Русскоязычные на Украине: взгляд издалека

Mar 07, 2022 14:37

Этот пост родился как полемика с известным постом моего глубоко уважаемого товарища.
То, что я напишу, прошу считать не столько возражением, сколько моим видением обстановки: в том числе и моим видением его видения.
Еще раз подчеркиваю, что я считаю большой честью для меня иметь возможность сойтись в дискуссии с таким видным автором, служащим для меня образцом не только интеллекта и грамотности, но и самообладания в чрезвычайно непростой ситуации.
Пост этот рождался долго, и одним из тормозящих факторов было именно то, что пока я рассуждаю с теплого дивана, мой оппонент находится в зоне боевых действий. Да не один , а вместе с семьей. И хоть я заручился его согласием, честно сказав что наверняка мое мнение может не понравиться, я не мог заставить себя сесть за текст, пока не узнал с облегчением, что сейчас мой оппонент и товарищ вместе с семьей находится в относительно безопасном месте.

Итак теперь, когда все правила приличия соблюдены - приступим к барьеру-с.

1. Ошибка президента
Украинская кампания оказалась тем самым случаем, к которому готовились много лет, но оказались не вполне подготовленными. "Студенту всегда одной ночи не хватает". Проблемы и проблемки первых трех дней, ставшие основой как для смешных видеороликов так и для вовсе не смешных человеческих жертв, вам несомненно известны. То, что все они вместе взятые никак не повлияли на продвижение ВС РФ по чужой территории (оказавшейся более враждебной чем ожидалось), объясняется скорее изрядным запасом прочности российской армии как системы, чем тщательной подготовкой.
Впрочем, есть все основания полагать, что еще к 19 февраля (момент речи Зеленского в Мюнхене) о подготовке ВС РФ к войне не было и речи, так что всё делалось "на коленке" в последний момент. Именно этим я , объясняю, к примеру и тотальную неготовность Збройных Сил Украины к отражению атаки: ни одна разведка мира не увидела приготовлений русских к наступлению, а значит не сумела предупредить украинскую армию о том, что пора срочно готовиться к обороне. Потому и не увидела, что их не было, что б там ни вопили по телевизору.
Итак, более упорное , чем ожидалось, сопротивление украинских ВС, а также потери иной раз целых колонн снабжения, не привели к снижению темпов наступления, и как будто вообще не замечались атакующими.
Но был момент, который заметили все: попавшее совершенно в "молоко" обращение В. Путина к украинской армии. И подобные заявления о будущей поддержке РФ со стороны части украинского населения и украинской же армии.
После такого, прямо скажем, публичного провала, стало совершенно очевидным: у Москвы нет сколько-нибудь адекватной картины настроений в украинских обществе и армии.
Этой картины нет и у нас (во всяком случае на тот момент не было). Но если мы можем это объяснить привычными человеческими недоразумениями, то для российской разведки это несомненный провал. Не знаю на каком уровне: возможно на самом верхнем, т е задача не выполнена дурно а не была поставлена в принципе.

Что могу сказать .. к сожалению, это общая, системная проблема путинского режима: он совершенно не умеет работать с людьми. Ни со своими ни с чужими. Везде, где нужно "обращаться к массам" или эти массы хотя бы слышать - везде один и тот же крайне плачевный результат.
Путин - и все, кого он встроил в свою систему - всегда всё решали "через ключевых людей", и иногда мне кажется что они даже не подозревают что где-то там внизу копошатся какие-то людишки со своим мненьицем.
Ну вот так у нас, да.
В приложении к наше теме выглядит это так:
- украинцев не слышат, то есть чего они хотят - не знают. Ни гражданских ни армию.
- украинцам ничего не говорят, то есть никакой модели, привлекательной хотя бы чуть более чем "на гиляку!"не то что не предлагают - а даже не удосужились составить. Хотя прямо скажем, сделать что-то лучше чем "нас примут в ЕС и у нас будут кружевные трусики" - не так уж сложно. Если этим заняться.
Дело в том, что самая сильная сторона путинского режима - технократия - является также и самой слабой его стороной. В России нет политики. Её нет с момента как в 2000 году и. о. президента и кандидат в президенты сказал о том , что отказывается принимать участие в дебатах. В них мол, обсуждается "что лучше - памперс или сникерс" (с).
Сэкономив на этом, российское государство потеряло навык работы с народными массами хотя бы как с "электоратом". А за десятилетия ушли последние, кто помнил если не "как это делается", то хотя бы "зачем".

