Проект и производство

Oct 19, 2023 15:16

В проектном менеджменте я давно и глубоко. Навидался. Особенно плохих проектов.
“Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по своему” - ну не знаю, Лев Николаевич, несчастливы они может каждая по-своему, а вот скандалы везде одни и те же.

И плохие проекты тоже похожи друг на друга.
Проектная команда получает свои задачи, начинает что-то делать, а может и не начинает, проектный менеджер носится и везде примелькался, он торгует красивым и харизматичным лицом, собирая ресурсы (деньги, время, людей, оборудование), он лезет в непосредственную работу (особенно там, где его не просят), он воодушевляет и вдохновляет ...
Потом приходят инвесторы и просят показать, как идет работа.
Первое время менеджер отделывается красивыми речами.
Потом он строит хитроумные презентации, в которых нарочито запутанные графики затеняются броскими картинками.
Потом он начинает дергать разработчиков:
- Есть что показать инвесторам?
- Да что ж мы покажем, у нас как бы и нет особо ничего, так, по кускам только ..
- А кусок покрасивее есть?
- Ну если его для презентации приукрасить чуть-чуть - то вот это можно и вот это тоже .. только не запускайте, а то рухнет прямо на презентации. Мы вам лучше кнопочку подрисуем которая заранее готовый хороший результат выдаст.

Инвесторы начинают что-то подозревать. Их вопросы все неприятнее, хотя задают они их тихонечко и без чужих ушей: у инвесторов тоже есть начальство, которое спросит за неудачную инвестицию. Им не нужен скандал. Скандал бросает тень на всю корпорацию.

У проектного менеджера пафос становится все истеричнее, и инвесторы уже понимают, что проект пошел куда-то не туда. Но, во-первых, надежда еще есть , а во-вторых - инвесторы все равно не знают сами как и что делать на проекте. В этой модели они либо доверяют проектному менеджеру и его команде, либо нет.

- Так, давайте-ка прямо: на проекте проблемы?
- Определенные трудности есть, но они в жёлтой зоне!
(На сленге проектного менеджмента: "Зеленый" - проблем нет, "желтый" - проблемы есть но мы их успешно решаем, "красный" - проблемы, которые мы сами решить не можем. На практике менеджер никогда не признается в проблемах если может их сам решить незаметно. То есть если он признался в "желтом" - значит уже "красное")
- Понятно. Что нужно, чтобы вывести проект из кризиса?
В этот момент менеджер может попросить довольно большое количество ресурсов. Действительно очень большое. Практически, из того что он просит, ему дадут все, что только смогут.
Но только один раз. Последний. Если это не поможет, то - это провал, второй раз шанса на спасение обычно не дается.

С этого момента перед менеджером стоит задача: продемонстрировать качественный рывок. Здесь решается его судьба. Сможет - запишет в резюме успешное спасение в критический период. Не сможет - загубит себе карьеру, причем не столько проваленным проектом, сколько тем, что до этого врал и скрывал проблемы.
Иногда этот шанс в самом деле помогает. Иногда - нет.
Если не помогло, то могут сменить менеджера. Могут - и менеджера и команду. А могут и вовсе закрыть проект как провалившийся.

****

В производстве - разном - я тоже немножко поварился. Очень немножко, и далеко не во многих, хотя разнообразия тоже посмотрел.
И понял следующее:
Если ты знаешь проектный менеджмент - ты знаешь его весь. Если ты знаешь производство - ты знаешь одно производство.
Перейдя на новый проект, ты можешь использовать полученные знания и навыки. Перейдя на новое производство, ты вынужден учить всю логику этого производства заново, от предметной области и до ресурсообеспечения.
И производство не закрывается просто так, как провалившийся проект.

[****]****

Пока активной стороной в украинских событиях была Украина - ее действия я мог просчитать на несколько шагов вперед, вообще не напрягаясь.
Украинская война с украинской стороны - проект. У него есть несколько инвесторов, интересы которых сходны но не тождественны. Сама Украина - проектная команда, выполняющая задания в интересах инвесторов. Зеленский - менеджер. Причем довольно скверный.
Так что в описании выше вы наверняка узнали историю этой "команды" в последние полтора года.

Россия действует иначе. Для неё война - тяжелая опасная работа, сложный , затратный и рискованный производственный процесс.
Но это - производственный процесс. Они что-то делают. Для этого у них специально для того существующие "инженерная школа", "производственная база", и тд и тп.
И своя производственная логика, зависящая от конкретной предметной области и стоящая на своих собственных опыте, "инженерной культуре", доступных инструментах и ресурсах и тд и тп.
И чтобы "просчитать" логику действий в этом производстве, мало видеть инструменты, ресурсы и тд. Надо владеть предметной областью. В данном случае - военным делом.
И не просто владеть. А владеть на уровне, хотя бы сопоставимом с уровнем российского Генштаба. То есть на настоящий момент, возможно, лучшего Генштаба в мире.
Это не значит "идеального". Это значит, что из ныне реально действующих ни один не показывает себя лучше. А недействующие пока себя не проявляют - могут считаться неизвестными, но мы вполне можем исходить из того, что не практикующие скорее всего отстают от практикующих, как и в любом другом деле.

Поэтому автор блога воздержится от конкретики прогнозов на следующий сезон. Ему представляется, что активная роль будет принадлежать ВС РФ, а на расчет действий этой армии автору не хватает компетенций: он не владеет военным делом на достаточном уровне.
Это ж не Украина, где военное дело знают, похоже, еще хуже, чем в этом блоге. А главное - не знают, что это надо знать

Так что - только либо в очень общем виде, либо по мелочам.
Ну вот - Авдеевку дожмут, куда денутся. А сколько ее дожимать будут и как - да как придумают. Могу только сказать, что по Авдеевке будет очень видно чему научились в Артемовске. Но чему именно - сейчас знают немногие и они никому не скажут, военная тайна.
Ну хорошо, Авдеевка - а что потом?
А непонятно. Непонятно даже будет это "что-то еще" потом или будет параллельно или даже до - до авдеевского финала.

И так во всем.
Поживем - увидим. Может что-то еще прояснится.
Пока оснований не доверять ВС РФ у меня нет. Работают в пределах нормы, выглядят уверенно и спокойно, ресурсами не обделены. На местах, как в любом проекте и производстве , бывает всякое, но к катастрофам или срывам это не приводит.
Ну и хорошо.

bruderkrieg, ПМ

Previous post Next post
Up