Петр Фоменко: «Из прожитой жизни ничего не надо вычеркивать»
В Москве 9 августа 2012 году на 81-м году ушел из жизни прославленный режиссер
Мастер парадокса и режиссер, который создал свой театральный мир. И этот мир негласно взял его имя. Когда кто-то говорит, что идет на спектакль к «фоменкам», всегда понятно, и то, что скрывается за этим странным, каким-то по-детски наивным названием, и то, что человеку невероятно повезло - сегодня он прикоснется к настоящему искусству.
Когда у «фоменок» не было еще нового, специально для них построенного здания и труппа ютилась в стареньком кинотеатре «Киев», попасть на их спектакли можно было только через «лист ожидания», куда шла запись за месяцы вперед. Такая форма была придумана для бронирования билетов в театр. По-моему, со времен расцвета «Таганки» ни один московский театр не имел столь заслуженного зрительского успеха. Петр Наумович к своей «бренной популярности» относился философски: «Утраты, ошибки, неудачи, даже поражения бывают дороже успехов», - говорил он не раз.
Меньше месяца назад 13 июля у Петра Фоменко
был юбилей, ему исполнилось 80. Он плохо себя чувствовал, был в санатории и говорил, что должен взбодриться к началу сезона. Тогда встретимся и поговорим. Эта была форма вежливого отказа, он не любил праздных разговоров, к коим, похоже, относил и беседы с журналистами. Но иногда все-таки удавалось его раскрутить на разговор. А слушать Петра Наумович можно было бесконечно, раскрыв рот, даже если он говорил на далекие и не бытовые темы.
Однажды я наблюдала, как Петр Наумович репетировал со своими артистами. Это был мастер-класс, который он давал в международной театральной школе, куда съезжаются начинающие или будущие актеры. После репетиции Петру Наумовичу стали задавать вопросы. Мы тоже воспользовались случаем и спросили о том, что, в жизни Мастера наверняка была сюжеты, страницы и обстоятельства, которые хотелось бы вычеркнуть...
- Ни в коем случае ничто из прожитой жизни не надо вычеркивать, - мгновенно, как выстрел, ответил Петр Фоменко. - Прожитая жизнь - это багаж, его надо хранить. Все утраты, ошибки, неудачи, иногда поражения бывают дороже успехов. Правда, лимит неудач очень короткий по времени. Поэтому желаю вам наошибаться в молодости.
Фото: РИА "Новости"
- Театральный мир иногда называют террариумом единомышленников. Но глядя на вас, никогда не скажешь, что у вас есть враги или недоброжелатели...
- В театре возможен сговор или договоренность, но единомыслия точно нет. Потому что единомыслие не бывает даже на похоронах.
Был у меня друг-режиссер, который уходил из разных театров, потому что у него не получалось добиться договоренности с коллективом. И он был прав, что уходил. Зачем душой кривить? Если не получилось один раз, два, три, значит, надо искать дальше, там, где получится. То же самое бывает и в любви или в семье. Что-то разлаживается в отношениях и люди расстаются.
...Вы меня спрашиваете, как я работаю с артистами? Все зависит от индивидуальности. Природа дарования, так же, как и природа обаяния, - это как деньги. Либо они есть, либо нет. Ну а самый лучший способ определить, как дальше действовать, - это зайти в тупик. Человек, который мучительно задает себе вопрос, что делать, уже начал преодолевать трудности.
- В своем театре вы не только Мастер, но и Учитель. У кого учились вы?
- Учиться надо не только у профессоров и разных златоустов... Учиться надо друг у друга, может быть, даже больше, чем у педагогов. Учеба - это интерес к другим людям и к тому, что происходит вокруг. Я этим интересом не обладал. Он появился, когда я стал педагогом. Или преподом, как сейчас говорят.
