МИКАЭЛ ТАРИВЕРДИЕВ (1931-1996)

Aug 15, 2016 21:39




Микаэл Леонович Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тбилиси. В семье он был долгожданным и единственным ребенком. Поэтому Сато Григорьевна - мама Микаэля - всю себя посвятила сыну, даря главное, что сформировало его восприятие мира и его характер - любовь. В своей книге «Я просто живу» Микаэл Леонович сказал: «Всему, что было во мне хорошего, я научился у моей матери. А все плохое - это то, чему я не смог у нее научиться».

Всю свою профессиональную жизнь, с момента учебы в Государственном музыкально-педагогическом институте им.Гнесиных в классе композиции А.И. Хачатуряна и до последней звуковой партитуры, которую он сдал за два месяца до смерти, он провел в Москве.

[more] Ученик Хачатуряна, он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории - его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова. С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Покровского. А комическая опера «Граф Калиостро» до сих пор одна из самых репертуарных опер этого знаменитого театра. В кинематографе Таривердиев дебютировал в 1958 году с музыкой к фильму «Юность наших отцов».

В «лихие 90-е», когда Микаэл Леонович остро переживал стремительный развал культуры и кинематографа. Между этими крайними точками - целая жизнь. Ранняя и очень успешная карьера в кинематографе, сделавшая имя композитора Таривердиева невероятно популярным. Надежды 60-х, когда казалось, что «впереди нас ждет только радость». Разочарования 70-х, когда так по-разному складывались судьбы «растиньяков» 60-х». Детективная история со знаменитой музыкой к фильму «Семнадцать мгновений весны» и неожиданный успех «Иронии судьбы». И всегда много работы - и не только музыка к кино, но и вокальные циклы, оперы, концерты, сочинения для органа…


Таривердиев - автор музыки к 132 кинофильмам, он написал более 100 песен и романсов,  четыре балета, четыре оперы, три концерта для органа, два концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра, а также  камерные вокальные циклы, симфонии.
Музыка Таривердиева, искренняя до пронзительности, поражает лирической, интимной интонацией. Музыкальное наследие, которое Микаэл Таривердиев оставил после себя, еще долго будет жить в кинофильмах, телепередачах, на сценах театров и в сердцах людей.
   Внешне независимый и элегантный, Микаэл Таривердиев пришел в музыку с собственной пронзительной интонацией - «ностальгией по настоящему», и до конца в своем творчестве оставался «последним романтиком».


Люблю, - но реже говорю об этом,

Люблю нежней, - но не для многих глаз.

Торгует чувством тот, кто перед светом

Всю душу выставляет напоказ.

Тебя встречал я песней, как приветом,

Когда любовь нова была для нас.

Так соловей гремит в полночный час

Весной, но флейту забывает летом.

Ночь не лишится прелести своей,

Когда его умолкнут излиянья.

Но музыка, звуча со всех ветвей,

Обычной став, теряет обаянье.

И я умолк подобно соловью:

Свое пропел и больше не пою.


«У меня было много женщин. Осталась одна…». Так пишет Микаэл Таривердиев в своих воспоминаниях. «Осталась одна» - это Вера Таривердиева, вдова композитора.

"Орган в Пицундском храме - это часть моей личной и музыкальной жизни. В храме мы с Микаэлом Леоновичем проводили очень много времени, общаясь с этим органом. Мы многими годами связаны с Абхазией, Микаэл Леонович бывал здесь с детства, потом много лет отдыхал в доме творчества в Сухуме".

Вера Таривердиева

Музыка Таривердиева, независимо от жанра, в каком она написана, всегда отмечена его неповторимой интонацией, она имеет свое лицо. Микаэл Леонович находился в постоянном движении, он все время придумывал для себя что-то новое, ставил новые задачи. Он композитор необычной судьбы. А еще он был спортсменом, фотографом, вел телепрограммы…


Умер Микаэл Таривердиев 25 июля 1996 года в сочинском санатории «Актер» и был похоронен на Армянском кладбище Москвы.
В 1997 году вышла книга «Я просто живу», так назвал Микаэл Таривердиев книгу своих воспоминаний.


"Мы считали себя Растиньяками, приехавшими завоевывать музыкальную Москву. Пусть мы нищие, но у нас все впереди. Впереди, нам казалось, нас ждет только радость".
Романтические, иронические, полные драматизма истории представляют картину жизни творческой интеллигенции нескольких десятилетий. Сквозь призму очень личных впечатлений рассказывается о музыке и о том, как она рождалась.



15 августа 1931 года, в Тифлисе родился Микаэл Таривердиев

Микаэл Таривердиев (1931-1996) - композитор, народный артист России, автор музыки к 132 фильмам, инструментальных концертов, опер, балетов, вокальной музыки.

