Понятие “финмониторинг” не ново для украинского бизнеса и граждан. Но особо активно о нем заговорили в апреле 2020 года, когда вступил в силу новый Закон “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансировании терроризма и финансировании распространения оружия массового уничтожения”. Он же Закон “О финансовом мониторинге”.
Из названия Закона может показаться, что финмониторинг касается только тех, кто занимается чем-то противозаконным. Но на самом деле, с финмоном может столкнуться любая компания или частное лицо, например, когда получает на счет крупную сумму или покупает дорогую недвижимость.
Так что для собственного спокойствия лучше понимать, как устроен финмониторинг и по каким правилам он работает. Об этом и поговорим дальше.
Что такое финансовый мониторинг, и зачем он нужен
Финансовый мониторинг - это контроль и проверка финансовых операций. Такие меры нужны, чтобы выявлять и предотвращать нелегальные транзакции, которые потенциально связаны с финансированием терроризма и отмыванием денег.
Работает система финмониторинга на государственном и первичном уровне. На госуровне к этому причастны Нацбанк, Госслужба по финмониторингу, Минюст, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Минцифра. А на первичном уровне финмон проводят субъекты первичного финмониторинга (СПФМ) - организации и лица, которые так или иначе связаны с денежными операциями.
СПФМ постоянно мониторят финансовые операции клиента - частных лиц, бизнеса, некоммерческих организаций. Если СПФМ выявляют рисковые или подозрительные платежи, то проводят дополнительную проверку. А информацию о таких транзакциях они передают в уполномоченные государственные органы.
Какие операции попадают под финмониторинг
Украинская система финмона строится на риск-ориентированном подходе. Это главное отличие нового Закона от его предшественника. На практике это значит, что к финоперации и ее участникам будут вопросы, только если она соответствует определенным критериям. Разберем, каким именно.
Транзакции на пороговую сумму
Под финмон попадают платежи на сумму 400 000 грн и больше. Для бизнеса, который занимается азартными играми и лотереями, пороговая сумма транзакции значительно ниже - 55 000 грн.
Пороговые операции считаются высокорисковым и проходят обязательную проверку, если соответствует хотя бы одному из этих критериев:
- Операция с участием публично значимых лиц или людей, которые с ними связаны. Например, под мониторинг попадают не только транзакция народного депутата, но и его жены или детей.
- Денежный перевод за границу, в том числе и в офшорные зоны.
- Финансовая операция с наличкой.
- Государство, в котором находится получатель/отправитель или его банк, не выполняет международные рекомендации по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
Подозрительные транзакции
Попасть под мониторинг может и операция на сумму меньше 400 тыс. гривен, если СПФМ увидит в ней признаки рисковости. Стать причиной проверки может поведение клиента, характеристики отдельной транзакции или финансовой деятельности в целом.
Вот несколько ситуаций, которые могут привести к дополнительным проверкам:
- предприниматель или представитель компании не может внятно объяснить, чем занимается компания;
- нехарактерная активность по счету, например, безосновательно вырос объем операций;
- компания или частное лицо регулярно получает или переводит деньги за границу без очевидной цели;
- бизнес получает деньги от контрагентов, с которыми у него нет подтвержденного бизнес-сотрудничества;
- подозрительные операции с наличкой: например, на бизнес-счет в течение короткого времени поступает много мелких наличных переводов, а потом юрлицо выводит общую сумму на счет третьего лица.
Это лишь малая часть признаков, по которым финансовая операция может вызвать вопросы у СПФМ. В целом таких критериев больше 70, все они описаны
в отдельном постановлении НБУ.
Какие операции не подают под финмониторинг
Хоть новый Закон и ввел более строгие правила проверки для отправителя и получателя средств, это практически никак не сказывается на повседневных денежных операциях.
Под проверку не попадают такие транзакции:
- оплата штрафов, налогов, сборов, счетов за коммунальные услуги;
- выплаты по кредиту на сумму до 30 000 тыс.
- безналичная оплата товаров и услуг картой/с электронного кошелька;
- снятие налички со своего счета;
- все наличные переводы по Украине, если они не превышают 5000 грн. Если сумма больше, то СПФМ должен идентифицировать плательщика. Для этого скорее всего просто попросят копию паспорта.
Кто проводит финмон: субъекты первичного финмониторинга и их обязанности
Всех СПФМ можно разделить на две группы.
Первая группа - субъекты, которые должны в полной мере выполнять все процедуры и требования финмона. Сюда относятся:
- банки, ломбарды, страховые компании, кредитные объединения и другие финучреждения;
- операторы платежных систем: требования к ним, как к СПФМ, начнут действовать с августа 2022 года;
- биржи;
- участники фондового рынка;
- почтовые операторы, которые оказывают финансовые услуги или проводят валютные операции;
- поставщики услуг, которые связаны с виртуальными активами;
- юрлица, которые не являются финучреждениями, но имеют право оказывать отдельные финуслуги.
Специально определенные СПФМ:
- бухгалтеры, налоговые консультанты - как ФЛП, так и юрлица, которые предоставляют такие услуги;
- лица, которые занимаются аудиторской деятельностью;
- адвокаты, адвокатские бюро и объединения;
- нотариусы;
- посредники в сделках купли-продаж недвижимости, а также лица, которые оказывают консультационные услуги в этой сфере;
- субъекты хозяйствования, которые продают и покупают за наличку драгметаллы, драгоценные камни и изделия из них;
- организаторы лотерей/азартных игр.
Для этой категории СПФМ законодательство предусматривает облегченные варианты ведения финмониторинга.
Обязанности СПФМ
В первую очередь организация должна зарегистрироваться как СПФМ в Государственной службе финансового мониторинга и назначить специального сотрудника, который будет отвечать за финмон.
Что должны делать СПФМ
- Проводить надлежащую проверку.
На практике это значит:
- Идентифицировать (процедура know your customer) и верифицировать клиента. Эти этапы могут проходить как очно, так и дистанционно: зависит от объема финансовых операций.
- Определять конечного бенефициарного владельца в случае клиентов-юрлиц. Для этого используют данные, которые предоставляет сам клиент, а также информацию из других источников.
- Устанавливать цель финансовой операции.
- Постоянно мониторить финансовую активность клиента.
- Всегда иметь актуальную информацию о клиенте: документы, контактные и личные данные.
- Регистрировать операции, которые подлежат финмониторингу, и передавать информацию о них в уполномоченные государственные органы.
- Хранить данные о результатах финмониторинга и надлежащей проверки на случай, если информация понадобится госорганам. Данные нужно сохранять 5 лет после прекращения деловых отношений с клиентом или завершения разовой финансовой операции.
Как мы писали выше, специально уполномоченные СПФМ могут проводить упрощенный финмониторинг. Им не обязательно вести реестр транзакций, хранить архивы данных и мониторить деятельности клиента на постоянной основе. Кроме этого, адвокаты, юристы и нотариусы имеют право не делиться с Госфинмониторингом информацией о клиенте, если они выступают защитниками или представителями в суде или в досудебных урегулированиях.
Далее -
bit.ly/3xNNWra #Украина #мониторинг #регуляторнаяполитика #финансы