Какова роль России в мире? (первая часть)

Nov 12, 2017 19:44



Сегодня иногда говорят про то, что у России «особый путь», а иногда, что она должна «наконец стать по настоящему западной страной». Я бы хотел внести долю конкретики в подобного рода споры и показать, чем Россия только и может быть, использовав для этого аргументацию из области, на которую не часто обращают внимание. Но перед тем как начать излагать эту аргументацию, мне необходимо кое о чем упомянуть, а потом с этим размежеваться, ибо кто то может оказаться компетентным в подобных вопросах и ошибочно «записать» меня в приверженцы того, что называется «Геополитика».

«Отцами основателями» «Геополитики» являются прежде всего шведский ученый Рудольф Челлен, немец Фридрих Радцель и фашистский элитный коммуникатор и дипломат Карл Хаусхофер. Нужно понимать, что они разумели под «Геополитикой» не только то, что обычно мы подразумеваем, услышав это слово - мол, геополитика занимается вопросами взаимоотношений глобальных политических акторов на всем пространстве нашей планеты, а потому она не просто «политика», а «геополитика». Конечно, вышеупомянутые «отцы основатели» имели ввиду и этот аспект, но он для них был не самым решающим. Решающим же аспектом было то, что их «Геополитика» (Челлена, Радцеля, Хаусхофера и ко.) основывается на постулате, что сознание, психология, менталитет, культурные особенности народов и многое другое формируются ландшафтами земли, на которых эти народы обитают. Дальше из этого выводятся отношение к государству, государственным институтам, политическое целеполагание и все остальное. В радикальных версиях, например, в варианте Лео Фробениуса, народ вообще не является субъектом и творцом культуры, а является ее объектом и всего лишь служит для нее переносчиком.

Современные апологеты такого понимания, когда «ландшафт решает все», стараются придать своим интеллектуальным построениям и доказательствам научный и рациональный характер. Однако при более близком и детальном знакомстве с предметом «Геополитика» вдруг становиться понятно, что она носит не рационально-научный характер, а является оккультным учением и именно в качестве таковой ее следует мыслить. Хочу сказать, что не считаю, разумеется, всех кто занимается геополитикой и использует это слово, поборниками эзотерических знаний. 99% политиков и даже политологов (хотя политологи то знают от куда растут «геополитические ноги») да и мы с вами, используем это слово в первом, приведенном тут мною, значении. Именно в таком качестве слово «геополитика» употребляется на телевидении. Но такие поборники идей «Геополитики» как например Дугин и не только он, всегда имеют ввиду и второй, менее употребительный смысл.

Так вот, я обо всем этом прекрасно знаю, и возможно в будущем даже напишу книгу, но тут я все это привел, дабы те мои построения, которые я приведу ниже по поводу России, ни кем, не дай бог, не были запараллелены с «Геополитикой» (будем этот род геополитики писать в скобках и с большой буквы) Радцеля, Челлена, Хаусхофера и тем, что о России, например, говорит Дугин, опираясь на того же Радцеля. Все это мне глубоко чуждо. Теперь же, размежевавшись с «Геополитикой», я могу приступить к своим геополитическим построениям.

Я считаю, что вопросы о месте России в мире, ее пути, того как она сама себя определяет и мыслит в истории и другие, должны прежде всего рассматриваться с точки зрения ее культуры, истории, и, одним словом, с точки зрения всего того, что определяет особенности историко-культурной личности под именем «Россия». Так это обычно и обсуждают, рассматривая, например, споры «западников» и «славянофилов», различия православия и католицизма и многое другое. Все это я полностью поддерживаю и разделяю. Я только говорю, что не собираюсь все эти рассмотрения подменять анализом специфики ландшафта, как это делают представители «Геополитики».

