Скауты на Дону

Apr 23, 2022 23:13



В современном казачьем сообществе бытует резкое неприятие слова «скаут» и скаутского движения, обвинения в англицизме, американизме, инородности на казачьей земле. Краткий опрос казачьих стариков, историков и старшины показал абсолютно негативные результаты, вплоть до сравнения с идеологическими пионерскими организациями и вражьим промыслом. Но созданное англичанином лордом Баден-Пауэллом в 1908 году движение воистину покорило мир. Скаутское отряды действуют на территории Америки, Европы и Азии, движение стало глобальным и насчитывает миллионы человек. Скаутские организации вернулись в Россию после 90-х годов, на 2007 год число бой и герлскаутов насчитывало у нас более 30000 человек. Стоит ли говорить о западных кознях, враждебности и неестественности скаутинга для казаков и Дона?
Руководящий состав Высшей военной школы в начале ХХ века пытался найти аналог слову «скаут» в русском языке, но это сделать не удалось и было предложено его оставить. В русском переводе книги Баден-Пауэлла заменили обозначением «разведчик», можно пользоваться этим словом, но принципы воспитания, заложенные англичанином, развивающиеся и дополняющиеся современными методами более ста лет, меняться не должны.
Частично негатив происходит из-за советского воспитания, где скауты противопоставлялись пионерам, хотя пионеры вышли из организации красных скаутов. Частично уже современные мифы, пришедшие из голливудских фильмов и масс-медиа. Чтобы постараться опровергнуть эти миф, пришла идея написать статью, изложить историю скаутинга, его основные принципы воспитания и подчеркнуть неразрывную связь скаутинга с историей казачьего Дона и его столицы - Новочеркасска. В статье использованы работы педагогов и историков, возрождавших скаутинг в России, а также, воспоминания эмигрантов и зарубежные эмигрантские издания.
Несмотря на то, что доступной информации очень мало, практически никто не занимался изучением работы этого движения именно на территории Области Войска Донского, по крупицам собранная картинка хорошо показывает, как и поддержку казачьих верхов, так и интерес детского населения городов и станиц. Пик развития скаутского движения в годы Гражданской войны пришелся именно на Дон, здесь произошло возрождение организации и судьбоносное избрание руководителя, долгие и трудные годы возглавлявшего движение, отсюда скауты уходили в эмиграцию и основывали организации русских скаутов за рубежом, которые существуют и поныне.
Всего за 1918-1920 годы скаутское движение на Дону составляло около 10000 человек. Да, часть из этих детей были не местные, беженцы с территорий занятых красными, но часть пришла в движение разведчиков из казачьих хуторов, станиц и городов и являлось местным населением, казачьими детьми.
История скаутов-разведчиков
Скаутское движение (англ. - scouting) представляет собой всемирное юношеское движение, занимающееся физическим, духовным и умственным развитием молодых людей таким образом, чтобы молодёжь могла занять конструктивное место в обществе. Это достигается неформальным образованием с акцентом на практические действия на открытом воздухе, называемым скаутским методом. Скаутская организация добровольна, аполитична, независима. Само слово «скаут» переводится с английского как «разведчик».
Основателем скаутского движения считается английский военачальник, писатель и художник лорд Роберт Стефенсон Смит Баден-Пауэлл (1857-1941). Идею скаутинга он развивал поначалу осторожно; хотел лично удостовериться в том, что она жизнеспособна. Поэтому летом 1907 года он собрал группу из 22 мальчиков и организовал на острове Браунси, находящемся в проливе Ла-Манш, первый скаутский лагерь. Этот лагерь имел большой успех. Как военспец, Баден-Пауэлл считал важным умение вести военные действия в сложных природных условиях. Это умение можно с успехом развивать, используя при этом возрастные и психологические особенности детей. Помимо основной задачи скаутского воспитания - подготовки к военной службе - их необходимо обучать искусству разведчика, знанию природных явлений, жизни в лагере и походе, развитию выносливости, общественному поведению, действиям при несчастных случаях. И эта идея себя оправдала. Достаточно сказать, что в 1910-1914 годах 792 английских скаута были награждены за подвиги при спасении жизни людей во время различных стихийных бедствий.
В 1908 году Баден-Пауэлл издал первый учебник скаутинга для мальчиков («Scouting for boys»), оформленный его собственными иллюстрациями. Всего вышло шесть частей, каждая следующая часть сопровождалась возраставшим интересом со стороны детей и подростков. Автор давал мальчикам целый ряд советов, как заработать деньги: изготовление плетеных кресел, рамок для картин, клеток для птиц, резных трубок, обивка старой мебели и т. п. В течение двух-трех лет книга была переведена на 35 языков.
