«Разве не заметно, что я - единственный», - отвечаю я, когда меня спрашивают, есть ли у меня брат или сестра.
Микаэл в детстве
Синее небо моего детства, небо Тбилиси, жаркое лето, воздух, напоенный запахом южной зелени и настолько густой, что, кажется, его можно резать ломтями. И мама. Мама, которая идет мне навстречу. У меня захватывает дух, я не вижу ее лица - только сияние, исходящее от него.»
Микаэл Таривердиев «Я просто живу»
Родители М.Л. Таривердиева
Микаэл Леонович родился 15 августа 1931 в Тбилиси. И всю свою жизнь он оставался единственным. Единственным и неповторимым. Ни на кого не похожим. И очень похожим на себя. И остается единственным и неповторимым. Не только для меня, но для каждого, кто соприкоснулся с ним и его миром. Меня в нем всегда поражала его эта единственность. И еще поразительная цельность его жизни, похожей на симфоническую поэму. Со своей стройной композицией. Когда мне говорят о том, что он так рано ушел, я не могу не согласиться. Но, соглашаясь, я знаю, что так было прописано в его музыке им самим. В музыке он точно знал, как и когда с ним что-то должно произойти.
Он поразительным образом сумел отразить себя в своих произведениях. Его музыка - поиск себя, подтверждение себя, это чувства и страсти, которыми он жил, это события и люди, его интимный мир. Это его автобиография.
Он композитор необычной судьбы. Странной и необыкновенной. Его узнавали в лицо, как будто он известный актер. Его имя было популярным на протяжении всей его жизни в искусстве. Его музыку могли узнать по нескольким интонациям самые далекие от нее люди. И в то же время для большинства он так и остался автором музыки к кинофильмам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы…». Широко известные работы в кино заслонили огромный пласт творчества Микаэла Таривердиева. Вокальные циклы, сочинения для органа, оперы, балеты, инструментальные концерты - все это оставалось в тени. Но он точно знал, что время его музыки придет и появятся музыканты, которые захотят понять, кем же на самом деле является Микаэл Таривердиев.
М.Л. Таривердиев в молодости
Когда ему задавали личные вопросы, он часто отвечал: «А я и есть моя музыка». И действительно, тот, кто знает его музыку, тот, кто чувствует его интонацию, может сказать: «Я знаю Микаэла Таривердиева».
Tariverdieva Vera Микаэл Леонович Таривердиев
15 августа 2018 года М.Л. Таривердиеву исполнилось бы 87 лет. Его детство и юность прошли в полифоническом городе, как он называл свой родной Тбилиси. Музыка в жизни Микаэла Леоновича присутствовала всегда, но отнюдь не сразу стала главной. Подростком он увлекался фехтованием, конным спортом, боксом, плаванием, гонял на мотоцикле, запоем читал и, конечно, совершал различные мальчишеские «подвиги», чем доставлял немало тревог своей маме Сато Григорьевне, которую не просто любил, а боготворил и посвятил много тёплых и нежных строк в автобиографической книге «Я просто живу». По инициативе мамы он с шести лет посещал класс фортепиано в ДМШ при Тбилисской консерватории, где очень скоро осознал, что играть чужие произведения скучно и музыку надо создавать самому. К десяти годам в портфолио юного композитора были гимн тбилисской школы №43, в которой он учился, симфония и две пьесы для фортепиано. Позже М. Таривердиев успешно окончил Тбилисское музыкальное училище по классу композиции, написал музыку к двум балетным миниатюрам, поставленным на сцене Тбилисского театра оперы и балета им. З. Палиашвили, и стал студентом Ереванской консерватории. Однако между этими вехами биографии произошло событие, кардинально изменившее жизнь семьи. В 1949 году его отца ─ Леона Навасардовича Таривердиева, возглавлявшего тбилисский банк, ─ арестовали. В этот тяжёлый период Микаэл стал надёжной поддержкой для матери и, чтобы помочь семье финансово, занимался музыкальным репетиторством.
М.Л. Таривердиев
В Ереванской консерватории М. Таривердиев проучился всего полгода. Провинциальная и академически душная атмосфера, которая царила там в те годы, резко диссонировала его свободолюбивому характеру. С 1952 года жизнь композитора связана с Москвой. Он блестяще сдал вступительный экзамен в институт имени Гнесиных, где учился в классе Арама Хачатуряна, и в институтские же годы создал свои первые вокальные циклы и написал музыку к фильму «Человек за бортом» ─ выпускной режиссёрской работе в ту пору ещё студентов ВГИК Э. Шенгелия, М. Калика и Э. Абалова.
По-настоящему всенародная слава пришла к М.Л. Таривердиеву в 1973 году с выходом на экраны фильма «Семнадцать мгновений весны», музыка к которому давалась ему нелегко, но стала поистине шедевром. Едва ли можно представить эту картину без проникновенного музыкального диалога между Штирлицем и его женой в кафе «Элефант». Однако вместе с признанием фильм принёс композитору и серьёзные неприятности. В Союз композиторов СССР пришла телеграмма якобы от имени Ф. Лея, в которой французский коллега М. Таривердиева косвенно обвинял его в плагиате. В итоге выяснилось, что этой телеграммы Лей не посылал, но восстановить честное имя стоило композитору немалых нервов.
В детстве из-за высокой нескладной фигуры одноклассники в шутку прозвали Микаэла бутылкой. Да, что мальчишки… Даже его безмерно любящей маме он сначала показался внешне совсем несимпатичным. Если верить семейному преданию, увидев новорождённого сына впервые, она сокрушённо произнесла: «За что меня наказал Бог!». Однако уже в юности стало очевидно, что М. Таривердиев обладает необыкновенной харизмой и мужским магнетизмом. В его жизни было три официальных брака и множество романов с самыми красивыми женщинами страны. Один из таких романов завершился для М. Таривердиева несколькими годами судебных разбирательств, тюремным сроком и амнистией. Позже этот эпизод из жизни композитора послужил основой сюжетной линии фильма Э. Рязанова «Вокзал для двоих».
М.Л. Таривердиев
М.Л. Таривердиев ─ автор симфонии «Чернобыль», более ста песен и романсов, четырёх балетов и опер, нескольких концертов для органа, камерных вокальных циклов на стихи Е. Евтушенко, Л. Мартынова, М. Цветаевой, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Рождественского, М. Светлова и других поэтов, музыки к 132 кинокартинам, в том числе к фильму «Ирония судьбы, или с лёгким паром», лауреат 18 международных премий, неоднократный лауреат премии «Ника», лауреат Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола, удостоен звания «Народный артист России». На протяжении многих лет он возглавлял гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России и был художественным руководителем международной благотворительной программы «Новые имена».
25 июля 1996 года Микаэл Леонович Таривердиев скоропостижно скончался в сочинском санатории «Актёр». Для миллионов людей он был и навсегда останется единственным, а его музыка неповторимой.
https://bestpeople.name/