Режим Александра Лукашенко обратился в Международный валютный фонд с просьбой о кредите. Международный обозреватель "Коммерсантъ FM" Константин Эггерт считает, что Белоруссия собирается вновь шантажировать Россию.
Как все-таки интересно складывается жизнь! Более полутора десятков лет Белоруссия служила светом в окошке всем любителям так называемой стабильности на просторах бывшего СССР: тут и картошка дешевая, и демократии никакой, и вождь - настоящий отец родной, только с хоккейной клюшкой вместо курительной трубки. Кремль любил Лукашенко за регулярные признания в любви и имитацию союза, который позволял говорить о том, что у Москвы тоже есть своя сфера влияния. Отдельные интеллигенты и ученые, правда, предупреждали, что советского типа государственная экономика, да еще контролируемая одним человеком, рано или поздно рухнет, и даже российские субсидии в виде дешевой нефти ее не спасут.
Их не слушали, понятное дело. Но вдруг все случилось именно так, как и предсказывали эти самые интеллигенты с экспертами - кризис валюты, девальвация, пустая казна. И Александр Григорьевич Лукашенко заметался. Ему очень не хочется продавать России принадлежащие ему активы и особенно компанию "Белтрансгаз". Он не желает этого делать даже на фоне реальной угрозы экономического коллапса. Потому что именно контроль над активами - одна из двух составных частей его всевластия. Вторая - контроль над силовиками.
Лукашенко хорошо знает - стабилизационный фонд Евразийского экономического сотрудничества, откуда ему обещали кредит, на деле опекает Москва. Вот и бежит Лукашенко в Международный валютный фонд. Там ему могут дать денег, но в обмен потребуют сбалансировать бюджет и начать приватизацию. О том, почему он этого не хочет, я уже сказал.
Подозреваю, что белорусский президент на самом деле надеется всполошить Москву очередной имитацией сближения с Западом и заставить ее предложить более выгодные условия. Не уверен, что Кремль на эту наживку опять клюнет. Кроме того, даже если Россия поддастся шантажу и спасет Лукашенко, ситуация вовсе необязательно стабилизируется. Решение болезненных социально-экономических проблем просто будет отложено на недолгое время. А решать их Лукашенко не в состоянии, потому что они поставят под угрозу белорусскую систему гарантированной бедности для всех.
Российский публицист Илья Мильштейн предположил, что Лукашенко просто неадекватно оценивает положение дел и, возможно, не вполне вменяем. Может быть, так оно и есть, может быть - нет. Главное, на что надеется Лукашенко - это вечная пассивность белорусов и преданность силовых структур. Однако складывается отчетливое впечатление, что кризис режима в Минске вошел в качественно новую фазу и конец трагикомедии под названием "лукашенковщина" не за горами.
http://kommersant.ru/doc/1652390?isSearch=True