иерей Даниил Сысоев о канонических нормах Крещения.

Jan 18, 2012 22:12

выступление отца Даниила Сысоева в Обнинском Духовно-просветительском Центре 29 мая 2006 года, на собрании посвященном теме катехизации и оглашению перед Крещением.



«Часто можно слышать, что каноны ничего не говорят о Крещении, но это не так. Существует ряд церковных норм, которые представляют собой некое связанное единство. 2 правило I Вселенского Собора прямо запрещает допускать человека без должного испытания до святого Крещения. Существует каноническое описание оглашения, эти канонические описания даны в 7 правиле II Вселенского Собора: «Всех других еретиков, кроме перечисленных выше, которые желают вступить в Православную Церковь, приемлем, яко язычников «в первый день делаем их христианами, во второй оглашенными, в третий - заклинаем их с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в Церкви, и слушати Священное Писание, и тогда уже крещаем их». Т.е. существует определенный порядок, установленный II Вселенским Собором и подтвержденный VI Трулльским Собором, который описывает богослужебную практику, сопровождающую оглашение. К сожалению, в Московской епархии и в нашей школе тоже, до сих пор не восстановлены канонические нормы проведения оглашения. А между тем, при восстановлении ее польза была бы, несомненно, огромная: человек поддерживался бы благодатно в деле оглашения.
Крещение взрослых всегда было в Русской Православной Церкви в Российской Империи, даже в самых отдалённых миссионерских епархиях. Все крещаемые старше 20 лет обязаны были пройти сорокадневное оглашение (согласно постановлению 20 февраля 1840 года Святейшего Правительствующего Синода). Право уменьшать время оглашения принадлежало только епархиальному архиерею и только в исключительных обстоятельствах. Если надлежало крестить отрока с 7 до 20 лет (при условии, что его родители не были крещены), то такое оглашение длилось 6 месяцев. Особенно строго это соблюдалось на миссионерских территориях. Мы знаем, что Святитель Николай Японский оглашение проводил достаточно долго, сорок дней был минимальный срок, а обычно - около года. Св. Николай Японский в дневниках всегда подчеркивал, что все случаи отпадения происходили от плохой работы катехизаторов.

Аналогичный опыт был в нашей алтайской миссии, в китайской, и вообще все российские миссии действовали по этому принципу. Подчас была необходимость крестить целые племена, тем не менее, несмотря на экстраординарность ситуации, время катехизации не сокращалось. Так же было и в древней Церкви. Например, был договор Церкви с племенем бургундов о Крещении - они были поражены чудом. И что же, их крестили сразу? Нет, их восемь дней подряд обучали истинам веры. Епископ с пресвитерами обучали несколько десятков тысяч человек основам веры, и лишь после этого крестили. Характерно, что впоследствии епископ сетовал на то, что катехизация была проведена не так тщательно, как должно. Было дано задание миссионерам, чтобы они продолжали заниматься с новокрещенным народом. Такова была норма в христианской Церкви всегда. В России эта норма действовала вплоть до октябрьского переворота. В миссиях она продолжалась и после 1917 года, а в Японской Церкви сохранилась в неповрежденном виде и доныне.

Что является совершенно необходимым для Крещения? Нужна православная вера и желание жить по заповедям. Если человек не имеет православной веры, он не может быть крещен. Об этом говорят правила VII Вселенского Собора, об этом говорит постановление Константинопольского собора 1162 года, принятое при Патриархе Луке Хризоверге, признавшим недействительным, безблагодатным, Крещение агарянских детей-мусульман, совершенное по ущербной мотивации. Эта норма вошла как 202 правило в Номоканон. Оно гласит, что Крещение детей некрещеных неверующих родителей, которых крестили по невероучительным причинам, например, чтобы были здоровыми,- признается недействительным, и благословляется крестить их заново, когда они придут в здравый смысл и обретут познание истины. Таким образом, из-за недостатка веры родителей крещение было признано несостоявшимся. Вспомним слова Господа: «Кто веровать будет и крестится, тот спасен будет». То есть, последовательность такая: веровать - затем креститься.


