Характеристика уровней развития организации

Jan 02, 2022 22:23







Данная публикация является продолжением статьи "Диагностика уровня развития организации", которая также размещена на нашем сайте.
Одной из фундаментальных характеристик современного бизнеса является непрерывность изменений, происходящих как во внешней, так и внутренней среде. В своей книге «Искусство управления» Питер Вейл справедливо сравнивает условия, в которых приходится существовать современным бизнес - организациям, с бурлящим потоком горной реки. Необходимость непрерывных изменений, как условия успеха в бизнесе по-разному обосновывается многими авторами. Так Игорь Ансофф в книге «Стратегическое управление» связывает рост динамичности изменений с развитием государственных и общемировой экономических систем, с переходом от эпохи массового производства к индустриальной и далее к постиндустриальной эпохе.
Проведенный И. Ансоффом анализ показывает, что от концентрации на совершенствовании (изменении) внутренней среды в эпоху массового производства бизнес - организации переносят акценты внимания на совершенствование сбыта в индустриальную эпоху. Они начинают уделять больше внимания внешней среде, удовлетворению динамично изменяющегося спроса, конкурентной борьбе, что, в конце концов, находит свое выражение в формировании и практической реализации маркетингового подхода к ведению бизнеса.
В постиндустриальную эпоху динамизм и сложность изменений многократно увеличивается. Это связано во многом с тем, что меняется роль бизнеса в обществе в целом. Экономический рост перестает быть ведущей ценностью общественного развития, а значит и бизнес - организации начинают терять лидерские позиции в определении направлений общественного развития. Общественный контроль над бизнесом увеличивается, а значит, многие изменения в бизнес - организациях носят не только экономическую, но и социальную направленность. Другими важными характеристиками постиндустриальной эпохи являются ускорение технического прогресса, глобализация экономики, что приводит к стиранию четких границ между государственными экономическими системами, различными отраслями, а значит, резко обостряет конкуренцию, но в то же время дает новые возможности для развития бизнеса за счет интеграции множества ставших доступными ресурсов. Таким образом, постиндустриальная эпоха приводит к формированию и практической реализации стратегического подхода к управлению, во многом основанному на комплексном управлении множеством изменений.
Приведенный выше анализ изменения подходов к управлению под влиянием развития экономических систем преследует несколько целей. Прежде всего, он показывает нам определенную последовательность развития систем управления в зависимости от развития экономических систем. Учитывая, что экономические системы различных стран развиваются различными темпами (даже в условиях глобализации экономики), то, рассматривая опыт передовых в плане экономического развития стран можно предугадывать как будут развивать экономические системы менее развитых стран, а значит определить перспективы развития управленческих систем для бизнес - организаций этих стран.
В то же время, даже в наиболее развитых странах далеко не все отрасли и рынки в полной мере соответствуют условиям постиндустриальной эпохи. Так, например, очевидно, что компания Кока-Кола в полной мере вкусила все прелести современной бизнес - среды и не видит своего существования без адекватной современным условиям системы стратегического управления. Однако, в той же Америке, существует большое число малых предприятий, основной задачей которых является максимально полное удовлетворения потребностей их потребителей, что соответствует условиям индустриальной эпохи, а построение сложных систем стратегического управления для них просто недоступно из-за отсутствия необходимого количества ресурсов. Но при этом они так же успешны, на своем уровне, как и Кока-Кола. Поэтому, мы можем сказать, что представленная И. Ансоффом эволюция организационных систем является определенным эталоном для развития бизнес - организаций и в развитых странах, согласно которой они должны:

  • на первых этапах своего развития концентрироваться на нахождении незанятой рыночной ниши и создании эффективной операционной деятельности по удовлетворению выявленного уникального рыночного спроса (эпоха массового производства для данного рынка);
  • при появлении и усилении конкуренции, а она неизбежно появится, если новый сегмент рынка обладает высоким потенциалом роста, необходимо будет все больше внимания уделять удовлетворению меняющихся потребностей потребителей и создавать системы управления маркетингом (индустриальная эпоха для данного рынка);
  • расширение географических и национальных границ нового сегмента рынка приводит к тому, что организации, представленные на нем организации становятся заметны на рынке капитала, что делает возможным для них применение всех современных достижений в области техники, технологии и организации бизнеса (при наличии соответствующих инвестиций), а так же приводит к увеличению требований к ним со стороны общества, что в целом приближает условия существования данного сегмента рынка к условиям постиндустриальной эпохи и требует от бизнес - организаций создания систем стратегического управления.

Таким образом, мы можем сделать очень важные, на наш взгляд, выводы:

  • очевидно, что системы управления бизнес - организации во многом предопределяется внешней средой организации, уровнем развития рынка и в целом экономической системы;
  • учитывая, развитее рынков и экономических систем является неравномерным, то выбирая для себя тот или иной рынок бизнес - организации имеют гипотетическую возможность сохранять прежние системы управления, не теряя своей эффективности;
  • поэтому, мы можем сказать, что возможность применения тех или иных систем управления, а значит и готовность бизнес - организаций выживать в более сложных условиях, зависит не столько от самих внешних условий, а от выбора собственников и главных менеджеров этих организаций;
  • выбор собственников и менеджмента бизнес - организаций на наш взгляд зависит зрелости и уровня развития применяемых в организации систем управления, так организация, не освоившая в полной мере маркетинговый подход к управлению на наш взгляд не может ориентироваться на использование стратегического подхода к управлению в силу недостаточной зрелости системы управления;
  • и наконец, объединяя выводы о зависимости систем управления от внешней среды и зависимости способности применять те или иные системы управления от зрелости менеджмента бизнес - организации мы можем сказать, что менеджмент организации, ориентируясь на присутствие на тех или иных рынках должны сознавать, что система управления имеет внутреннюю инерцию и логику развития, а значит ее необходимо последовательно и системно развивать, ориентируясь на тот или иной рыночный выбор или рыночную «неизбежность».

Далее - bit.ly/32UY2v3 #организации, #организационноеразвитие, #системауправления

#организационноеразвитие, Бизнес, #организации, Менеджмент, #системауправления

Previous post Next post
Up