Грандиозный вымысел российской пропаганды о «величайшем ученом» Михаиле Ломоносове

Dec 14, 2021 23:44





М. В. Ломоносов. Прижизненное изображение 1757 года



Россия, имеет множество славных достижений: никогда не стрелявшую царь-пушку, никогда не звонивший царь-колокол, Куликовскую битву - крупнейшее, из никогда не происходивших, сражений средневековья, и другие, не менее удивительные вещи. В этом ряду потрясающих воображение вершин российского духа, Михайле Ломоносову - ученому мирового уровня, который не сделал ни одного открытия, принадлежит отнюдь не последнее место.

Хотя нет, одно открытие он все же сделал. Вот оно.

«При выступлении Венеры из Солнца, когда передний ее край стал приближаться к солнечному краю и был (как просто глазом видеть можно) около десятой доля Венерина диаметра, тогда появился на краю Солнца пупырь (смотри A, фиг. 1), который тем явственнее учинился, чем ближе Венера к выступлению приходила (смотри фиг. 3 и 4). LS значит край Солнца, mm - выпуклистое перед Венерою Солнце. Вскоре оный пупырь потерялся, и Венера показалась вдруг без края (смотри фигуру 5); nn - отрезок, хотя весьма малый, однако явственный». (Ломоносов М. В. Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской императорской Академии Наук майя 26 дня 1761 года / Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений / АН СССР. - М.; Л., 1950-1983. Т.2: Труды по физике, астрономии и приборостроению, 1744-1765 гг. - М.; Л.: АН СССР, 1955. - С. 367 - 368).



Иллюстрация к рукописи М. Ломоносова "Явление Венеры на Солнце..." 1761 год.

Даже те, кто плохо знает язык российский, догадались, что речь идет об открытии атмосферы на планете Венера. Человек, которого именуют «отцомъ новой русской литературы» (об этом немного позже), обозначает атмосферу исконно-посконным российским словом «пупырь».Неплохо было бы и нынешним россиянам вернуться к истокам. «Пупырные осадки», «пупырные явления», вместо набившего оскомину «атмосферные осадки и явления». Ведь как звучит, духовно и благолепно: «Встреча прошла в дружеском пупыре»!
Но Ломоносов, если верить российской пропаганде, велик не только своим пупырем. Вот, что повествует о нем российская Википедия, статья «Ломоносов, Михаил Васильевич».
«Первый русский ученый-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований, его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. .Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венеры.. Яркий пример «универсального человека» (лат. homo universalis)».

Поэт, ритор и филолог

В конце ХІХ века Ломоносова не считали великим естествоиспытателем. Вот что писал авторитетный «Энциклопедическій словарь» в статье П. Владимірова «М. В. Ломоносовъ». (Томъ XVIIA. Ледье-Лопаревъ. / Издатели: Ф. А. Брокгаузъ (Лейпцигъ). И. А. Ефронъ (С.-Петербургъ). - СПб.: Типо-Литографія И. А. Ефрона, 1896. - с. 939-945). (Здесь и далее в цитатах сохраняются все особенности оригинала).
«Но Л. (Ломоносов), по условіямъ времени, не могъ вполнѣ отдаться наукѣ и былъ преимущественно замѣчательнымъ популяризаторомъ естествознанія. Главная заслуга Л. состоитъ въ обработкѣ русскаго литературнаго языка; въ этомъ смыслѣ онъ былъ «отцомъ новой русской литературы». Кромѣ прозаическаго языка для научныхъ сочиненій, для торжественныхъ рѣчей, Л. создалъ и поэтическій языкъ, преимущественно въ своихъ одахъ».
Ломоносов якобы внес огромный вклад в российскую словесность. «Болѣе значительное «измѣненіе въ русской литературной рѣчи произошло только съ Пушкина отрицавшаго «однообразныя и стѣснительныя формы полуславянской, полулатинской» конструкціи прозы Л. («Мысли на дорогѣ», 1834). Опыты Л. въ эпосѣ, трагедіи и исторіи были менѣе удачны, и онъ уже въ свое время долженъ былъ уступить въ нихъ первенство другимъ писателямъ. Литературная слава Л. создалась его «одами», въ которыхъ онъ является послѣдователемъ европейскаго ложноклассицизма».
Одно слово - талантище! «Отец новой русской литературы» писал весьма посредственные трагедии, истории и эпосы (!), его проза вызывала у другого российского классика - Пушкина, чуть ли не омерзение, зато Ломоносов создал себе славу и положение панегириками власть имущим. Его правильнее было бы назвать «отцом соцреализма», ибо его «оды» строго следуют главному принципу коммунистического искусства - в основу произведения должна быть положена похвала начальству в доступной для него форме.