Но вместе с тем, конечно не стоит сводить влияние ландшафта на менталитет человека к нулю. Наверно менталитет человека, родившегося и жившего в горах, отличается от человека жившего, например, в степи. Сказать, что этих отпечатков совсем нет, было бы неправильно. Но, с моей точки зрения, дух и культура, к ландшафту не привязаны, во всяком случае тем способом как это видели Радцель и ко, и именно культура и дух определяют человека, а не то, на каком ландшафте он проживал большую часть своей жизни.

Есть еще один «геополитический» параметр - это плотность населения. «Патриот» и «евразиец» Дугин любит рассматривать Россию с точки зрения «Геополитики», а между тем, отцы основатели, включая прежде всего Хаусхофера, а также его японских коллег, видели в России главного врага именно по причине того, что она занимает огромную территорию, с очень разреженным населением. Еще бы! Ведь «научность» геополитики гласит, что такое сочетание территории и разреженности населения глубоко порочно и должно быть изменено… Если же, кто вспомнит про специфические «оси», например, ось «Берлин-Москва-Токио», на основании, которой нужно было строить союз с фашистскими Германией, Японией и СССР, идею о котором так часто любят вспоминать современные неонацисты, особенно по поводу идей на основе которых Россия должна быть объединена с Германией, то никто из настоящих идеологов этого проекта не видел Россию в таком блоке в качестве самостоятельного и тем более собственно русского элемента. Говорилось прямо, например, тем же Хаусхофером, что такой союз очень желателен, но при условии, если Россия «избавиться от всего не совместимого с нашим духом». Под «нашим духом» Хаусхофер, разумеется понимал, в первом приближении, дух немецкий, но только в первом приближении… Короче, ратовать за такой союз сегодня могут только либо не компетентные люди, либо предатели интересов России. И прежде всего от этого должны были бы отмежеваться русские националисты, ибо кому, в первую очередь, как не им, следует сказать твердое «нет» формуле, согласно которой некий специфический союз будет выстроен в обмен на отдачу русского духа? Но русские националисты, как и многие другие, компетенцией, по столь специфическому вопросу, обладают редко…

Так вот, тут я, делая заметку на полях, выдвигаю гипотезу, что «геополитикам», по мимо их оккультных заморочек, ненавистны страны вроде России (кстати, а есть ли вторая такая страна в этом смысле?) с огромной территорией и низкой плотностью населения, потому, что такая комбинация, при условии самостоятельности страны, всегда будет порождать мессианские идеи, а они-то, как раз и противны «духу Геополитики». Если это так, то тут есть вполне рациональное зерно, которое я и хочу рассмотреть, в данной статье.

Россия занимает огромную территорию с низкой плотностью населения, плюс ко всему, она является многонациональной и много конфессиональной страной. Такая конфигурация (не только и не столько ландшафт! А именно такая конфигурация из многих элементов) ко многому обязывает. Увы, смутно и в большинстве своем, подсознательно, ощущая груз таких обязательств, многие сегодня говорят, например, об отделении Кавказа, или других областей, то есть идут попытки изменить, обсуждаемую нами, конфигурацию России. Многие говорят о «смене русского ядра». Но этот аспект русского культурного ядра (хотя и наиболее определяющий) мы тут не рассматриваем. Мы тут будем говорить только о конфигурации и что из нее непреложно следует, и потому, что все в одной статье не опишешь, а главное потому, что все, что связанно с «культурным ядром», хотя и важней всего остального, но менее наглядно, - это сложнее «пощупать». А я же затеял написание этой статьи, только для того, чтобы стала явлена читателю прочнейшая связь России и ее мессианской роли в мире, на которую она обречена. Моей задачей в этой статье является показать именно ту связь, которую можно «пощупать», а размер России, плотность ее населения, многоконфессиональность и много национальность - «пощупать» можно. А то что можно «пощупать» является более убедительным, чем разговоры о «русской историко-культурной личности», пускай они то говорят о том, что еще важней… Но я тут про «пощупать» и про те «параметры» идей и русского духа, которые прочно сочетаются с этим «пощупать». Подчеркну, я говорю не про дух как таковой или идеи, а только про те свойства, которыми они должны обладать и до сих пор, надо сказать, обладают в России.

