Точка безубыточности: формулы и примеры расчета

May 19, 2021 22:51


По задачам из учебников точка безубыточности считается просто. Но реальная практика сложнее условных примеров. Если не учесть нюансы при вычислении, результат выйдет неверным. В статье - особенности определения показателя и Excel - модель для автоматизированного расчета.

Что такое точка безубыточности

Иначе ее называют критической или «мертвой». Она показывает выручку, при которой прибыль от продаж окажется нулевой. В такой ситуации:

  • доход от реализации полностью покрывает сумму постоянных и переменных расходов по основной деятельности; 
  • зона убытка уже пройдена; 
  • зона прибыли пока не началась. 

Значимость данного показателя в том, что он помогает: планировать объем продаж, причем не только нулевого уровня, но и с заданным значением операционной или чистой прибыли; анализировать рискованность бизнеса через расчет запаса финансовой прочности; оптимизировать структуру ассортимента, оставляя в линейке маржинальные продукты; обосновывать ценовую политику.



Рисунок 1. Определение и формула показателя безубыточного объема продаж

Определить безубыточный объем продаж можно либо по формуле, либо с помощью графика. Давайте рассмотрим оба подхода.



Точка безубыточности: формула

Формула расчета легко выводится из следующего равенства:

Выручка - Расходы по обычным видам деятельности = Прибыль (убыток) от продаж

Правая часть формулы в «мертвой» точке равняется нулю. Левую представим через сумму переменных и постоянных расходов. Получится так:

0 = Выручка - Переменные расходы - Постоянные расходы

С учетом приведенных выше допущений у нас есть еще два равенства:

Выручка = Цена × Количество продаж
Переменные расходы = Переменные расходы на единицу продукта × Количество продаж

Таким образом, исходное равенство преобразуется в следующее:

Цена × Количество продаж - Переменные расходы на единицу продукта × Количество продаж - Постоянные расходы = 0.

Если из этой формулы извлечь количество продаж, то получим расчет в натуральном выражении. Это объем партии, который надо продать, чтобы выйти в ноль. Умножим его значение на цену - тогда найдем денежную характеристику «мертвой» точки. Это выручка, которая обеспечит нулевую операционную прибыль. Итоговые расчетные модели будут такими.

Далее - Точка безубыточности: формулы и примеры расчета https://bit.ly/2RpKJNc #доход, #точкабезубыточности, #финансовыйанализ, #формулы

#точкабезубыточности, Экономика, Бизнес, Маркетинг, #доход, #финансовыйанализ, #формулы

Previous post Next post
Up