Если
в преды дущей статье я рассматривал влияние наличия крыши и вида ленты на работу ленточного подьемника на курорте, то теперь я расскажу про остальные конструкционные особенности.
Натяжители ленты подьемника
В зависимости от погодных условий длина ленты здорово меняется.
Гидравлическая, винтовая системы или система с резиновыми натяжителями создает постоянное натяжение ленты, чтобы не было проскальзывания ленты на приводном валу и не происходило чрезмерного давления на вал.
Регламентные работы подразумевают еженедельную проверку работы натяжителей. Дополнительно проверка работы системы натяжения необходима при резких перепадах температуры.
На этом рисунке виден обрыв одного из резиновых натяжителей после сильных холодов
Резиновые натяжители требуют регулярного контроля и смазки от высыхания и растрескивания резины.
Винтовая система натяжения самая простая и не требует дополнительных запчастей, но требуется регулярно подкручивать и проверять натяжение ленты. По моему опыту оказалась самой надежной.
Системы управления и защиты
К сожалению, вынужден признать, что стремление Sunkid увеличить безопасность и надежность ленточных подъемников привело к противоположному эффекту.
Датчики открытия смотровых люков срабатывают даже при закрытых люках, большое количество непонятных элементов управления на панели каждый раз приводит в замешательство (хотя на моем ноутбуке кнопок, конечно, больше).
Я до сих пор не понимаю, чем отличаются кнопки стоп, аварийный стоп и сервисный стоп, размещенные рядом и выполняющие одинаковые действия для меня, как для пользователя. Увеличенное количество индикаторов и звуковая сигнализация больше подходят новогодней ёлке.
Еще одна непонятка - аварийная кнопка сбоку от верхней станции. Коромысло, которое держит кнопку, после 4-х месяцев регулярного аварийного нажатия отрывается. Но не это самое неудобное (приварить железку можно быстро). Чтобы кнопку нажать - надо обойти терминал. В горнолыжных ботинках бегать вокруг большой синей коробки не всегда удобно. Странно, что кнопку не сделали сверху терминала.
Также неудачна конструкция защитных смотровых окон из прозрачного пластика. На морозе он просто трескается.
Новые подьемники выпускают еще и с LCD панелью тачскрином... Не срабатывающим на нажатие в перчатках! Надеюсь никому такое «наказание» не попадется.
По опыту работы с ведомственными подьемниками: система «одна кнопка» самая надежная. Пусть у меня нет лампочки, что за датчик сработал, зато нет лишней информации и ненужных кнопок.
А вот что действительно мне нравится в новых подьемниках, это сдвоенный фото датчик на выходе с подогревом.
Срабатывает надежнее, не реагирует на снегопад, и работает в любую погоду. Оргстекло обычного фотодатчика, чтобы не запотевало, можно смазывать «антизапотевателями» для горнолыжных очков.
Системы подогрева
Логично, чтобы избежать проблем с обледенением или заснежением ленты, можно установить систему подогрева ленты. Это решение идеально - снег и иней не остаются на ленте, не требуется чистка подъемника в процессе эксплуатации, лента перестает проскальзывать и т. д.
Однако после нескольких попыток «sunkid» прекратила это делать, а опыт отрицательный эксплуатации подобной системы подогрева ленты транспортера на курорте Игора подтвердил опасность этой затеи.
Лента разогревает скользяк лыжи и на выходе люди, «залипая» в снегу, падают.
Есть более мягкий вариант такого решения: в один из наших транспортеров встроена система подогрева снегосборника в выходной части подъемника. Температуры достаточно, чтобы минимизировать образование льда на ленте, достаточно, чтобы снег перестал скапливаться в снегосборнике.
Снег в снегосборнике без подогрева
С подогревом обслуживание выходной части транспортера упрощается в разы. Да и надежность работы повышается:
Первая фотка - вид в снегосборнике без подогрева, снег налипает на ленту. На второй в снегосборнике с подогревом почти все стаяло.Но и тут есть минусы
- Почва, куда стекает растаявшая вода, начинает «заболачиваться». Тяжелый транспортер к началу весны начинает оседать в землю.
- Подогрев отрицательно сказывается на продолжении сезона катания. К апрелю вокруг коробки снегосборника у выхода с подъемника образуется дырки до 30 см., куда катающие начинают сразу же проваливаться.
- Весь «более теплый» подъемник топит снег вокруг себя значительно быстрее.
- Включение-отключение подогрева приводят к тому, что в спешке забывают подогрев включить или отключить ( в итоге мы оставили работу автоматического подогрева).
Горизонтальные фальшпанели
Эти фальшпанели по бокам от ленты предохраняют от соскальзывания лыж (борда) с ленты и не дают попадать снегу (и любопытным детишкам) в механизм транспортера. В качестве защитного бордюра ставят резиновые уплотнители или уплотнители из мягкого алюминиевого сплава. Намного более надежным оказалось использование сплава (в новых моделях транспортеров), резиновый валик становится просто расходным материалом, он обрубается лыжами, расковыривается палками, задевается лопатами при чистке от снега.
Сплав более надежен, хотя на его поверхности кантами лыж создаются острые заусенцы, способные поцарапать кожу до крови. А такое бывает, если кто-то упадет на ленте.Вертикальные фальшпанели
Закрывают сбоку доступ к механизмам подъемника.
Важно, чтобы панели присоединялись к конструкции без зазоров, иначе боковой ветер со снегопадом выведут подъемник из строя за несколько часов.
Налипший на валу снег помешал вращению несущего вала
У меня накопилось много наблюдений, связанных с монтажом и демонтажом, эксплуатацией и ремонтов этих транспортеров хотя бы потому, что мне нравится с ними возиться.
Один из моментов ремонта меня поставил в тупик: это замена шестерней приводного вала. Для замены шестерней требуется ПОЛНЫЙ демонтаж вала с конструкции, и снятие с него приводного редуктора.
Странно, что для замены такого расходного материала, как пластиковая шестерня, надо разобрать полностью верхнюю станцию подьемника. Это 8 часов работы примерно для 4 человек.
В итоге за все время эксплуатации самым надежным оказался подъемник 2003 г. с пластиковой лентой, с подогревом верхнего снегосборника и упрощенной системой управления. Все фальшпанели наглухо прикручиваются в момент монтажа. За три года этот подъемник ни разу не ломался и даже повреждений ленты не происходило. Работа на этом подъемнике понятна персоналу, а техработы просты и понятны.
Однако я понимаю, что в случае поломки - это единственный подьемник, который придется ПОЛНОСТЬЮ выкапывать для демонтажа и ремонта.
Напоследок отмечу, что на лето все подъемники демонтируются на секции и обычным погрузчиком укладываются в помещении в штапели.
Время демонтажа подъемника длиной 50 метров - 6 часов работы. Монтаж длится чуть дольше из-за подготовки поверхности и проверки горизонталей.
Напоминаю, что:
Официальный сайт компании производителя “sunkid” -
www.sunkid.at Еще один представитель sunkid.at в России -
http://snowcity.ru/ Дополнительные вопросы по эксплуатации Б.У. оборудования компании «sunkid» а так же по поставке запчастей для ленточных транспортеров можно задавать в бюро мультиязычной поддержки в области горнолыжной индустрии «linguaXtrem» -
linguaXtrem.at