Таривердиева знают по музыке к популярным фильмам, таким как "Семнадцать мгновений весны, "Ирония судьбы". Но помимо того, что он написал музыку к 132 кинофильмам, он еще и автор камерных вокальных циклов, четырех балетов, четырех опер, органной музыки. Ученик Арама Хачатуряна (закончил класс композиции Государственного педагогического института имени Гнесиных в 1957), он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории - его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова.

С оперы Таривердиева "Кто ты?" начинался Камерный театр Бориса Покровского.

А комическая опера "Граф Калиостро" вот уже пятнадцать лет остается одной из самых репертуарных опер этого знаменитого театра и с успехом показывалась им на гастролях в разных странах.

image Click to view



В последние годы Микаэл Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа ("Кассандра", "Полифоническая тетрадь"), "Десять хоральных прелюдий, Симфония для органа "Чернобыль", в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после аварии.Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и "Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра", написанный композитором по заказу замечательного музыканта Юрия Башмета.

В Таривердиеве сочетаются два, казалось бы, несочетаемых качества. Его музыку можно узнать с первых тактов. Независимо, в каком жанре она написана - будь то музыка в кино, театре, опера или романс. Она всегда отмечена его неповторимой интонацией, она имеет свое лицо. И в то же время он всегда находился в постоянном движении, он придумывал все время что-то новое, ставил какие-то новые задачи.

image Click to view



В шестидесятые годы Микаэл Таривердиев после оглушительного успеха романсов, исполненных Зарой Долухановой, романсов изысканных, утонченных, словно графика, написанная тушью, он провозглашает третье направление. Что это такое, в чем его философия? Это вызов академизму с одной стороны, а с другой - пошлости массовой культуры. Но когда это направление подхватывается другими, он возвращается к академическим жанрам. Но в отличие от тех, кто все еще плутает в дебрях авангарда, путаясь в усложненной математической технике, Таривердиев обращается к классической опере-буфф, барочному полифоническому органному концерту. Он наполняет музыку современной мелодикой, свежестью чувства, вновь и вновь перебрасывая мостик из сегодняшнего дня в прошлое, объединяя рассыпающуюся на разные направления музыку в одно целое.




Микаэл Леонович торжества в свою честь переживал как испытание. Хотя он всегда ждал 15 августа и всегда утром произносил фразу: «День рождения начинается!» Мы праздновали в узком кругу - вдвоём, втроём или вчетвером. Любил получать подарки. Но больше сам дарил. Как только получал деньги, сразу же их тратил».
  Знакомые часто приветствовали Таривердиева: «Живой классик идет!» На что он отвечал: «Полуживой романтик». Композитор, которого многие воспринимали преимущественно киноавтором, работой в фильмах зарабатывал. А для души занимался фотографией и сочинял симфонии, романсы, органные и скрипичные концерты. Известное трио «Меридиан» под руководством Таривердиева подготовило большую программу из его произведений.

В 1988 была учреждена премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».

Мика
эл Таривердиев был увлеченным человеком, со студенческих лет серьезно занимался фотографией. Тогда фотография захватила его настолько серьезно, что, после полученной на экзамене по композиции четверки, Арам Хачатурян запретил ему нанекоторое время заниматься ею. «Фотография стала для меня частью жизни, может быть, даже в какой-то мере продолжением моего творчества», - писал сам Таривердиев.

Олег Дорман, с чьим отцом Таривердиев много работал, рассказывал о композиторе: «Мало кто в целой истории вокальной музыки так слышал слово, как он. Всякий, кто прочтет стихотворение Цветаевой «Хочу у зеркала…», а следом послушает песню Таривердиева, - будет изумлен: где, в каких цезурах таилась эта мелодия, ведь почти никогда великие - то есть полноценные - стихи не могут стать равноценной песней, они не нуждаются в помощи (часто - даже в чтении вслух); а вот он услышал, что эти строки с очень непростым ритмом - песня; и не слова пристроил к мелодии, и не мелодию подогнал к словам и поэзия зазвучала. Трудно будет объяснить потомкам - если им будет до этого дело - что песни Таривердиева к «Иронии судьбы» - поворотное событие в посмертной судьбе Цветаевой и Ахматовой. Кто сомн
евается, что миллионы советских людей впервые услышали тогда их поэзию, вообще их имена.

Когда Микаэлу было шесть лет, родители отдали его в музыкальную школу при Тбилисской консерватории. К восьми он уже был автором нескольких фортепианных пьес, а к десяти - целой симфонии. При этом Таривердиев в своих мемуарах вспоминал, что во времена его детства в Тбилиси самым сложным для него была не учеба в школе, а решение совершенно иной проблемы - он должен был выбрать, в какой из двух известных в городе мальчишеских «банд» участвовать. К счастью, самым большим грехом этих «банд» было выяснение отношений между собой с помощью кулаков, а предводителями этих отрядов были Володька Бураковский, позже - академик и знаменитый кардиолог, а другого звали Женька Примаков. Тоже весьма известный человек.



Культура, эмоции, память, celebrities, Гений, Музыка

Previous post Next post
Up