Oct 02, 2013 11:04
Каждому этапу развития детей соответствует определенный уровень развития иммунной системы. Именно от этого зависит, чем и в каком возрасте малыши болеют и как реагируют на агрессию внешнего мира. По аналогии с развитием мозга процесс созревания иммунной системы продолжается у детей многие годы. Память нейронная и память иммунологическая не наследуются, но приобретаются человеком с возрастом.
Плод начинает вырабатывать собственные иммуноглобулины между 10-й и 12-й неделями внутриутробного развития. Он синтезирует значительное количество иммуноглобулинов G сам и, кроме того, получает их через плаценту от мамы. Материнские антитела класса G защищают новорожденных и детей первых месяцев жизни от дифтерии, вирусов полиомиелита, кори, краснухи, от микробных инфекций, которые вызывают менингит, скарлатину, ревматизм и столбняк.
Если микробы или вирусы, проникающие через плаценту, атакуют плод, его иммунная система отвечает увеличением количества иммуноглобулина М. Повышение содержания этого иммуноглобулина в крови пуповины свидетельствует о том, что малыш болен.
Выработка иммуноглобулина А начинается только с четвертого месяца жизни ребенка, и лишь к 4 годам его показатели приближаются к значениям взрослых. Эти антитела не проникают через плаценту, а значит, у малышей есть физиологический дефицит иммуноглобулина А. Таким образом, слизистые оболочки полости рта, дыхательных путей и пищеварительного тракта детей лишены первого иммунного барьера. Природа восполняет этот дефицит, если ребенок получает грудное молоко, ведь иммуноглобулин А содержится в нем в достаточных для защиты ребенка количествах.
Очень многие родители озабочены состоянием иммунной системы своего ребенка, они спрашивают врачей, насколько «хорош иммунитет» у их ребенка и как его улучшить. Сейчас стали расхожими термины «ослабленный иммунитет», «иммунная недостаточность», «иммунодефицит». Чаще всего они употребляются без должного повода, поскольку в большинстве случаев иммунная система ни при чем. Это не безобидные заблуждения - многим детям назначают лекарства для «укрепления иммунитета», хотя в болезнях этих детей повинны другие факторы, в том числе нарушение правил здорового образа жизни.
Способностью вырабатывать антитела обладают уже новорожденные дети, поэтому говорить о том, что у них слабый иммунитет, нельзя. Правда, дети до двух лет хуже вырабатывают иммунитет на содержащиеся в оболочке ряда микробов полисахариды, так что их заболеваемость пневмококковой, менингококковой и гемофилюсной инфекцией выше, чем у более старших детей. Но, в отличие от взрослых, переболевших и имеющих антитела ко многим сотням микробов, и особенно вирусов, дети еще не имеют такого «иммунологического опыта» и поэтому болеют чаще. Особенно часто они болеют при наличии множественных контактов - в яслях, в транспорте, в общежитиях и в чрезмерно гостеприимных семьях, - и винить в этом «плохой иммунитет» нет оснований.
Формирование иммунной системы у малыша начинается еще внутриутробно, когда устанавливаются сложные связи между организмом матери и плода.
Новорожденные дети и дети первых месяцев жизни защищены материнскими антителами, то есть если мама переболела или была привита до беременности, например, от кори, краснухи, то она передаст готовые антитела малышу.
В процессе роста ребенка существуют определенные «критические» периоды в формировании иммунной системы.
Первый критический период - период новорожденности (до 28 дней жизни). В это время иммунная защита ребенка подавлена. Поэтому младенец очень восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию условно-патогенных микробов, которые способны вызывать заболевания в условиях сниженного иммунитета.
Второй критический период - 3-6 месяцев жизни - обусловлен разрушением материнских антител в организме малыша. Но на проникновение инфекции в организме ребенка все же развивается первичный иммунный ответ. Однако в этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ. Также в это время отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Кроме того, если на первом году жизни ребенок не получил материнские антитела (мама не болела и не была привита или не кормила грудью), тяжело и нетипично протекают детские инфекции (коклюш, ветряная оспа, краснуха и др.). И, к сожалению, в дальнейшем ребенок может заболеть ими вновь, поскольку пока у него еще не развита иммунологическая память. В этом же возрасте могут появляться пищевые аллергии.
Третий критический период - 2-3 года жизни ребенка. У малыша значительно расширяются контакты с окружающим миром. Основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ, хотя уже могут образовываться иммуноглобулины G. Система местного иммунитета (иммуноглобулины А) сохраняется незрелой. Дети все еще чувствительны к вирусам и бактериальным инфекциям, причем характерны повторные заболевания.