Когда я учился в школе, у нас была такая присказка - на просьбу посоветовать, что делать, мы отвечали: «Не советуй, заклей рот газетой». Конечно, я могу рассуждать на тему: какие символы веры есть в нашей работе. Но что от этого толку? У меня самого больше вопросов, чем ответов. Особенно сегодня меня берет оторопь - мы живем на грани эпох. Особое время, которое связано для России со свободой. Как с этой свободой поступать, что с ней делать? Мы часто не знаем. Эта свобода требует колоссальной ответственности культуры. Культура - это не багаж знаний. Это то, что каждый день обретается.
Анастасия ПЛЕШАКОВА
Click to view
Человек Возрождения
Все, что рассказывали нам в театре Фоменко, наполнено любовью. Неподдельной, нерасчетливой, искренней, заражающей. Он и правда был особенный, с большой буквы.
- Фоменко - человек Возрождения - он провозглашает личность, и для него безличие - это самое плохое и неинтересное, что может быть. Толпа.
Он говорит, «все, что правильно - неинтересно: правильно? да. Интересно? - нет.
Фоменко не любил расхлябанного поведения в жизни, но какому-то «невредному» хулиганству относился с юмором, да и сам любил похулиганить.
«От Петра Наумовича можно ожидать всего, чего угодно, - рассказывали нам в театре накануне его 80-летия. - Он нас так приучил. Вот говорят, что сегодня его не будет на репетиции. Ты приходишь к 12-ти. И знаешь, что его не будет. А он берет и приходит без десяти и смотрит, кто пришел, а кто не пришел. Ну, вот такие испытания бывают. Должны же люди быть собраны. Смешно получается, когда никто не знает, где он в данный момент находится. А он может тихо стоять за кулисой с текстом или за декорацией искать что-нибудь. И он невольно слышит, что люди могут говорить. Но мы-то тоже любим пошутить и часто это заканчивается всеобщим хохотом.
- А кроме шуток, какой он? - допытывались мы
«Он очень образованный человек. Он может цитировать наизусть некоторых писателей, он хорошо разбирается в музыке, он знает живопись. У него прекрасная память, он много помнит разных историй. А вот о личной жизни не рассказывает, только если вскользь что-то… Чаще вспоминает он маму и детство свое с мамой. А про отца он как-то мало говорит. Но никогда не говорит ни про одну из своих женщин, в смысле женитьб и т.д. Наверное, не считает это нужным.
Он скромен, не любит славословий и поэтому со своих дней рождений, а тем более, когда юбилей, всегда пытается сбежать, на дачу… за город, туда где не добраться до него.
В гастрономических удовольствиях он ограничен - ему не все можно. Диабет. Как-то пошел к врачу и тот ему говорит: ну и пить вам нельзя. На что Петр Наумович парирует: ну в таком случае я не буду есть, потому что я только закусываю - под водку. Так что вы меня обрекли на голод».
Фото: РИА "Новости"
«Сколько отмерено, столько и проживу»
Петр Наумович относился к своему здоровью фаталистически - «сколько отмерено, столько и проживу». И даже если совсем плохо себя чувствовал, то все равно приходил в театр, работал, репетировал, стараясь никак не обнаруживать эту свою слабость. И все в его театре старались «не замечать», «не навязывать помощь», потому что любую помощь и явно выраженное сочувствие Петр Наумович воспринимал… ну плохо он это воспринимал. Потому что был очень сильным человеком, а когда силы уходят - это больно, это болезненно.
«Он не относится к своей персоне с таким вниманием: ах, что-то закололо, пойду я полежу, - рассказывают нам в театре. - Он, наоборот, никому не скажет, он сделает вид, что ничего такого нет, он будет продолжать работать. Мы иногда даже не знали, насколько все плохо. Но Петр Наумович действительно выздоравливал, когда работал. Преодолевая, через «немогу», приходил, репетировал… был лидером и опорой».
