О заимствовании

Mar 31, 2010 21:14



Designer Unknown (c. 1940s); Music Promotion (2008)

Статья с большим количеством примеров даже не заимствований, а плагиата в дизайне. Хотя в данном тексте речь идет о плакатных решениях, когда для клубных мероприятий берется известная графическая основа, хотелось бы добавить.

Современное общество построено на информации. Трюизм: отличительной чертой сегодня является ее небывалый прежде объем и разнообразие. Абсолютно в любой области человеческой культуры мы при внимательном изучении погружаемся в немыслимый объем графической, текстовой, видео и аудио информации, которую не то что запомнить всю, но и физически просто невозможно воспринять. Этот омут бесконечен: даже если взять задачей изучение какого-то небольшого специализированного куска человеческой деятельности, современники успевают воспроизводить ее за гранью разумной скорости, с которой ее можно потреблять. Если вы хотите разбираться в чем-то, информация должна быть ограничена временными рамками или иметь очень, очень сильные ограничения по типу, поскольку средства восприятия и голова у нас одна, в сутках 24 часа, а живем мы весьма недолго. Достаточно сказать, что на диск компьютера сегодня помещается вся музыка, которую мы можем при желании слушать в течении всей своей жизни. Музыкальный критик, например, вынужден ограничивать анализ информации либо узкой тематикой, либо отслеживать только наиболее заметные новинки.

Из этого происходит ряд интересных изменений. Во-первых, выбирая что-то, мы вынуждены учится анализировать и фильтровать тексты, музыку, фильмы и т.д. с точки зрения "интересности" по ряду первичных признаков, от обложки, до аннотации и быстрого просмотра содержания. Обзоры в прессе чего-либо, на самом деле, аналогичные помощники-костыли. Во-вторых, значительная часть потребляемых данных так и остается в нашей голове поверхностными, формируя поток событий в виде RSS ленты: новости сегодня от корки до корки читают единицы, мы проглядываем только интересные заголовки, которые и формируют новостную картину мира или слушаем 1-2 самых успешных трека с нового альбома кого-либо (именно по этой причине этот текст дан без ката). Вдумчивое прослушивание в кресле новой работы Deep Purple, когда альбом рассматривался создателями и слушателями как целостное произведение ушло в прошлое с изобретением TCP IP протокола. Внимательный подход к информации удел людей, чьи способы потребления информации сформировались в 80х и раньше. И последнее. Естественные ограничения нашей памяти и рецепторов создают интересный феномен: вся существующая сегодня информация может быть бесконечно новой для воспроизводящейся популяции. Последнее поясню подробнее.



Robert Lachenmann (1937); Concert Poster (2009)

Поскольку мы физически не можем потребить все уже выпущенные фильмы, музыку, книги, быть привлеченными всеми вариациями в промышленном дизайне, современным создателям сегодня оказывается достаточно для успешного существования перепаковать данные в новую оболочку для текущего поколения, чтобы она выглядела актуально. Феномен римейка фильма по известному сюжету именно из этой плоскости. Действия викторианских романов переносятся в современный антураж, а агитационный плакат 20х годов становится графической основой для плаката продающего картриджи для принтеров. Поколение, которое бы однозначно и с негодованием восприняло бы такое заимствование уже банально вымерло, достаточно повторяться не очень часто.

Графический дизайн, как коммуникативное средство, тоже информация, которая обладает трансязыковыми способностями и по этой причине, очень легко переносится между границ. Второй плюс, если не брать глобальные компании, радиус действия принта локален, в отличие от видеоролика или аудиотрека. Дизайнер, который будет в России заниматься 100% плагиатом беря за основу своей работы работы какого-либо закрытого для нас в силу расстояния графического пула, например североамериканский клубный плакат или реклама для внутреннего китайского рынка, благодаря возможности безвозмездно и напряжения использовать только лучшие работы оттуда, для нас, потребителей, введет в оборот здесь, в России или даже на локальном рынке совершенно новую струю, которая поднимет общий уровень графического дизайна здесь и сейчас. Если отмести в сторону моральные аспекты подобной кражи, мы сегодня пришли к тому, что что-то новое в этой области делать уже практически необязательно, поскольку потребитель не замечает подмены, да ему и все равно. Через 10 лет все можно повторить по новой и даже в одном городе использовать одни и те же макеты-основы, поскольку посетители клубов уже будут совершенно новые. Современная графическая культура органично использует все существовавшие графические стили за сотню лет. В масштабах страны, или мира, теперь, что для проведения локальной рекламной компании можно использовать абсолютно одинаковые графические основы ОДНОВРЕМЕННО для всех крупных городов, поскольку объем информации заслонит практически без конфузов все подобные заимствования. Проведите 1000 небольших вечеринок в 1000 городах с одинаковыми плакатами, но разными адресами: подвох заметит только неутомимый клубный путешественник. Нужно ли с этим что-то делать? Это естественный процесс и потому просто бесполезно: для сохранения энергии любая система идет по пути выравнивания и наименьшего сопротивления.

Под кат? И еще раз. Именно об этом и шла речь в этом тексте: мы ограничены в скорости потребления.

Мысли без всякого повода, Дизайн

Previous post Next post
Up