О РАБОТЕ УМА И ДУШИ: НА СМЕРТЬ ДРАГОМОЩЕНКО
Григорий Тульчинскийполитический философ, СПб
Умер поэт Аркадий Драгомощенко - титульная фигура питерской параллельной культуры последних лет двадцати пяти… Последняя его книга называлась «Тавтологии». В ней он неоднократно возвращался к теме, что мы всегда пытаемся высказаться об одном и том же - и всегда неудачно, в лучшем случае - только фрагментарно и частично. В логике и согласно его любимому Л.Витгенштейну, логические законы и правила рассуждений тавтологичны - в том смысле, что всегда истинны при любых значениях их составных частей, иначе говоря - задают полноту описания данными языковыми средствами. Но человеку не дана полнота знания. Человек всегда пытается постичь бесконечный мир с какой-то точки зрения, с какой-то позиции, в каком-то смысле.
Поэт в России, как известно, больше, чем поэт. Особенно во времена, когда философия почему-то не может предложить адекватное современности осмысление мира, общества и человека. Тогда появляются такие поэты как Пушкин, Тютчев, Мандельштам. И Драгомощенко был один из очень немногих отечественных поэтов, стилистика письма которого соответствовала цивилизационному фронтиру. «Иная логика письма» - так и назывался его курс, всегда пользовавшийся популярностью у студентов. Особенность его поэзии заключалась в том, что он не стремился к целостности, к образности. Наоборот - он искал, находил, переживал нестыковки, несовместимости, изломы, писал оксюморонами вроде «молвы безмолвия», «замкнутости в миг обозначения разрыва», «кварцевой воронки иероглифов», « молниеносного дерева»…
Он был удивительно беззащитен перед этой осколочностью современного мира, при этом, остро чувствуя его целостность, необходимость этой целостности. И всем творчеством показывал, что восстановление целостности может быть только за счет работы ума и души, что точка сборки коренится в сердце души каждого из нас. Поэтому я о нем и пишу - потому что Аркадий Драгомощенко и его творчество пример такой работы, взывающий о ее продолжении.
По материалам www.lenta.ru
Драгомощенко родился в Потсдаме в 1946 году в семье военнослужащего. Закончил школу в Виннице на Украине и проучился несколько курсов на филологическом факультете местного пединститута. В 1969 году переехал в Ленинград, где закончил театроведческий факультет Ленинградского института театра, музыки и кинематографии.
Аркадий Драгомощенко в советское время публиковался в "Самиздате", в 1974-1983 годах был членом редколлегии самиздатского журнала "Часы". В 1991 -2000 годах он стал со-основателем и редактором Петербургского отделения журнала "Комментарии".
В 1978 году писатель стал первым лауреатом Премии Андрея Белого в области прозы за роман "Расположение среди домов и деревьев", впоследствии в 1995 году был награжден премиями американского журнала P(ost)M(odern)C(ulture), а в 2009 получил международную литературную премию "The Franc-tireur Silver Bullet". Его работы издавались на нескольких языках, он получил широкое международное признание, в том числе в США, где были изданы его поэтические сборники.
Драгомощенко много занимался переводами американских поэтов второй половины XX века, в том числе, Чарлза Олсона, Лин Хеджинян, Джона Эшбера, Майкла Палмера, а также работ других зарубежных писателей. Он был автором и участником многих переводческих проектов, в их числе: "Бумажные тигры" (собрание эссе Элиота Уйнбергера), "Новая американская поэзия в русских переводах", "Земля морей".
Писатель работал в качестве приглашенного профессора в Университете Калифорнии в Сан-Диего, Университете штата Нью-Йорк в Буффало, Нью-Йоркском университете. До конца жизни преподавал на факультете свободных искусств и наук СПбГУ, был автором ряда телепрограмм.
Писатель опубликовал девять книг стихов и прозы, в том числе избранное «Описание»
(2000) и сборник «Тавтология» (2011). Его работы издавались на нескольких языках, он
получил широкое международное признание, в том числе в США, где были изданы его
поэтические сборники.
А еще Аркадий Трофимович был прекрасным организатором: создал творческую
лабораторию «Поэтическая функция», участвовал в проведении летних школ и научных
конференций «Новые языки в искусстве». Он преподавал в СПбГУ и американских
университетах, вел курс «Иные логики письма» в Смольном колледже свободных
искусств и наук.
Букве снится тот же
бумаги шелест,
в котором слух различает
очертанья поэта,
которому снятся хасиды,
на камнях океана
догорающие страницей пения,
сводящего гласные к жесту.
Сну снится сон о согласных, -
странице,
где черное принимает
пределы надреза,
границы буквы, слюды, света.
Я люблю ртом прикасаться
к татуировке твоего предплечья,
(календарный вихрь ацтеков),
чтобы слово открылось слову…(«Бумажные сны»)
Аркадий Драгомощенко читает свои стихи:
http://os.colta.ru/persons/arkadij_dragomoschenko/video/249662/#videoPlayer