В театре его называли Фома. Он знал, конечно, и знал, разумеется, что его там очень любят. В Мастерской, которую он создал, на сцене шли какие-то особенные спектакли, на которые записывались загодя, за полгода, за год. Ни разочарований, ни тем более провалов можно было не опасаться. Их не было. А за кулисами была семья. Фоменко считал, что настоящий русский театр должен быть как большая семья, где царят теплые, честные человеческие отношения. Личная жизнь режиссера всегда была как бы на дистанции - на то она и личная. Он жил поблизости от своей Мастерской, на Кутузовском, вместе с женой Майей Андреевной Тупиковой, в прошлом актрисой. У нее на руках он и умер. Его сын и внуки живут в Литве.
В день кончины своего режиссера вся его труппа в самолетах и поездах. Сезон еще не скоро, у коллектива отпуск. Но к вечеру и завтрашнему утру все будут в Москве. А пока в театре разрываются телефоны, дирекция отвечает на звонки. Когда мы зашли, то увидели, что кто-то уже принес в театр огромную корзину цветов.
4 сентября Петр Фоменко собирался отметить свой юбилей вместе с родной труппой. Но его сердце остановилось раньше.
Фото: Personastars.com
Петра Наумовича похоронят в понедельник, 13 августа, на Ваганьковском кладбище рядом с его мамой. Панихида пройдет 13 августа в театре с 9 до 13 часов.
По словам Майи Андреевны, его вдовы, Петр Наумович не высказывал никаких мыслей по поводу того, где он должен быть похоронен. По ее словам, режиссер вообще не собирался умирать. По крайней мере, так было еще в среду.
Он лежал в кардиологическом центре Чазова и никаких особенных слов, указывающих на предчувствие конца, не говорил, имен преемников не называл. У Фоменко было обычное спокойное настроение еще накануне вечером, который Майя Андреевна провела с ним в больнице. Поэтому все вопросы по этому поводу, как и время прощания, будут решаться в четверг поздно вечером, когда в театре соберется вся труппа.
Значение Петра Фоменко, его творчество, его заслуги в культуре России не переоценишь. К сожалению, у нас известность и слава не прямо пропорциональны таланту и вкладу в искусство.
Елена СТРЕЛЬНИКОВА
ЛИЧНОЕ
«В жизни не надо быть индюком!»
Вот уже много лет я жалею об одном.
Однажды в ресторане «ЯР» «Комсомолка» награждала лучших молодых актрис года. И, конечно, среди них были замечательные девушки из «Мастерской Фоменко». Приехал и сам Петр Наумович. Так получилось, что мы немножко разговорились «по душам» и даже рюмку за успех театра выпили. И так он говорил о жизни, о судьбе, о театре, что хотелось тут же бежать за диктофоном. Но я не решился его спугнуть. Он ведь страшно не любил давать интервью. Хотя однажды мне удалось уговорить.
А когда я стал жаловаться на суету жизни, Петр Наумович вдруг по-хулигански - в глазах мелькнула хитринка - произнес: «А давай рванем сейчас со мной в театр, у нас там СПЕКТАКЛЬ!» Вокруг вовсю шумела редакционная тусовка, какие-то дела еще висели надо мной, и я стал что-то невнятное плести: мол, попозже, не сейчас, неприлично все бросить...
Фоменко вздохнул, как-то погрустнел: «Вот так всегда бывает, люди ведут себя не так, как хотят, а как необходимо...» И мне показалось, он даже чуть обиделся.
И я до сих грызу себя за это…
А единственное мое интервью с Фоменко в «КП» называлось «В жизни не надо быть индюком!». Он любил повторять эти слова. И в них весь Петр Наумович Фоменко.
Николай ЕФИМОВИЧ
Ксения и Полина Кутеповы и Галина Тюнина сыграли у Фоменко чеховских трех сестер - и еще множество чудесных ролей. Сейчас актрисы, как и вся труппа, осиротели...
Фото: Екатерины ЦВЕТКОВОЙ
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Петр ФОМЕНКО родился 13 июля 1932 года в Москве. После института им. Гнесиных поступил в Школу-студию МХАТ. Но оттуда его отчислили «за хулиганство». В 1961 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Фоменко поставил более 60 спектаклей. Он работал в кино, был режиссером фильмов «На всю оставшуюся жизнь», «Почти смешная история», «Поездки на старом автомобиле».