2. Глазами очевидца
Чтобы узнать, как это выглядит изнутри, глазами русскоязычного украинца - достаточно прочитать упомянутый пост " Про защиту русскоязычных". Я уверен, что это вполне адекватное и достаточно полное описание того, как это выглядит на "той стороне". Как это видится глазами русскоязычного гражданина и жителя Украины.
На всякий случай ещё раз подчеркну, что я не только отношусь с огромным уважением и к самому оппоненту и к его точке зрения, но и очень благодарен ему за то, что он дал мне возможность увидеть ситуацию его глазами
Это описание невероятно интересно. И больше всего оно интересно внутренними противоречиями. Тем, что после многострочного описания могут появиться несколько слов, которые всё это описание уничтожат, но автор этого не замечает.
Я подчеркиваю: речь не о глупости, не о алогичности и даже не об эмоциях - горячности или тем более истерике. Мы видим, что это мнение описал человек, и разделяют другие люди, люди, интеллекту которых я могу лишь завидовать, и самообладанием которых лишь восхищаться.
Полагаю, речь именно о вытеснении очевидного из поля зрения, из сознания. Психика отгораживается от того, с чем жить невыносимо. Поэтому противоречия в тексте сам автор не видит, как и миллионы (а то и десятки миллионов) тех, кто в целом с текстом согласится.

Возьмем, к примеру, известный тезис о том, что де-факто никаких ограничений для русского языка и для русскоязычных не было, никакого национализма, всё было в порядке, "не надо нас освобождать". Текст моего ув. оппонента это в целом разделяет и подтверждает.
.. а потом вдруг:
"позитивная новость в том, что когда война закончится, мы будем общаться с Западной Украиной на равных по многим вопросам. Украинцы перестанут разделяться на сорта."

Одно это "перестанут разделяться на сорта" - лучшее подтверждение наличия разделения на сорта, которое я видел за последние 8 лет. Именно этот пассаж опровергает и буквально сносит со стола все уверения в том, что ни вчера ни сегодня ни отродясь никакого деления украинцев на два сорта не бывало.

В тексте и более того есть: например, обосновывая невинное "Просто национальная идеология такая" автор вдруг проговаривается:
Пока конфликт тлел, пока эти территории числились под оккупацией и наши войска неторопливо их обстреливали, сама идея защиты чего-то русского у нас была сомнительной во всех смыслах. Русскоязычные украинцы призвали русские войска, сепаратизм, война, пособники, все вот это.
То есть русскоязычные на Украине превращались почти в советских немцев 1941 года. "Почти" - потому что дальше уже только теплушки в Казахстан. Напомнать о своей идентичности - значит поддерживать врага.
По меркам "нации рабiв" (тм) - оголтелый национализм, но русскоязычные Украины уже привыкли и приспособились к "просто национальной идеологии такой" .
Ну а что им было делать делать? Эмигрировать, сходить с ума, выходить в окно? Кто был готов к таким шагам, за 8 лет уже это сделал, а остальные "просто живут". Люди приспосабливаются, и уже приспособились, и уже уговорили себя не обращать внимания. (А тут приходят какие-то солдаты в чужой форме - что уже унизительно, - крушат дома, ломают налаженную жизнь. А главное - они обесценивают все их усилия по самоубеждению, намекая на то что делать это было вовсе не нужно. Конечно, это уже само по себе может вызвать внутренний протест.)

И заметьте, это все можно увидеть даже не своими глазами, а лишь посмотрев на видение тех, кто не видит ничего предосудительного! Только посмотрев чуть критичнее, чем они сами.

Но это всё цветочки. Сейчас ягодки пойдут.

3. Свои среди чужих, чужие для своих
Итак, мы имеем массы людей, живущих на Украине, говорящих по-русски, но идентифицирующих себя как украинцы, или как минимум как русские граждане и жители Украины. Они связывают себя именно с этой страной, несмотря на то что страна их не очень-то принимает. Они-то её всё равно любят. Можете объяснять это стокгольмским синдромом, можете романтично закатывать глазки "Любят не благодаря а вопреки", но факт в том что эти люди по-русски признаются в любви к Украине.
Они вполне искренне желают доказать ей, что достойны принятия , достойны её оценки.
Плюс к тому они изрядно разочарованы отступлением России в 2014: ведь те, кто явно был на её стороне тогда, остались один на один с разьяренным противником, и для них - и для всех окружающих - это было "Русские бросили своих и сбежали".