Четвертый критический период - 6-7 лет. У ребенка в этот период уровни иммуноглобулинов М и G соответствуют параметрам взрослых, однако иммуноглобулин А имеет еще низкие значения. В это же время величина иммуноглобулина Е достигает максимального уровня. В 6-7 лет формируются многие хронические болезни, нарастает частота аллергических заболеваний.
Пятый критический период - подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов (тканевых образований, в которых образуются иммунные клетки и где они приобретают иммунную специфичность). После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний.
Всякая система может быть неисправна, и в этом смысле иммунная система - не исключение, хотя ее “поломки” встречаются намного реже, чем, например, автомобиля или телевизора. При ее неисправности говорят об одном из трех видов иммунодефицита. Первичные иммунодефицитные состояния - группа врожденных болезней, при которых то или иное звено иммунитета не работает. После рождения эти дети могут какое-то время оставаться здоровыми за счет полученных от матери антител, но затем у них все чаще развиваются серьезные гнойные инфекции. У ряда больных нарушены функции Т-лимфоцитов, что ослабляет иммунитет в отношении ряда условно-патогенных микроорганизмов. Часто это дрожжевые грибки, которые “сдерживаются” на коже и слизистых Т-клетками. При их врожденном дефекте возникает упорная молочница (белые налеты на слизистой рта), грибковые поражения кожи, пищевода, внутренних органов. У некоторых детей иммунная система развивается медленнее обычного, что может сопровождаться повторными гнойными процессами (например, фурункулезом) или рецидивами молочницы. Иммунная система созревает только на 1-З-м годах жизни, и все неприятности остаются позади. Число таких детей невелико, лечить их значительно легче, чем больных с истинным иммунодефицитом. Они полностью поправляются. Если у вашего ребенка нет тяжелых гнойных инфекций или грибковых поражений, не стоит даже думать о первичном иммунодефиците. Приобретенный иммунодефицит - это СПИД. Инфекцию ВИЧ (вирусом иммунодефицита человека) дети получают от инфицированной матери или при проведении инъекций без соблюдений правил стерильности. ВИЧ лишает зараженного защиты от условно-патогенных микроорганизмов (грибки, пневмоцисты, многие бактерии). Индуцированный (лекарственный) иммунодефицит - болезнь рукотворная, развивающаяся в результате применения средств, подавляющих иммунные реакции. Они используются для лечения злокачественных болезней, иммунопатологических реакций (после трансплантации органов с целью предупредить их отторжение), ревматоидного артрита, гломерулонефрита. К ним относятся рентгеновское облучение, многие онкологические препараты, а также кортикостероиды в больших дозах. При всех трех формах иммунодефицитов прививки убитыми вакцинами не противопоказаны. Правда, не у всех больных вырабатываются антитела в достаточных количествах, так что им вводят дополнительные дозы. Живые вакцины у некоторых больных могут вызывать тяжелые реакции, поэтому их не вводят. Исключение составляют ВИЧ-инфицированные дети, поскольку соответствующая инфекция может быть для них смертельной.
