В
любопытной статье(англ.) на lensrental наткнулся на несколько интересных фактов, почему современные объективы могут мылить картинку.
Некоторые вещи общеизвестны и обсасывались в профильной прессе неоднократно. Упомяну только, что объективы и конструктив зеркалок разрабатывался во времена пленочных камер, а пленка, как подтвердит любой человек сканировавший стандартные слайды на барабанном сканере, имеет разрешение порядка 6-7 мегапикселей (дальше лезет зерно) и лежит не идеально ровно. Другими словами, 12 лет назад качества обычных объективов хватало за глаза. Сегодня мы имеем консюмерские камеры с разрешением 15+ мегапикселей и старые объективы с пластиковыми линзами и люфтящими элементами.
Автор справедливо указывает на два аспекта проблемы, почему улучшение фактически невозможно.
1) Для камеры разрешением 20+ мегапикселей, требуемая точность позиционирования последней линзы относительно матрицы должна составлять не менее 20 микрон (0.02 мм). В противном случае, между объективами разной сборки будут заметны вариации резкости на разных участках изображения. Медицинское оборудование имеет допуски в 50 микрон, т.е. устройство для артороскопии требует в два раза меньшей точности обработки деталей. Когда последний раз вы протирали байонет от пыли и сколько раз сумка с камерой неосторожно падала со стула?
2) Если взять лучшие линзы на свете, их необходимо еще правильно установить. Элементы для объективов делают не только производители камер, но и сторонние поставщики. Другими словами, вся компоненты из которых состоит объектив и камера для получения максимального результата должны соответствовать строжайшим стандартам, контролировать которые очень тяжело. Чем больше микроогрехов в сборке от первой группы линз (а линз в объективах могут быть десятки) до матрицы, тем больше искажений. Сегодня, каждый объектив действительно уникален, мы выбираем не лучший, а наименее плохой. Отсюда же возникает и проблема бракованных партий, когда ошибка субконтрактора в доли мм. при изготовлении какой-то незначительной детали, делает всю партию объективов совершенно непригодной для работы на современных камерах.
Т.е. вопрос даже не в технологии изготовления нынешних камер, предел устанавливает цена, где 2000 долларов для резкой картинки недостаточно. Объективы для профессиональных кинокамер стоят от 8000 до 70000 долларов и каждая замена требует кропотливой последующей юстировки техниками. Не забываем, что матрица в корпусе камеры позиционируется относительно байонета через множество соединений и элементов, которые также требуют идеальной обработки и, как любой материал, имеет свойство менять объем при термическом расширении-сжатии. Камеры также отличаются от партии к партии.
Вердикт, который уже устали повторять самые трезвые головы: 12 мегапикселей на кропе нам всем достаточно. Высокое разрешение сегодня достигается с помощью среднего формата, упаковка изображения в меньший объем к повышению качества не приводит.