Так вот, в наследство от наших предков мы получили такую конфигурацию. Такая конфигурация без сомнения получилась не сама собой, а из-за особенностей нашего национального духа… В чем его основные (прошу прощение за то, что употребляю это малоподходящее слово) «параметры»? Они в том, что русские создавали империи определенного, специфически русского образца, фундаментально отличающиеся от империй западных стран. Русский дух так жил тысячелетиями. Он строил империи, в которые на равных правах входили различные народы и религиозные верования. А еще этот дух стремился к необъятности, желание которой никак нельзя свести к прагматике. Зачем Ермак покорил Сибирь? Почему Россия простирается аж до Тихого океана? И не просто простирается как, какая ни будь, Римская империя (слова «какая ни будь» по отношению к Римской империи, я употребил намеренно, ибо для меня, перед тем, что создавала Россия на протяжении веков, Римская империя «отдыхает»…), а простирается именно как Россия. Да, она называлась «Российской империей», когда в нее входили Финляндия, Курляндия и другие мало комплементарные России территории. Но во-первых, комплементарность иногда дело времени и умения… А во-вторых, без этих образований, никто, кроме сепаратистов и идиотов, не говорит о Татарстане или Туве как не российских. Это все территория России… Об этом не говориться так же, как, например, Французы не вспоминают о галлах и франках. У них есть единая нация - «французский народ». Но у них нация, а у России что? Одно дело спаять этих самых галлов, франков и другие племена, проживавшие в древности на территории Европы, а другое дело соединить русских, татар, кавказцев, чукчей и всех остальных, при чем сделать это не на скромной территории Франции, а на просторах нашей необъятной… Дальше нужно было бы говорить о «русском симфонизме» и углубиться в эту важную и глубочайшую тему… Но я вернусь на основную стезю статьи.

И так, мы сегодня получили в наследство от наших предков Россию именно с такой конфигурацией. Ясно одно, что, либо будет эта конфигурация и Россия, либо России не будет. Тем, кто мечтает о «русской Швейцарии», нужно смириться или уехать. Такова неприложная объективность. Россия будет либо большой, многонациональной и многоконфессиональной, со всеми вытекающими от сюда «нешвейцарскими» обстоятельствами, либо ее не будет. И это вопрос не только специфики «русского ядра», менталитета, культуры, это специфика объективной наличной данности. Вы не согласны с тем духом, который столетия строил Россию как анти-Швейцарию? Ваше право… Россия должна быть? Если нет, то лучше уезжайте… Если да, то смиритесь, ибо это объективная реальность - «Россия не Швейцария». А если вы начнете менять эту объективную реальность (а человек, на то и человек, чтобы ее изменять) то знайте, что если вы ее меняете в сторону «швейцаризации» России, то это тоже самое, что начать ее убивать, а если изменять объективную реальность согласно русской специфике, то это совсем другое… Но, в конце, такого позитивного для России изменения, Швейцарии не будет, это нужно четко понимать. Нельзя в Росси мечтать о том, что в ней когда-нибудь будет как в Швейцарии - это шизофрения. В ней будет только либо по-русски (я имею ввиду тут самое широкое, а не только этническое, понимание «русскости») либо ее не будет…

Но что такое по-русски и согласно русской специфике? Как я уже говорил, тут не место погружаться во все тяжкие этой проблемы. А место осветить самое очевидное основное и то, что связанно с тем что можно «пощупать». Так вот, если Россия хочет быть, то она может быть только мессианской. Любая идея, какая бы она не была, если она совместима с жизнью России, может носить только мессианский характер. Давайте попробуем это конкретизировать.
Перед вами задача: Россия огромна, население разрежено, оно многонационально и многоконфессионально - это константы. Россия должна жить, а жить значит и развиваться. Что вы будете делать? Я понимаю, что сердцу не прикажешь… И может вам хочется Швейцарии… Ну что ж… Я ведь только сказал, что в итоге развития России никогда не получиться условная Швейцария, но я не сказал, что хотеть подобного - преступление, это в худшем случае - шизофрения. Но ведь человеку свойственно делать невозможное, так, что сегодня это шизофрения, а завтра нет. Я меньше всего хочу кому бы то ни было «подрезать крылья», будь он хоть трижды либерал. У меня только есть рамочные условия, а в их рамках можно думать и делать все что душе угодно. Либерал и любишь Россию? Нет никаких проблем… И, более того, в русской истории есть как раз соответствующие примеры и рецепты. Если вы готовы рискнуть совместить мечту о русской Швейцарии с Россией, то станьте Петром первым. А знаете, что получиться? Я сейчас постараюсь в красках описать.