Многие родители, дети которых часто болеют ОРВИ, считают, что это признак иммунодефицита. Некоторые иммунологи поддерживают такую точку зрения, ставя диагноз “вторичного иммунодефицита”, не вкладывая, конечно, в термин вышеописанных понятий. Родителям и больному от этого не легче, поскольку раз дефект иммунитета есть, значит, его надо исправлять. У детей исследуют иммунограммы, проводят курсы лечения иммуномодуляторами, обычно без заметного успеха. Что же является причиной болезней? Сначала об иммунограммах. При подозрении на иммунодефицит исследуется содержание иммуноглобулинов, иногда - фагоцитоз (тетразолиевый тест), редко - способность вырабатывать антитела. Каждый из этих тестов имеет четкую границу нормы, ниже которой - иммунодефицит. С помощью специального исследования оценивают стадию СПИДа. В норме разброс показателей может быть очень значительным. Поэтому проведение иммунологического исследования без клинических признаков иммунодефицита нецелесообразно, а его результаты не подлежат интерпретации. В большинстве случаев при таких жалобах речь идет о повторных вирусных инфекциях, которыми, кстати, дети с истинным иммунодефицитом чаще не страдают. Известно более 300 разновидностей респираторных вирусов, причем иммунитет к ним можно приобрести только в результате заболевания, поскольку вакцин от них нет. Поэтому дети, начиная со второго полугодия жизни, переносят одну за другой эти инфекции. Исследование частоты ОРВИ показало, что дети раннего возраста как в развитых, так и в развивающихся странах переносят в год 5-8 заболеваний. Из-за большего числа контактов городские дети болеют чаще сельских (до 12 раз в год в крупных городах). Дети, посещающие детские дошкольные учреждения, первые год-два болеют особенно часто, затем частота ОРЗ снижается. Домашние дети, напротив, чаще болеют в школе, поскольку до этого имели меньше контактов с инфекцией. Дети-аллергики болеют чаще - дело опять-таки не в их иммунодефиците, а в особенности их иммунного ответа на вирусную инфекцию. Но не только частые контакты с источником инфекции или аллергия могут способствовать повышенной заболеваемости. Вот тут полезно вспомнить о барьерах и их поломке. Заражение вирусами происходит через нос, и чем ниже барьерная функция носа, тем легче вирусу проникнуть в организм. Снижается она при нарушении кровообращения в слизистой под влиянием холода, причем только у незакаленного ребенка. У закаленного, даже не имеющего антител к данной инфекции, больше шансов не пропустить вирус или же задержать его на время, необходимое для выработки иммунитета. Поэтому закаленный ребенок или не заболеет совсем, или переболеет легко. Другой пример - состояние миндалин и аденоидов. Только здоровые миндалины способны выполнять свою иммунологическую функцию, если же они изменены повторными воспалениями, то не только не помогают в борьбе с инфекцией, но и сами становятся ее источником. И в этом случае речь идет не о дефекте иммунитета, а о хроническом тонзиллите. Затруднение носового дыхания при увеличении аденоидов ведет к дыханию через рот, недостаточному увлажнению воздуха, подсушиванию слизистой бронхов и снижению их способности очищать воздух. Надо помнить, что и табачный дым, раздражая слизистую дыхательных путей ребенка, резко повышает его восприимчивость к инфекции. Большинство таких детей повторно лечатся антибиотиками, подавляющими нормальную флору, и своевременно не вакцинируются из-за наличия “вторичного иммунодефицита”. Поэтому их незащищенность перед инфекцией возрастает еще в большей степени. Что же делать? Ответ очевиден: прежде всего надо забыть об иммунодефиците и найти истинную причину частой заболеваемости. Если ребенок маленький, не стремитесь “познакомить” его с большим числом посторонних. Помните, что каждый из них может стать источником инфекции для вашего ребенка. Конечно, нельзя держать малыша в полной изоляции, но ограничить число контактов в помещении (где чаще всего передается инфекция) стоит. Пусть лучше общается на улице. Не курите дома - и скоро вы увидите разницу в частоте инфекций. Закаляйте ребенка, это повышает устойчивость к респираторной инфекции. Следите за состоянием миндалин и аденоидов, при их заболевании - лечите. Своевременно вакцинируйте ребенка, опыт показывает, что частоболеющие дети нормально переносят прививки, а болеть корью или коклюшем, в дополнение к их ОРВИ, совсем ни к чему. А главное, не сваливайте “вину” за частые респираторно-вирусные инфекции на дефекты иммунитета вашего ребенка - скорее всего, их у него нет.
Подрастая, малыши проходят через несколько критических периодов развития иммунологического ответа, когда на воздействие антигена иммунная система дает парадоксальный, то есть необычный ответ: он может быть либо недостаточным для защиты (иммунодефицит), либо чрезмерным (аллергия).
исключить состояния, которые повышают риск нежелательных реакций. Сама же иммунная система ребенка в том возрасте, в котором проводят прививки, пострадать никак не может. Сможет ли ребенок выработать иммунитет сразу на несколько прививок? Для выработки антител на один антиген “отправляется” небольшое число В-лимфоцитов, так что и на 10, и на 100 антигенов их у ребенка хватит. Это, кстати, строго доказано соответствующими исследованиями.
Доказано, что иммунная система ребенка, даже на фоне инфекции, вырабатывает достаточно антител. И все же врачи не прививают больных, так как есть риск не отличить осложнение болезни от прививочного осложнения со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Плановая вакцинация откладывается до окончания острых проявлений заболевания и обострения хронических заболеваний. При нетяжелых ОРВИ, острых кишечных заболеваниях и др. прививки проводятся сразу же после нормализации температуры.
md