Прежде, чем приступить к Таинству Крещения в древней Церкви, надлежало прийти к епископу и засвидетельствовать перед ним свое желание стать членом Церкви. После чего епископ благословлял занести его имя в церковный «катастих» - книгу, содержащую список оглашенных для молитвы и поминовения за богослужением. После этого начиналась интенсивная подготовка к Крещению, которое обычно совершалось в Великую Субботу. Эта практика и в Восточной, и в Западной Церкви одинакова. У св. Амвросия Медиоланского есть толкование на Ветхий Завет: он объясняет, почему Первосвященник входил в Святая Святых раз в году: так он прообразовывал вход в баптистерий, когда раз в год, на Пасху, в древней Церкви входили в баптистерий и в крещальных водах совершали духовное возрождение христиан. Потому-то чин оглашения часто совершали в дни Великого Поста, как особо предназначенные для молитвы и покаяния. Существует 45 правило Лаодикийского Собора, запрещающее креститься тем, кто не подал свои заявки до конца первой недели Великого поста. Это правило было действующим до самого падения Византийской Империи.

Считалось, и необходимо говорить об этом и сейчас, что во время оглашения необходимо выйти из некоторых профессий, к этим профессиям относились: изготовление идолов, профессии, связанные с магией и чародейством (это особенно актуально в наше время, когда происходит просто какая-то вакханалия псевдомистики), актерская профессия, а также отказаться от зрелищ, особенно от олимпийских игр. Строго обязательным было изучение Символа веры, его необходимо было понимать и знать наизусть. Оглашаемый обязан был обнаружить знание Символа веры перед епископом и освященным собором в Великую пятницу. И оттого до сего дня в Страстную пятницу в конце Царских часов читается Символ веры. Между прочим, до сих пор это правило никто не отменял, так же как правило о недопущении Крещения Великим постом, потому что, как мы уже говорили, Великий Пост - это время подготовки. Оглашенный должен был поститься весь Великий пост. Кстати замечу, что я требую от людей, оглашаемых в нашем храме, хотя бы трехдневного поста, и надо сказать, что, как правило, это исполняется. Требовалось также, чтобы катехумен (оглашаемый) приходил к Крещению натощак. Перед Крещением он исповедовал грехи свои. Связь Крещения с исповеданием грехов заложена уже в Священном Писании. В книге Деяний апостолов апостол Петр говорит: «Покайтесь, и да окрестится каждый из вас во имя Иисуса Христа».

По ныне действующим нормам Крещение всех, включая младенцев, должно совершаться перед Литургией или во время Литургии. Номоканон в большом Требнике прямо требует Крещения, кроме «велия нужды», перед Литургией. Считаю восстановление этой нормы очень важным шагом на пути возрождения института катехизации.

Важно понимать, что содержание нашей проповеди не должно входить в противоречие с вероучением Церкви. Некая небезызвестная в Церкви группа, я имею в виду учеников прот. Александра Меня, создала свою систему оглашения еще в советское время, казалось бы, честь им и хвала. Но беда в том, что они приносили людям чуждое благовестие. Я общался со многими из общины о. Георгия Кочеткова и знаю, что многие из них не верят в Приснодевство Матери Божией, отвергают богодухновенность Священного писания - т.е. речь идет о радикальных искажениях православного вероучения. Если священник будет приносить оглашаемым популярные, но не устоявшиеся богословские мнения, которые не основаны на Предании Церкви, то таковой священник рискует своих учеников подвести под грозные слова Христа в Евангелии: «Горе вам… что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Матф. 23: 15). Это одна из страшных опасностей, которая подстерегает современную катехизацию, эта опасность, которую необходимо обозначить, т.к. не обозначив ее, мы рискуем получить поколение неохристиан, которые будут под именем христианства преподносить нечто совершенно новое, чего не было никогда и что противоречит изначальной вере Церкви.

В древней Церкви и до революции в России Крещение было самой торжественной требой. Существовали специальные синодальные указы о запрете совершать Крещение в нечистых и рваных ризах, о запрете крестить в сторожках. А как происходит сейчас? Крестят обычно в самых затрапезных облачениях, в дальнем углу храма, без хора, взрослых и детей вместе. При этом крики детей заглушают все, никто не в состоянии что-либо услышать. Не приходится удивляться, что люди, принявшие величайшее Таинство таким образом, потом говорят, что ничего не поняли, а вот, дескать, покропили, покадили, вот и все Крещение. Я уже не говорю, что у нас не выполняется 47-48 правило Святых апостолов о необходимости погружения. Между тем, авторы Добротолюбия, например, св. Никодим Святогорец, не признавали Крещение обливанием, только в исключительных случаях: для больных, или в пустыне, или в тюрьме. Но, как видно, у нас в России всюду такая безводная пустыня…»

источник: статья "Круглый стол. ВОДОЮ И ДУХОМ".
Газета «Вестник» (№25, 2006, 26 июня - 2 июля) Свято-Пафнутьева Боровского монастыря.

книги и публикации, сщмч.Даниил

Previous post Next post
Up