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
«Мастерская» без Мастера
- Ах, оставьте меня! - Соня мчится от молодого человека вся в слезах, почти убегает за сцену, но останавливается и с надеждой оглядывается на Николая. Растерянный молодой человек делает шаг к ней, протягивает руку…
- Ах, оставьте меня! - восклицает Соня (Ксения Кутепова), снова заливается слезами, снова убегает, - но вскоре снова с робкой надеждой оглянется.
Странно, почему именно эта сцена из "Войны и мира" вдруг приходит в голову, когда читаешь в новостях о смерти Петра Фоменко? Могли же прийти и многие другие. Гениальный диалог Глафиры (Галина Тюнина) и Лыняева в «Волках и овцах» - тот, где хохочущая Тюнина расписывает недотепе-собеседнику, как женит его на себе. Или разговор убитого на войне Михеева (Евгений Цыганов) со своей вдовой (Полина Агуреева); он лежит над ней и надо всей «абсолютно счастливой деревней» в небесном гамаке, и убеждает, что ей в доме нужен мужчина. Полина Кутепова в «Семейном счастии» восклицает: «Мы… едем… в Пе-тер-бууууууург?» В «Трех сестрах» сестры временами стонут «Мы будем рабо-о-отать» - и зал чуть не смеется над их трагической историей.
Фоменко и из «Войны и мира» (это его шедевр) сделал слегка чеховскую человеческую комедию: он поставил спектакль по первым 150 страницам романа, когда ни Андрей, ни Лиза, ни Наташа не подозревают о том, что их ждет. Они пьют чай, пишут письма, носятся, подслушивают, волнуются: «Андрэ так переменился» - и это идет четыре часа, а хочется, чтобы шло вечно.
О, черт, как же жаль, что он умер.
В его театре много отличных актеров, но вспоминают прежде всего актрис - сестер Кутеповых, Тюнину, Полину Агурееву, Мадлен Джабраилову, Наталию Курдюбову, Ирину Пегову (ныне она в МХТ), Веру Строкову: он их всех обожал, он позволил им создать прелестные, легкомысленные образы в своих дивных спектаклях.
Актрисы и актеры на него молились - и почти сразу начали молиться критики, а потом многие тысячи московских зрителей: запись на спектакли, которые играют на малой сцене, растягивается на годы. Уж давно стало пошлостью говорить про фоменковские постановки, что они «воздушные» и «легкие», что «магические» и «кружевные» - но что ж поделаешь, если они правда кружевные и магические.
Это вроде бы действительно «мастерская»: у Фоменко актеры могут произносить одну и ту же фразу по многу раз, словно пробуя разные интонации, и порой возникает ощущение, что тебя пригласили на читку пьесы; но господи, как же все они виртуозно овладели своими кусочками текста.
Мне смертельно жаль, что я никогда не увижу «Безумную из Шайо», «Таню-Таню», «Египетские ночи» - они давно сняты с репертуара, не увижу фоменковский «Лес», поставленный в «Комеди Франсэз», не увижу совсем ранние постановки «Мастерской» вроде «Приключения» по Цветаевой или «Шума и ярости» по Фолкнеру, которые изначально игрались вообще где-то в коридорах ГИТИСа (крошечный зал кинотеатра «Киев» «Мастерская» получила в свое распоряжение через много лет после создания труппы, отдельное здание построили в конце 2000-х).
И, конечно, жаль до ужаса, что сам Петр Наумович не поставит больше ни одного спектакля. Он воспитал отличных режиссеров, которым теперь придется обходиться без него. Хочется верить, что они справятся - но жизнь «Мастерской» без Мастера теперь точно будет совсем другой. Да, это редкий, очень редкий случай, когда слово «мастер» действительно стоит писать с прописной буквы.
Денис КОРСАКОВ