Во время одной из телепередач на телеканале «Культура» «Что делать?», которые бессменно ведет Виталий Товиевич Третьяков, профессора Вадима Михайловича Межуева посетило безумие, находясь под влиянием которого, он сказал, что в России все идеи выглядят дико: социализм, коммунизм, либерализм и даже постмодернизм. «Мы гробим все идеи на свете!» - орал философ. На, что Виталий Товиевич сделал пару верных замечаний: «Почему вы меня обижаете?», - спросил ведущий и добавил: «почему мы тысячу лет существуем?». Чем было порождено безумие Межуева и что он на самом деле имел ввиду? Действительно, все что пересаживается на русскую почву будет расти по-русски, а не по-Швейцарски, по-Немецки или даже по-Китайски, будь то идея или даже технология. Все начинает приобретать нашу отечественную специфику. Современные как бы западники и как бы либералы ненавидят саму эту специфику, а между тем, эта специфика сводиться отнюдь не к коррупции и другим нашим негативным чертам. В основе ее лежит в частности то, что я назвал «конфигурацией».

Если ты находишься в пределах садового московского кольца, то ты почти не чувствуешь, что Москва - это город, находящийся в сердце огромной холодной страны. Но стоит отъехать ближе к окраине… Или посетить любой другой город, кроме Питера, о котором ниже, то ты сразу видишь, что, например, пред тобой не газон, а лесная трава-мурава, причем даже если этот газон находиться в центре города миллионника. Или же, если какие умельцы умудрились посадить и подстричь английский газон, то он выглядит «ни к селу, ни к городу», как инородное тело. Благоустраиваешь все благоустраиваешь, а оно бац… И вот они уже цветочки лютики из леса начинаю прорастать… А еще ты везде чувствуешь, даже в городах с миллионным населением, что эти города как бы обволакиваются огромным пространством, что они есть только небольшие очаги цивилизации посреди безмерных пространств русской дичины. Это ощущение, как я уже сказал, умудряется заглушить только Москва и то, только внутри садового кольца. И никуда ты от этого не денешься.

Тоже самое происходит и с «ковровыми дорожками». В Каннах или в Голливуде они не смотрятся инородными телами, но, даже если они проходят в Москве, они производят странное ощущение: как будто бы бабы и мужики в костюмах и длинных платьях в лес за грибами пошли… И проблема не в костюмах и платьях самих по себе, а в самом светском пафосе. Все расслаблено, помпезно, гламурно… Для Швейцарии - нормально, а вот для России -дико. Не стоит право во фраке шастать по лесам Русской Сибири, Уральским горам, вулканам Камчатки или по степям Калмыкии. И все это ощущают и зрители, подобных церемоний, и сами участники.

Ровно тоже самое и с идеями, и с чем угодно еще. Но что делать? Неужто все так и будет необустроенно и не ухожено? Ну почему не будет… Давайте для простоты и наглядности я предложу такой проект. В Европе часто, для порядка, нумеруют деревья. В России, по понятным причинам, проект нумерации деревьев выглядит дико, как ковровая дорожка или английский газон… Но! Если засучить рукава и выдвинуть такой проект и всем миром навалиться… Почему бы и нет! Очень даже все возможно, ибо нет ничего невозможного для человека! Тут для меня «нумерация деревьев» это метафора проекта «Обустройства России». Так вот: «Даешь проект обустроить Россию!». Да не вопрос!