Она дала начало крупнейшему мировому молодёжному движению, и читать её стали десятки миллионов юношей на сотнях языков. Скаутские кружки начали массово появляться, - сначала в Англии, а потом и в других странах. Всего за несколько лет эта комплексная система воспитания распространилась по всему миру.
В России скаутинг ведёт свое начало с 1909 года. Первый скаутский костёр был зажжён 30 апреля 1909 года в Павловском парке Санкт-Петербурга. Основателем российского скаутского движения стал полковник Олег Иванович Пантюхов (1882-1973). В 1910-ом Пантюхов прочитал русский перевод книги Баден-Пауэлла и летом того же года создал одну из первых русских скаутских дружин в Царском Селе. Пантюхов посетил ряд зарубежных скаутских организаций и по материалам поездки написал книгу о европейском скаутском движении («В гостях у Бой-скаутов», 1911).
В 1910 году в 1-й Петербургской мужской гимназии возникает «легион юных разведчиков», организованный преподавателем латыни В. Г. Янчевецким (1874-1954). Впоследствии он стал известным писателем Василием Яном, автором романов «Чингиз-хан», «Батый», «К последнему морю». Книга Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков» была получена российским императором Николаем II в 1910 году и вызвала интерес царя, оказалась созвучной с его мыслями о необходимости допризывной подготовки молодёжи. По его распоряжению книга была издана на русском языке.
Штабс-ротмистр А. Г. Захарченко был царём командирован в Англию для изучения опыта скаутинга, после чего им создана в Москве скаутская дружина. В августе 1914 года организуется «Общество содействия мальчикам-разведчикам» - «Русский скаут». Председателем общества стал вице-адмирал Иван Федорович Бострем (1857-1934), а вице-председателем - О. И. Пантюхов. Царскосельский отряд скаутов возглавил Эраст Платонович Цытович (1874-1941). Штаб-квартира дружины помещалась в стенах реального училища, в 1915-ом Цытович привлек к движению скаутов великого князя Георгия Константиновича и записал в Царскосельский отряд цесаревича Алексея. С 1915-го Цытович стал председателем Царскосельского военно-спортивного комитета и членом комитета общества «Русский скаут», принял активное участие в организации I-го Всероссийского съезда по скаутизму, прошедшего в Петрограде. На съезде он прочитал несколько основополагающих докладов, выдвинул ряд идей, который впоследствии переняла пионерская организация. Он провозглашал: «Будем же надеяться на то, что зажегшаяся звезда скаутизма над русской молодёжью разгорится ярким светом на всем обширном пространстве нашей дорогой родины, и что сотни тысяч русских мальчиков и девочек на призыв: «Будьте готовы!» будут стройно, бодро и весело отвечать: «Всегда готовы!». В 1915-ом Первый скаутский съезд утвердил устав, структуру и символику русского скаутизма. К осени 1917 года насчитывалось 50 тысяч скаутов в 143 городах России. После 1917 года скаутское движение распадается. В областях, занятых белогвардейцами, то есть русской армией, в определенной степени сохранялся традиционный скаутинг, придерживавшийся патриотической и антисоветской позиции.
Скауты на Дону
Началом скаутизма на Дону можно считать 1911 год, когда Наказной атаман П. И. Мищенко приказал ввести военную подготовку в школах по разведческой системе. С приходом на Дон большевиков работа прекратилась. В 1917-ом делались попытки возобновить эту работу, но только в 1918 году, после изгнания большевиков, была создана Донская скаутская организация в Новочеркасске: «На рассвете 23 апреля 1918 года Новочеркасск был взят казаками, перепившийся гарнизон красных беспорядочно отступал к Хотунку. Небольшие группы красных растерянно шарахались и всюду натыкались на занявших город казаков. У Хотунка разгорелся сильный бой. Было около восьми часов утра. По обе стороны Кавказской улицы пробирался взвод одной из сотен Новочеркасского партизанского полка, под прикрытием стен домов.
Уже почти у самого угла с Атаманским спуском, небольшая группа красных напоролась на партизан. После нескольких взрывов ручных гранат и выстрелов, на середине улицы остался лежать один убитый красный, и длинный кровавый след потянулся вверх по Атаманскому спуску. Выше опять затрещали выстрелы. Это, кажется, были последние выстрелы на улицах города. Было прекрасное весеннее утро. Ведь была Св. Пасха! Появился верхом на лошади офицер: на шинели чернильным карандашом были нарисованы погоны, просвет и две звездочки. Хорунжий разыскивал начальника скаутов, чтоб отдать приказание Походного атамана. Петроградский инструктор вышел и подошел к офицеру. Распоряжение было не из легких: генерал Попов приказывал немедленно собрать всех скаутов, как можно скорее и, захватив по дороге в любой аптеке перевязочный материал, бежать к Хотунку! Были раненые, но не было ни сестер милосердия, ни фельдшера. Кроме того, была нужна быстрота.
