Доходы компании снизились, при том, что затраты остались на прежнем уровне? Если ничего не предпринять, тогда убыток не за горами. В статье рассказываем, как проанализировать текущую ситуацию по тратам бизнеса и что сделать, чтобы их сократить. .
Сокращение затрат предприятия: какую цель преследуем
Основная цель сокращения затрат - увеличить прибыль. К ней добавляются побочные:
- повысить эффективность использования ресурсов;
- нарастить собственные источники финансирования;
- получить доступ к банковским кредитам в принципе и к более дешевым в частности;
- сделать бизнес привлекательным для партнерского сотрудничества и инвестиционных вложений.
Первая «побочка» связана с тем, что если затраты сокращают по-умному, то сначала избавляются от непродуктивных и ничем необоснованных сверхнормативных. Это, к примеру, брак, порча и хищение активов, оплачиваемые простои не по вине работников. Конечно, если упразднить такое, то отдача от материальных и трудовых ресурсов возрастет.
Остальные побочные цели становятся последствиями роста финансового результата. Например, банки охотнее кредитуют тех, кто сумел не только сохранить, но и нарастить прибыль в суровых экономических условиях. Равно как и отыскать инвестора проще тем компаниям, что демонстрируют умение управлять доходами и расходами.
Стратегия сокращения затрат: реализуем пять этапов
Чтобы сократить затраты грамотно, а не бездумно резать их «по живому», реализуйте пять этапов:
- Проанализируйте текущую ситуацию.
- Выберите составляющие затрат, которые можно оптимизировать.
- Продумайте и зафиксируйте конкретные мероприятия по сокращению.
- Оцените результативность этих действий.
- Внесите корректировки, если они требуются.
Давайте подробнее остановимся на каждом шаге.
Этап 1. Анализируем текущую ситуацию с затратами
Анализ проводится для того, чтобы понять:
- какова структура трат компании;
- какой была их динамика за последние 2-3 года;
- как фактические цифры соотносились с плановыми;
- какова рентабельность продукции, работ, услуг бизнеса на фоне среднеотраслевых значений.
В идеале информационной базой для анализа должны быть управленческие отчеты с развернутой аналитикой по затратам. К примеру, траты на персонал должны расшифровываться по:
- видам начислений (оклад, премия, доплата за работу на выходных, за сверхурочные часы работы, за исправление брака и т.п.);
- структурным подразделениям (производственные, сбытовые, административные).
Детализация по коммерческим тратам должна показывать:
- какова зарплатная составляющая продажников;
- сколько израсходовано на ГСМ для автотранспорта;
- во сколько обошелся текущий ремонт магазинов и складов;
- сколько потратили на рекламную кампанию в конкретной соцсети и т.д.
И так должно быть по:
- элементам затрат;
- их назначению;
- подразделениям;
- географическим сегментам бизнеса.
Детализация по географическим сегментам и даже по подразделениям может и не потребоваться, если их нет или они не выделяются, как в микробизнесе. А вот первые две есть всегда. Поэтому напомним их.
Таблица 1. Крупные группировки затрат, под которые разрабатывается аналитика
Далее -
http://bit.ly/3OTDPtg #затраты,
#оптимизацияприбыли,
#управлениеэффективностьюпредприятия,
#финансы