В первой части были рассмотрены примеры реконструкции храмов, когда пространство храма наделается дополнительными социальными функциями.
Во второй части была сделана подборка по соборам, которые постепенно выстраивались в течении достаточно продолжительного времени, чтобы застать несколько культурных эпох, повлиявших на конечный вид сооружения.
Логически продолжая тему прохождения пространства сквозь века, хочется упомянуть о трех примерах встраивания новой архитектуры в древние памятники. В первых двух рассмотренных ниже случаях новые элементы являются вставками, не нарушающими целостность исторической оболочки, а подчеркивающие ценность и самодостаточность исторических деталей и классической геометрии. В третьем случае эстетика минимализма удачно и органично, на мой взгляд, вживлена в средневековые древние стены и теперь неотделима от них.
St. Hilaire church in Melle by Mathieu Lehanneur
Церковь Сент-Илер в городе Мель.
2011
Удивительная конверсия храма, созданная французским дизайнером Матье Лианором(Mathieu Lehanneur), является в равной степени парадоксальным и понятным архитектурным жестом, очевидно обозначающим важную веху в развитии религиозного искусства. Дизайнер усилил впечатление от романского сооружения, используя только камень в качестве материала. Волны белого мрамора в его представлении "существовали до возведения здания церкви. Каменное основание служит скорее поводом строительства храма, а предельно аккуратный выбор камня подчеркивает теллургическую энергию места и всего романского сооружения. Это место священнодействия было построено, чтобы выявить дух именно этого места."
Данный архитектурный жест в равной степени парадоксальный и постижимый, очевидно, обозначит важную веху в развитии религиозной архитектуры. Белый мрамор образует однородный каменный массив, сформированный из слоев и напоминающий выступ осадочных горных пород. Полученная форма упорядоченного хаоса геологических процессов подчеркивает совершенство романской геометрии. Престол, выточенный из цветного алебастра, сочетается со старинным камнем церкви, создавая связь между эпохами.
Соучастие между каменным массивом и зданием церкви достигает предела в баптистерии, будто выточенным в камне. Вода в нем напоминает воду реки, текущей под церковью, и проступающей источником сквозь землю. Это усиливает связь между храмом и окружающей средой.
Весь образ храма уподобился шкатулке, оказавшейся постепенно под слоем песка; церковь как будто вросла в пейзаж. Это уже не просто строение, помещенное извне на землю, а проявившаяся часть всегда существовавшего пространства. Главной идеей проекта стало акцентирование этого ощущения "найденной шкатулки", поднятой на поверхность земли божественной рукой.
Каменный массив естественным образом формирует пространственную иерархию, обозначая место для священства и прихожан, не нарушая литургические коды и символические связи.
St. Bartholomew’s Church by Maxim Velcovsky
Церковь святого Варфоломея.
2007
Чешский дизайнер Максим Вельковски (Maxim Velcovsky) сделал новый интерьер в барочной церкви святого Варфоломея в Восточной Богемии, используя сделанные на заказ элементы классического дизайна, ковры и люстры.
В интерьере использованы знаменитые стулья Вернера Пантона с вырезанными в спинке крестами и с красной подушкой на сидении. Также использованы персидские ковры и люстры из необработанного хрусталя. Удивительное сочетание старого и нового приводит не к спору эпох, а к их органическому соединению, диалогу между веками, где голоса эстетики звучат в равной степени громко, не перекрикивая друг друга.
St. Moritz in Augsburg by John Pawson
Церковь Санкт-Мориц в Аугсбурге.
(текст взят с сайта
archi.ru)
Основанная еще в 1019 романская церковь была дважды перестроена в готическую эпоху, а затем - в стиле барокко в начале 18 в. В 1944 она очень сильно пострадала от бомбежки, и после войны ее восстановил Доминик Бём, однако его сдержанный, но выразительный замысел был к началу 21 в. сильно искажен позднейшими наслоениями.
В 2007 церковная община избавилась от большинства лишних деталей в ходе «визуального поста» (арт-проект Void), но само сооружение также нуждалось в обновлении, и прихожане пригласили к сотрудничеству Джона Поусона, автора одной из замечательных культовых построек начала 21 в. - монастыря Нови Двур в Чехии.
Как и чешском проекте, Поусон выбрал для Санкт-Мориц белый цвет: эта строгость, по мнению заказчиков, подчеркивает высокое назначение церкви на фоне распространенных сейчас «уютных» храмов. Пол выстлан плитами светло-бежевого португальского известняка, из него же сделан и алтарь. Окна хора закрыты тонкими пластинами оникса, наклеенными на стекло: сквозь них проникает рассеянный свет.
Вид до реконструкции
Внешний вид
Источники:
http://www.dezeen.com/2011/05/19/st-hilaire-church-in-melle-by-mathieu-lehanneur/ http://www.yatzer.com/St-Hilaire-church-in-Melle-by-Mathieu-Lehanneur http://www.dezeen.com/2007/04/09/st-bartholomew’s-church-by-maxim-velcovsky/ http://archi.ru/world/49434/metafizicheskaya-belizna