизни, света, радости, тишины, иногда иррационального, надмирного; впрочем, есть работы абсолютно противоположные по духу, как бы подтверждающие амбивалентность бытия.

Настоящая выставка - третья персональная выставка художника. Первая состоялась в 1993 г. в редакции журнала «Знание - сила», вторая - в 1996 г. в галерее Фонда культуры. В экспозицию включены работы, созданные с начала 1980-х вплоть до кончины художника в 1997 г.
http://www.rusiskusstvo.ru/exhibitions/moscow/a1772/
Previous post Next post
Up