Налаженные знакомства и контакт - пригодились. Не прошло и 15-20 минут, как были собраны 3 мальчика и 7 девочек (старшей было 15 лет), с которыми и побежал инструктор, забегая на ходу в аптеки. Столица Дона расположена на горе, и чтобы сбежать к Хотунку, нужно пройти площадь, с которой раскрывается вид, как на ладони, и на Хотунок, и на железнодорожный мост, и на возвышенность с левой стороны города. Здесь и была задержана скаутская группа. Командир батареи тоном, не допускающим возражений, приказал бежать тушить пожар на хуторе, дым с которого закрывал ему всю даль... Сюда же подошла одна сестра милосердия, и за ней шагом ехали две подводы с ранеными. Нужен был перевязочный материал. Думать было некогда. Раненых сняли с двух подвод. На подводах разместились быстро скауты и сестра с каким-то человеком и поскакали во всю прыть к хутору, из которого валили густые черные клубы дыма, заволакивая все небо. Но как и чем тушить пожар? Горело зерно.
Один из основных навыков скаутов - не теряться в самой невозможной обстановке! Так получилось и здесь. Оказалось, что тушить горящее зерно совсем не сложно. Несколько жителей приняли участие в тушении и, когда через час прибыла пожарная команда, ни дыма, ни огня уже и в помине не было! Только начальник, опытный брандмейстер, все никак не мог понять, как это «девочки тушат пожар!»
Любителям же батальных картин, можно рассказать следующее: в момент перемены задания и разговора с командиром батареи, скауты были свидетелями исторического момента. Это был самый тяжелый момент, когда бронепоезд красных начал подходить к железнодорожному мосту через Тузлов. На поле, вблизи от полотна, лежала цепь Заплавской станицы и... дрогнула. Еще бы! Бронепоезд поливал ее из пулеметов! Момент был тяжелый! Вот тогда из-за бугра появилась конница с одним орудием, которое, снявшись с передка, дало несколько выстрелов по бронепоезду. Это были подошедшие Дроздовцы... Таким образом, Донские скауты были свидетелями того, что не забыли, наверняка, никогда. А гордились они - исполнением приказания.»
После этого случая, Походный атаман Попов дал приказ создавать скаутские отряды и дружины. Поддержал идею и Войсковой атаман Краснов. Скаутская организация была признана государственной. Руководители получали жалование. Уже 29 августа и 2 октября 1918 года были проведены съезды руководителей. Современники вспоминали: «В некотором смысле парадоксально то, что в истинно патриархальном регионе привилось английское молодежное движение <...> Не менее примечательно и то, что <...> именно здесь был сделан решающий вклад в формирование идеи русификации скаутинга».
«1918 и 1919 годы я провел на Дону. Будучи старшим скаутом Дона, организуя в городах и станицах дружины и отряды мальчиков и девочек - скаутов, я невольно был свидетелем исключительных дел, превосходящих всякое представление о возможности массового подвига, когда дети, забывая об отдыхе, играх, еде, все свободное от учебных и домашних занятий время, проводили в лазаретах, на питательных пунктах и в учреждениях, заменяя санитаров и технических служащих, так как обслуживающих людей не хватало: фронт поглощал всех, кто был здоров.
Здесь в расчет не брались ни праздники, ни даже ночи. И часто мальчики возвращались домой из лазарета домой только утром, и оттуда шли в школу. Главная забота их была - служить страждущему воинству, и это получалось у них так естественно, силы их были так нужны, что никому и в голову не приходило этому препятствовать.
Многие мальчики ушли на фронт, не удовлетворяясь жертвенным подвигом в тылу, унесшим в могилу немало детей. Особенно помню милого, очень глубокого мальчика Сережу Кочетова, ухаживавшего за больными, заразившегося сыпным тифом и буквально сгоревшего в несколько дней. На фронте были тяжело ранены Коля Горев, Игорь Автократов и другие, им же числа нет. Много детей было убито, в особенности в отрядах есаула Чернецова и генерала Семилетова. Припомнить их имена я не в силах, так как все записи того времени покоятся в недрах земли между Новороссийском и Геленджиком, да и самих детей было в Организации до семи тысяч (в десятке городов и станиц).
