Привлекательность отрасли - это понятие, описывающее возможность получения долгосрочного и стабильного уровня продаж и прибыли для компании в определенном рыночном сегменте. Оценка привлекательности отрасли, рынка или конкретного сегмента бизнеса проводится для: понимания перспектив развития отрасли и оценки доходов в долгосрочном периоде, оценки целесообразности входа на рынок и анализа перспектив компании в сегменте,анализа уровня рыночных рисков, а также для приоритезации направлений бизнеса (в случае, если компания оперирует на нескольких рынках).
В статье мы расскажем о наиболее часто используемых методиках анализа привлекательности отрасли и рассмотрим пять основных групп факторов и критериев привлекательности рынка.
3 универсальных метода оценки
Существует множество методик для того, чтобы провести анализ привлекательности отрасли. Приведем 3 самых распространенных метода оценки: SWOT анализ, модель конкуренции Портера и модель McKinsey/GE.
SWOT - анализ
SWOT - анализ бизнеса помогает составить сводную оценку сильных и слабых сторон компании, проанализировать угрозы и возможности для роста бизнеса в сегменте, разработать стратегии на основе имеющихся преимуществ компании и составить план защитных мероприятий для минимизации рисков
Модель Портера
Анализ 5 конкурентных сил по Портеру помогает оценить уровень конкуренции в сегменте, конкурентоспособность товара компании и проанализировать угрозы для компании со стороны рыночных факторов
Матрица McKinsey
Матрица General Electric (GE) / McKinsey помогает оценить несколько направлений бизнеса компании в двух плоскостях: привлекательность рынка и конкурентоспособность товара
Факторы привлекательности рынка
Все критерии для оценки инвестиционной привлекательности отрасли можно разделить на 5 групп:
- Первая группа показателей описывает потенциал продаж
- Вторая группа показателей описывает потенциал рынка с точки зрения спроса
- Третья группа факторов описывает условия конкуренции
- Четвертая группа факторов оценивает рыночные тренды
- Пятая группа факторов оценивает конкурентоспособность товара
Рассмотрим каждую группу факторов для оценки инвестиционной привлекательности бизнеса более подробно.
Группа 1
Данная группа критериев характеризует привлекательность рынка с точки зрения потенциала продаж в долгосрочном периоде (не менее 3 лет). К факторам данной группы относятся: емкость и темп роста рынка, доходность сегмента, уровень зрелости рынка и скорость изменений в отрасли.
Далее -
cutt.ly/i2t9Pqm #маркетинг,
#маркетинговыйанализ,
#привлекательностьрынка,
#факторныйанализ