К генеральному прокурору РФ Юрию Чайке обратился предприниматель Александр Шульженко, ставший жертвой мошеннической схемы, в которую оказался втянут представитель высшего руководства Внешэкономбанка.
По поручению руководителя Республики Карелия сейчас идёт процесс финансового оздоровления ОАО "Кондопога". Этот процесс продвигается медленно, на заводе работают всего две машины из семи, многие работники находятся в вынужденных отпусках. ЦБК испытывает последнее время большие финансовые трудности. Шульженко вынужден был ещё в апреле прошлого года прекратить поставки сырья комбинату, так как его фирме ОАО "Кондопога" задолжало 30 млн рублей. До полного расчёта по долгам Шульженко не имел возможности возобновить поставки, но, осознавая, что остановка столь значимого градообразующего предприятия недопустима, решил проявить инициативу и найти инвестора для ОАО «Кондопога». С одобрения гендиректора комбината Бибилова Шульженко начал поиски инвесторов через свои связи. Как пишет предприниматель в письме прокурору: «В Москве я общался с президентом АНО «Переправа» Александром Ивановичем Нотиным. Я изложил проблему ЦБК Александру Ивановичу, он подумал и согласился помочь».
Содействие в получении инвестиций оценили в 45 млн рублей
В мае 2012 года А. Шульженко и В. Бибилов прибыли в Москву для переговоров. Переговоры проходили в офисе АНО «Переправа». Шульженко и Бибилову представили некоего Андрея Дерягина, который представился советником Сергея Васильева - члена правления и заместителя председателя Внешэкономбанка. Им пообещали настоящее чудо - организовать комбинату получение инвестиций во Внешэкономбанке в объёме до 8 млрд рублей.
В июне прошлого года на экономическом форуме в Санкт-Петербурге Шульженко и Бибилов встретились в престижном отеле «Астория» с Сергеем Васильевым, который лично представил Дерягина своим советником, полномочным вести от его имени переговоры по вопросам финансирования ЦБК.
Шульженко и Бибилову продемонстрировали, на каком серьёзном уровне с ними ведётся работа - экономический форум, престижный отель, зампред Внешэкономбанка. Какие тут могут возникать вопросы и подозрения? Проблема взаимного доверия была уже решена. Окрылённые успехом, Шульженко и Бибилов поверили обещаниям. Поэтому они согласились на все предложенные условия. Чтобы получить вожделенные 8 млрд рублей, нужно было оплатить хлопоты организаторов через какие-то сторонние фирмы. В письме Александра Шульженко к Юрию Чайке сказано: «Дерягиным была разработана структура компаний и договоров, платежей для подготовки документов на получение инвестиций во Внешэкономбанке. По представлению Андрея Александровича 27 июля 2012 года ОАО «Кондопога» заключило с компанией «Дабл ю уай джи интерннэшнл лимитед» контракт № WYG/ E2760C на оказание услуг по подготовке технико-экономического обоснования инвестиционных проектов ОАО «Кондопога» и их финансирование во Внешэкономбанке на сумму 19 млн рублей. Также Дерягину А.А. была выдана доверенность на представление интересов ЦБК во Внешэкономбанке. На сегодняшний день по данному контракту произведена оплата в сумме 14,5 млн рублей. Компания, ссылаясь на подписанные прежде акты по промежуточному выполнению работ по подписанному контракту, требует оплаты в объёме 4,5 млн рублей, заявляя, что работу завершила и передала пакет документов для предоставления в ВЭБ г-ну Дерягину А.А. Однако до настоящего времени в ВЭБ инвестиционная заявка и пакет документов так и не представлены». Как следует из жалобы Шульженко прокурору, Дерягин оказывает давление на В. Бибилова, требуя оплаты 4,5 млн рублей, прикрываясь Внешэкономбанком.
Кондопожский комбинат оплатил услуги и другой фирмы, представленной Дерягиным. Между ОАО «Кондопога» и ООО «НПМ» было заключено генеральное соглашение о деловом сотрудничестве по нахождению инвестиций для финансирования проектов ЦБК. По данному соглашению ЦБК оплатил аванс в сумме 26 млн рублей. Но ОАО «Кондопога» не получило каких-либо документов, подтверждающих факт оказания услуг, и выставило в адрес ООО «НПМ» претензию. Из письма Шульженко генеральному прокурору РФ: «Согласно п.1.1 договора документами, подтверждающими факт оказания услуг, являются заявки, экономическое обоснование и планы, полученные в результате переговоров с различными банками и финансовыми институтами. Кроме того, ООО «НПМ» попыталось отчитаться за оказанные услуги электронным носителем (электронным диском), который был передан актом от 22.01.2012 г. и на котором данные материалы отсутствуют. В связи с отсутствием отчётности по выполненным работам ОАО «Кондопога» просит вернуть перечисленные деньги, но руководство ООО «НПМ» ссылается на то, что якобы по распоряжению представителя ВЭБа все деньги отправлены на другую фирму и они договор выполнять не будут».
Маскарад с обещанием 8 млрд рублей помощи был затеян для того, чтобы вытянуть из Шульженко и Бибилова несколько десятков миллионов рублей и затем банально кинуть. С формальной точки зрения Генеральная прокуратура никаких претензий к Внешэкономбанку предъявить не сможет. У ВЭБа нет обязательств перед ОАО «Кондопога». Что касается договоров о консалтинговых услугах со сторонними фирмами, то таких дел по всей стране огромное количество и найти «уплывшие» деньги, как правило, не удаётся. Фирмы ликвидируются, с «зиц-председателей» взять нечего, а реальных получателей денег за руку не поймаешь.
Ничего не предъявишь на первый взгляд и зампред Внешэкономбанка Сергею Васильеву. Допустим, он не станет отпираться, что встречался в гостинице «Астория» с Бибиловым и Шульженко. Но запись беседы не велась, обещания давались устно, подписи Васильева на документах нет. Что-либо доказать невозможно. Встретились, поговорили, выпили по чашечке кофе и разошлись. Какие могут быть вопросы?
В городе Кондопоге нарастает социальная напряжённость, вызванная проблемами на градообразующем предприятии - Кондопожском ЦБК. Финансовое оздоровление предприятия пока не приносит ощутимых результатов, и ситуация может в любой момент взорваться.
Источник:
http://versia.ru/articles/2013/apr/15/vneshekonomobman UPDATE: Удалось раздобыть и само обращение Александра Шульженко к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке. Смотрим и читаем внимательно.