А. Кившенко. М.В. Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1890 г.

Как только Ломоносов отступал от принципа неприкрытой лести сильным мира сего, его «оды» оказывались никому не нужными. И то хорошо, что ими не истопили печь, а положили пылиться в архивы.

«Въ нѣмецкомъ студенчествѣ Л. нашелъ и то увлеченіе поэзіей, которое выразилось въ двухъ одахъ, присланныхъ имъ изъ-за границы въ акд. наукъ: въ 1738 г. - «Ода Фенелона» и въ 1739 г. - «Ода на взятіе Хотина» (къ послѣдней Л. приложилъ «Письмо о правилахъ россійскаго стихотворства»). Эти двѣ оды, не смотря на ихъ громадное значеніе въ исторіи русской поэзіи, не были въ свое время напечатаны и послужили только для акд. наукъ доказательствомъ литературныхъ способностей Л».

Есть чему удивиться! Две оды, которые никто, во времена Ломоносова не читал, а к моменту публикации техника их стихосложения явно устарела и доказывали лишь то, что их автор любил строчить вирши. Но эти оды, непонятным образом, имели «громадное значеніе въ исторіи русской поэзіи». Данные произведения не имели ни подражателей, ни последователей, ни читателей, словом ничего, кроме «громадного значения»!

В наше время не составляет труда самостоятельно оценить литературные потуги Ломоносова и дать им свою оценку. В принципе, время показало всю ценность художественного слова Михайлы Васильевича. Если произведения его именитых современников издаются и переиздаются, по сей день (Руссо, Дидро, Свифт, Прево, Дефо или более фривольные Казанова и де Сад), то изящную словесность (как и прочие труды) Ломоносова читают лишь узкие специалисты по истории российской литературы.

И это не случайно. Ломоносов не создал ничего нового в литературе. Он лишь воспроизводил по-российски давно устаревшие наработки поэтов Германии. Это мнение Александра Пушкина высказанное им в «Путешествии из Москвы в Петербург» (Собр. соч. в 10 т. - т.6. с. 385).

«В Ломоносове нет ни чувства, ни воображения. Оды его, писанные по образцу тогдашних немецких стихотворцев, давно уже забытых в самой Германии, утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности - вот следы, оставленные Ломоносовым».

Тут критик воскликнет: «Все вы врете! А как же конгениальные строки «Открылась бездна, звезд полна...»?»

Но, наверное, и сам критик сразу непроизвольно вспоминает бородатый анекдот.

«- Сколько на небе звездей!

- Не звездей. а звездулей! Неуч, энциклопию читать нужно!»

А что же сделал «отецъ новой русской литературы» как филолог? Создал пособия по риторике и грамматике. Вот как оценивает их Владимиров в упоминавшейся статье Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.

«Въ томъ же году онъ издалъ первую на русскомъ языкѣ риторику, воспользовавшись не только старыми латинскими риториками Кауссина и Помея, но и современными ему работами Готшеда и Вольфа».
По существу Ломоносовская риторика является переводной компиляцией - сочинительством на основе чужих произведений.
«Россійская Грамматика Михайла Ломоносова» вышла въ 1755 г. и выдержала 14 изданій (перепечат. въ «Ученыхъ Запискахъ 2 отд. акд. наукъ», кн. III, 1856, съ предисл. академика Давыдова). Не смотря на то, что «Грамматика» Л. основана на «Грамматикѣ» Смотрицкаго, въ ней много оригинальнаго для того времени: Л. различалъ уже буквы отъ звуковъ...»

Далее - bit.ly/3nHxcOV #Россия #идеологическиемифы #история #наука #фейк

История, Наука, #история, #Россия, пропаганда, Россия, #фейк, #идеологическиемифы, мифология, #наука, ложь

Previous post Next post
Up