В январе 1920 года почти все скауты, достигшие 14-15 лет, вошли в состав Армии. О нечеловеческих муках их мы едва ли когда-нибудь узнаем, могилы их вряд ли когда-нибудь найдем. В этом весь ужас всех гражданских войн от зари человечества до наших дней. Оказавшись с родителями за границей, дети-скауты тоже не посрамили себя, оказав много услуг страждущему воинству, вывезенному в 1920 году генералом Врангелем из Крыма».
2 августа с.с. 1919 года Атаман Богаевский утвердил «Положение о Донской организации «Юных разведчиков» (бой и герль скаутов)». Во главе стоял Начальник, который давал отчёт Покровителю скаутов - Войсковому атаману. Начальник Организации имел свой Штаб, состоящий из Старшего Скаута Дона, Старших инструкторов и лиц по приглашению Начальника Организации. Начальником организации был назначен генерал-майор Сергей Александрович Траилин (1872-1951), а Старшим Скаутом Дона состоял капитан дальнего плавания Александр Петрович Дехтярев (1889-1959). Новочеркасск был снова занят большевиками 7 января 1920. Многие скауты и их руководители были вынуждены покинуть родину.
Скауты при Советах
В совРоссии скаутская работа продолжалась под покровительством ВСЕОБУЧа - Всеобщего военного обучения, несмотря на враждебность комсомольцев.
Уже в 1919 года скаутинг был объявлен реакционным, буржуазным и монархическим явлением. Усилились гонения с начала 1922-го, наиболее стойкие из скаутских организаций дотянули до весны 1923 года, когда в мае прошёл последний скаутский слёт у села Всехсвятское под Москвой. Участники слёта шли в форме и со знамёнами. Слет был разогнан милицией и комсомольцами, а его организаторы арестованы. Скаутские организации некоторое время продолжали существовать в подполье, например, «Братство костра». Численность исчислялась теперь уже не десятками тысяч, а всего лишь единицами, соответствовало и содержание песен: «Нас десять, вы слышите, десять! / И старшему нет двадцати. / Нас можно, конечно, повесить, / Но надо сначала найти!». Однако за рубежом продолжали свою деятельность тысячи русских скаутов, создавших Национальную организацию русских скаутов под руководством Пантюхова. Русские скауты, дети эмигрантов, были в Западной Европе, Австралии, Америке.
Причины популярности скаутинга
Причины популярности бойскаутской системы воспитания, заключаются в следующем:
- скаутская подготовка проходит в привлекательной для ребят форме длительной игры с использованием условных символов, отличительных знаков, приветствий;
- во время игровой деятельности дети овладевают полезными для повседневной жизни навыками;
- в скаутской подготовке присутствует свойственная всем детям любовь к природе и живому миру, склонность к приключениям.
Воспитание в скаутинге ведется при помощи скаутского метода. Основа скаутского метода заключается в следующих показателях:
- воспитание на основе обещания. Каждый участник добровольно берет на себя обязательство соответствовать тому образу, который заложен в обещании и законах. А именно - осознание своего долга перед Богом, гражданского долга и долга перед самим собой;
- патрульная система или система микрогрупп;
- личный рост участников, достигаемый через стимулирующие и развивающие программы, призывающие участников к самосовершенствованию через развитие, выполнение гражданского и духовного долга, через участие в местных, региональных, национальных и международных проектах. Применение новых и старых форм работы: разрядная система, проектная деятельность, цикловые игры;
- деятельность на природе. Постоянная практика самоутверждения и развития с помощью активной деятельности на природе, при проведении всевозможных разовых форм, традиционных, пионеринга - исследовательской деятельности;
- традиции, заложенные в начале движения, дополняемые самими участниками;
- обучение через дело - метод, привнесённый в начале XX в. из западной педагогики, когда основой обучения подразумевалось обязательное претворение теории в практику;
- поддержка взрослых.
Система руководства микрогруппами и курсы различных уровней, международный обмен опытом, ротация руководителей, ступеньки роста, звания, должности;
- девиз скаутов - «Будь готов!» (вe рrepared!); по-английски он сокращается до первых букв и звучит как Би-Пи. Происхождение этой фразы связано с патриотическим характером движения скаутов. На других языках скауты по всему миру используют девиз «Будь готов!» на своих родных языках.
Три столпа скаутинга
Основа скаутского метода - жизнь на основе обещания и скаутских законов. Каждый человек, вступая в скауты, дает обещание. В основе обещания - 3 принципа, столпа на которых строится весь скаутинг. Фундаментальные принципы скаутинга:
· Долг перед Богом,
· Долг перед другими,
· Долг перед собой.
