Николай Малуха За последние лет пять мы услышали множество сказочных историй о том, как интернет-инструменты - социальные сети, блоги, Twitter и YouTube - уничтожают диктатуры и положительно влияют на правительства. У нас социальные медиа постепенно приобретают деструктивные черты - люди нажимают like и думают, что уничтожили антинародный режим
Два года назад известный американский публицист Малькольм Гледвелл на страницах журнала The New Yorker опубликовал критическую статью "Небольшие изменения: почему революция не будет твитериться" (Small Change: Why the revolution will not be tweeted). Она вызвала бурную реакцию на страницах многих влиятельных изданий, так как попыталась поколебать всемирное увлечение социальными медиа.
Гледвелл раскритиковал слепое поклонение социальным медиа. Тогда он отметил, что всеми распиаренная
Twitter -революция в Иране только оповестила западных корреспондентов о нарушении, но ничего не сделала для координации и успешного завершения общественного недовольства. По мнению американца, интернет-инструменты способны проинформировать за короткий промежуток времени большое количество людей, помочь нуждающимся и найти донорские органы. Можно даже вызвать людей на улицу для осуществления общественного давления, но на этом все заканчивается.
Автор статьи саркастически заметил: у протестующих, стоящих на площади, не всегда под рукой Twitter и Facebook. Поэтому для кардинальных изменений и революций нужны - прочные связи (а не наличие нескольких тысяч виртуальных друзей) и иерархия (харизматический лидер, подотчетность, организационные подразделении по направлениям работы и т.п.).
Сказки о решающей роли интернета в арабских событиях и даже победе Обамы на президентских выборах не более, чем стремление компании по маркетингу в социальных медиа продать свои услуги потенциальным покупателям и повысить собственную общественную значимость.
Два года назад социологическая компания Pew Research Center опубликовала отчет об уровне вовлеченности американцев в общественном секторе. Исследователи отметили, в США 75% взрослых американцев принимают активное участие (в том числе финансовой поддержкой) в жизни волонтерских организаций и общественных инициатив. Так, интернет-пользователи оказались более активными, чем другие: 80% из них являются волонтерами, а среди тех, кто не пользуется всемирной сетью этот показатель составлял 56%.
Итак, мы видим, что общественная активность американцев основывается далеко не на
Facebook . Это - неотъемлемая составляющая жизни американцев, которая начинается в детском возрасте из воскресной школы, где малыши делают подарки для сирот (кстати, для украинских тоже). То есть, Обаму к власти привели не социальные сети, это сделали миллионы американцев, которые были волонтерами и работали на победу своего лидера. Интернет им только помог в этом.
В нашем обществе Facebook шаг за шагом заменяет "оффлайновую" жизнь и искажает восприятие реальности. Мы начинаем думать алгоритмами социальной сети. Влиятельность человека определяется не реальными делами, а количеством сторонников. О глубине высказанной мысли мы судим наличием "лайков".
Если почитать достоверность опубликованных сообщений, появляющихся ежедневно в интернете, складывается впечатление, что у Януковича сотни тысяч, миллионы ненавистников. Однако их нельзя увидеть ни на одной акции протеста. Люди выбрали удобный для себя формат антиправительственной деятельности - постить демотиваторы, фотожабы и раздавать "лайки" подобным себе единомышленникам. В интернете регулярно появляются и быстро приобретают популярность сетевые оппозиционные проекты, например фейсбуковская страница "Церкви Свидетелей Улучшения" в которую записалось почти 7 тыс. сторонников. Члены сообщества массово распространяют карикатуры и политический юмор. Чем не идеальная картина для власти: лучше играть в интернетах, чем митинговать на улицах.
Интернет-активисты искренне убеждены в силе собственного слова способного заставить президента кардинально изменить политический курс и, наконец, начать бороться с коррупцией. Политтехнологи удачно используют этот самообман - организуют "встречи с блогерами", после которых появляются сообщения о диалоге власти и общества.
Каждый пользователь социальных медиа считает святым делом рассказать о своих зарубежных поездках - о том, как там хорошо и какая у нас глупая страна. В этот момент так и хочется вспомнить о "Капитане Очевидность", потому что кроме поверхностных мыслей нет ни одного конструктивного предложения и желания выйти из онлайна в реальный мир для воплощения своих идей.
Интернет дал возможность любому примитивной существу почувствовать себя политическим экспертом-аналитиком, гуру и оракулом в одном лице. С того количества советов, замечаний и предложенных стратегий можно составить не одну сотни томов из серии "Как нам обустроить Русь". Только проблема в том, что авторы "идеальных идей" в жизни не пробовали воплотить и сотой части ими написанного.
И даже сейчас, когда есть прекрасная возможность заострить протестные настроения в стране благодаря грубым фальсификациям во время
голосования за закон о языках , не перестают появляться советы, пожелания и размышления на тему "недостаточной силы протеста для смены власти в стране". Друзья, я могу вам посоветовать только одно: выключайте Facebook и выходите на улицу. Там делается реальная политика и определяется твое будущее.
http://tyzhden.ua/Columns/50/54950