О. БЫЧКОВА - Вот, например, строятся современные церкви в спальных районах Москвы. И в других городах, наверное. Они никогда не строятся так, как например, создается архитектура в 21 веке. Они обязательно воспроизводят какие-то представления о наших представлениях, о том, какие были представления наших предков в конце 19 века. Может быть раньше. Мне это кажется странным.
А. КУРАЕВ - ...Если церковная архитектура имело свое узнаваемое и своеобразное, отличное лицо в 17-м веке и в 18-м, в 19-м и в 13-м, то почему 21 век должен быть лишен такого же права на самобытность и на поиск, на творчество, на ошибку и на удачу?
Сейчас в Москве строится 200 храмов. Конечно же, они должны быть разные. И пусть будут храмы в стиле суздальской Руси, или псковской. И в стиле классицизма 19 века. Но почему бы несколько точек не сделать на языке современной архитектуры? Понятно, что православные активисты-прихожане всегда будут голосовать за реплику старины. Но если бы архитекторы всегда прислушивались лишь к голосу приходского актива, у церковной архитектуры попросту не было бы никкаой истории. Все было бы «подобным».
Церковная архитектура развивалась в православном мире за счет диктата спонсоров. Людей, достаточно богатых и влиятельных, чтобы не прислушиваться к мнению епископа и прихода. Вот скажем я князь или граф 19 века. Граф Шереметев или Воронцов. У меня есть мои доходы, положение в обществе. Я съездил куда-то в Италию, увидел интереснейший храм, новый архитектурный стиль. Я хочу у меня в моем селе, в моем поместье иметь храм в этом же стиле. Выписываю архитектора из Италии. И поскольку я высокопоставленный человек, я вне зоны критики местного батюшки или даже местного епископа. И поэтому я сказал делать так - и так оно и будет. А дальше, владыка, хочешь, служи, хочешь не служи. Не будешь служить - так я сам буду тут просто ходить размышлять. Библиотеку сделаю, в конце концов. Или музей… И церковь соглашалась.
А сейчас никто не решается сделать церкви такой навязчивый, но перспективный подарок. И все идут в епархию согласовывать. С кем? У большинства епископов нет ни искусствоведческого ни исторического образования. Им главное милая старина и верность канонам. Хотя… где же прочитать тот об архитектурных канонах православия? Понятно, что должен быть алтарь, наверное, купол должен быть. Иконостас должен быть. А что еще? Остальное неписано и не нормировано. Но об этой открытости церковного архитектурного предания мало кто знает - и потому архитектурное творчество стоит на месте.
О. БЫЧКОВА - Так это не только в церкви так мне кажется.
А. КУРАЕВ - В западном мире есть тысячи православных общин (с точки зрения обряда, и значит, архитектуры, отнесем к ним и униатов). Есть определенная конкуренция. Есть желание быть современными и согласными с окружающей архитектурной средой. Значит, есть желание и выделиться среди своих и быть в одной интонации с городской средой. И есть несомненные удачи. И вот тут выскажу свою претензию к издателям. Ну почему до сих пор нет в России такого альбома мировой православной архитектуры 20 века?
Источник