Долг перед Богом определяется в скаутском движении как «приверженность духовным ценностям, верность религии, принятие вытекающих из этого обязанностей».
Скаут − человек верующий, но нигде ни в каких документах, не указано, в какого именно бога он верит и какую религию исповедует. Долг пред Богом − это только принцип, который для каждого человека должен быть наполнен конкретным содержанием: принятием общечеловеческих ценностей, традиционной для данной страны или этнической группы религией, национальной идеей, в конце концов, идеей «построения светлого будущего для всех трудящихся». Главное не в том, во что человек верит, а в том, что он не «бездумный пожиратель сникерсов», а человек духовно богатый, беззаветно преданный своим идеалам и готовый за них идти до конца.
Долг перед другими определяется как «…верность своей стране, участие в жизни общества с признанием и уважением достоинства соотечественников, взаимопонимания и сотрудничества на местном, национальном и международном уровнях, а также признание приоритета общечеловеческих ценностей, что, в конечном счете, гарантирует сохранение целостности всего мира».
Скаут − активный член общества. Во-первых, он Гражданин своей страны, участвующий в её общественной и политической жизни, соблюдающий её законы, уважающий достоинство её граждан, готовый приложить все свои силы на благо её благополучия и процветания. Во-вторых, он − Гражданин планеты Земля, что налагает на него обязанности соблюдения прав и достоинства любого человека, уважения культурных, национальных и религиозных традиций других людей, сохранения целостности природного мира. В-третьих, он просто человек, который видит своё предназначение в
служении людям, в том, чтобы помогать другим, жить в мире и добрососедстве со всеми людьми, укреплять дружбу и взаимопонимание среди молодёжи всех наций.
Долг перед собой. Этот принцип можно определить как «ответственность за собственное развитие». Скаутинг предполагает, что молодые ответственны за совершенствование собственных способностей.
Это главный принцип, в котором как в зеркале отражаются два других. Никто и никогда не сможет заставить человека верить или не верить в бога, любить или не любить свою страну, уважать или не уважать других людей, быть умным, грамотным, честным, трудолюбивым и здоровым. Никто и никогда не сможет проверить, действительно ли человек верит, любит и уважает. Только сам человек может пообещать себе это, только сам он может от себя это потребовать и только он сам себе главный судья. Не даром в «Скаутском обещании» такие слова: «Клянусь моей честью, что я сделаю всё от меня зависящее, чтобы выполнить мой долг перед Богом и моей страной…». Во-первых, «мой» долг и «моя» честь, и, во-вторых, не «выполню долг», а «сделаю всё от меня зависящее», чтобы его выполнить.
4 содержательных линии воспитания скаутов-разведчиков
СКАУТСКОЕ БРАТСТВО. Можно также сказать: «Скаут однажды - скаут навсегда!» Линия, призванная усилить значимость скаутской организации в глазах участников, сделать ее сплочённее, добиться повышения интереса скаутов к самой организации и смены потребительского отношения на альтруистическое.
ПУТЬ СКАУТА - ПУТЬ ГЕРОЯ! Эмоционально сильная программа, позволяющую представить окружающим устойчивый и героический образ скаутской жизни и достижений. Это поддерживает интерес участников к различным формам испытаний, приключений, сделает организацию в их восприятии более уникальной.
СКАУТ - ГРАЖДАНИН РОССИИ! Направление призвано воспитать альтруиста в широкой практике добрых дел, позиционирующего себя как гражданина страны, уважающего окружающих, интересующихся непростой историей Отечества. Несомненным завершением образа гражданина России должно стать стремление к осознанию духовных ценностей.
БУДЬ ПОДГОТОВЛЕН! Учитывая запросы общества и родителей, системные занятия подготовкой скаутов в вопросах выживания и безопасности, а также формировать их готовность оказания помощи людям в экстремальных ситуациях.
Как видите, история скаутинга очень темно связана с Доном благословенными и кровавыми страницами истории. Сам скаутинг не чужд, а близок принципам казачьего воспитания, демократии и братства. Много мальчишек-разведчиков, рука об руку с юнкерами, кадетами, гимназистами и добровольцами проливали кровь, защищая донские степи, свободу и собственные принципы.
Есть такие мальчишки и сейчас. На базе казачьего эколого-биологического центра Новочеркасска формируется донской отряд юных разведчиков «Багмут» - приемников той исторической связи скаутов-разведчиков с казачеством и донской землей. Надеюсь, ребята-разведчики найдут отклики и поддержку в сердцах казаков.









Скаут, Донские_скауты, История, Скауты, Дон, История_России

Previous post
Up