Но тут нужно сделать небольшое отступление. Что значит обустроить Россию и что значит обустроить, например, Германию или даже всю Европу? Я видел аутентичных немцев в Калининграде, ворчащих на сломанную брусчатку на мостовых. Для них это непорядок, неустроенность. Они бы хотели вернуться и все обустроить. Ну хотеть не запретишь, пусть хотят…

Но что такое обустройство по-немецки подразумевает? Это подразумевает полуавтоматические действия, главным побудительным мотивом к которым есть вот это вот «непорядок-с…». Когда вы видите, что на вашем письменном столе или даже квартире, что-то лежит не на месте вас, начинает внутри скрести чувство: «непорядок-с…», и вы просто переставляете предмет на подходящее ему место. Так можно действовать в Европе. А что вы будете делать в России, в которой этот «непорядок-с» распространяется не на письменный стол, не на квартиру, и даже не на территорию всей Европы, а на одну шестую часть суши? Ваше чувство «непорядка» либо офигеет, и вы сойдете с ума, либо оно во что-то трансформируется… Боле того, переставить предмет с одного края стола на другой - требует одной энергии и вдохновленности, а пронумеровать деревья вол всей Сибири - совсем других…

Значит Россию не обустроить? Повторюсь: нет не значит! Если чувство «непорядок-с» переплавиться во что-то более серьезное, а в народе зажжется или кто-то в нем зажжет массовую страсть к порядку, то он Россию обустроит - нет ничего не возможного. Швейцария величиной с Россию - почему нет? Но вот только это будет отнюдь не Европа. Швейцария величиной с Россию, где все под номерами, в газонах и работает как часовой механизм - это Швейцария? Понятно, что это не Швейцария, а Россия, воспринявшая на свою почву некоторые идеи…

А если вы «чувство «непорядок-с» сменили на страсть к обустройству гигантской территории, вы будете Швейцарцем? Конечно нет! Вы будете русским, которому взбрела в голову европейская идея. А если вы останетесь условным европейцем, то проект обустройства Росси вам окажется не по плечу. Так что никуда вы от этой самой конфигурации не денетесь. А так все можно, даже «мерседесы» производить, но только они будут не «мерседесами», а «Зисами», внутри которых будет красное дерево. Сказали же качественный и роскошный автомобиль? Ну вот и получайте! А не какой-то там Мерседес… И все будет примерно таким же образом.

Какие примеры чему-то подобному есть в нашей истории? Этим во многим занимался Петр. «Что это за бороды у вас тут? Что за извечная русская густопсовость! Сбрить!», - считал Петр. «А это что? Болото? Но нам нужен форпост и выход к морю!..», - говорил вероятно Петр оглядывая болота, на которых теперь стоит город его имени. «Но Петр Алексеевич! Там же болото!», - вероятно восклицали опешившие подчиненные, боявшиеся даже помыслить о чем-то подобном. «Пошел вон!», орал им Петр и вероятно добавлял: «Тут будет город заложен! И не просто город! А европейский! Он будет расчерчен прямыми улицами как шахматная доска! А не как эта Москва, где все «вкривь и вкось»! И, как говорила одна из чеховских героинь: «Я посажу цветочки и будет пахнуть!» Петр вбивает в болото шахматную доску Петербурга. Петр несомненно западник и европеизатор, но только обуреваемый русскими страстями и действующий в русской специфике, основанной, в частности, на российской конфигурации… Кто-то может сказать, что Петр или кто-либо из европейских деятелей, это одно и тоже, или хотя бы они во многом похожи? Нет конечно. Никакому европейскому правителю не придет в голову вбивать в гигантской стране на болоте город с идеально расчерченными улицами. А у Петра это была идея! Он так все делал… Человек он был страстный - это никто не может отрицать. Ну так он свою страсть, в частности, и направил на благоустройство…
(продолжение следует...)



Previous post Next post
Up