Вот вы представьте: что было бы в глазах этих людей идеальным способом доказать свою лояльность своей стране?
Правильно. Биться за неё с оружием в руках.
А что может быть сверхидеальным шансом?
Снова правильно: биться за Украину против России. Доказать своей кровью, что Украина - своя , а Россия - чужая.
И вот сейчас они этот шанс для себя увидели.
И идут в бой за свою веру в то, что их страна (страна, которую они считают своей) это оценит.
А как русский человек идет в бой за то, во что он верит - мы все знаем. (Да и не только русский)
Особенно если он идет в бой против другого русского человека, того, которого отлично вооружили, обучили, накормили, но очень бестолково объяснили ему, что он тут делает.

Самое печальное, что их вера снова будет обманута: украиноязычные вовсе не собираются принимать их аргумент "Я нашу родину защищал!". В случае победы Украину ожидала бы "союзническая война", каких в истории бывало уже много.
Пока, судя по всему, эта война будет разворачиваться на словах и , возможно, кулаках, там, где украинцев много но войны с Россией нет. Например, в странах, принимающих беженцев.
Недавний эпизод с попом-униатом в Дюссельдорфе наверняка лишь первый в будущей большой истории.
Про этого попа я уже рассказывал.
В первые дни сбора гуманитарки, когда я тоже приехал со своим набитым багажником, мероприятие представляло собой небольшую келью при греко-католической церкви, набитую коробками и мешками, где несколько человек (и автор этих строк тоже) в поту и пыли сортировали, паковали и грузили. И даже успевали перебрасываться - на русском - мыслями о том, что нельзя допускать того чтоб русский язык становился "языком оккупантов". И сам этот поп на русском соглашался с тем, что даже в войну говорили мол, "гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается".

Через несколько дней, когда гуманитарку стали собирать огромными фурами, вместо кельи распахнули гигантские церковные подвалы, а десятки неприкаянных добровольцев слонялись по ним безуспешно пытаясь найти себе работу (которую уже расхватали десятки, пришедшие пораньше) , тот же почтенный патер во всеуслышанье требовал не обращаться к нему "на языке оккупантов".

Услыхав об этом, изрядные украинские националисты норовили прибежать к церкви бить дурному попу морду: "Такие как я сейчас Киев и Харьков защищают, а ты нам указываешь на каком языке говорить?!". (Видел лично). Но, поскольку жёны их удержали, об их реакции патер так и не узнал, а значит скорее всего продолжит свою агитацию и дальше.

Я уже заранее представляю , какие драки развернутсья здесь, если приехавшие украинцы в самом деле начнут набрасываться на говорящих по-русски , которые окажутся как раз такими русскоязычными патриотами Украины.

Я повторю тезис многоуважаемого оппонента:
"позитивная новость в том, что когда война закончится, мы будем общаться с Западной Украиной на равных по многим вопросам. Украинцы перестанут разделяться на сорта."
Это мнение сейчас разделяют очень многие, в том числе десятки людей с кем я познакомился во время сбора гумпомощи.
Так вот: чёрта с два.
Единственный путь к этому : после победы над русскими устроить натуральную гражданскую войну. Но 1. русские совершенно не собираются проигрывать войну и 2. гражданская война внутри Украины скорее всего кончится её развалом, равноправие весма маловероятно. Ну и 3, хотя это и мое личное: нам еще только гражданской войны не хватало.

Так что шансов у этой мечты - не более чем когда-то было у знаменитого автора с псевдонимом loboff. Я хотел бы посмотреть на того, у кого повернется язык сказать что Лобов не пытался. Его работа над собой именно в направлении "Стать лояльным русским жителем Украины" навсегда останется в истории: а отрицательный результат этой гигантской и усердной работы должен был бы многих образумить.
Но никто ж не учится.

4. Тезисы
Итак, резюмируя:
- Ожесточенное сопротивление, которое оказывают наступающим российским войскам русскоязычные украинцы, связано в первую очередь с их желанием доказать Украине свою украинскую идентичность. В психологии это примерно то же самое как ребенок жестокой матери старается заслужить её любовь. Поскольку чувство это является и сильным и искренним, воспринимать его надо крайне серьезно.
- Остальные психологические факторы - такие как разочарование итогами 2014 - тоже имеются, и хотя они второстепенны но и они не были учтены. То есть люди не пойдут на сторону русских пока не поверят в то что русские - это надолго и в силе. Ожидать цветов и ковровых дорожек в первые же дни - по меньшей мере глупо. Впрочем, многие штатские зрители ожидали этого куда больше , чем сам российский Генштаб.
- Сами русскоязычные украинцы свою второсортность привыкли не замечать, даже если она им же и видна, поэтому обращаться к таким их чувствам совершенно бесполезно. Слишком долго и старательно люди их в себе задавливали, а кто не задавил - уже уехали. То есть они искренне считают нормой то, что россияне считают угнетением, и не понимают и не принимают "освобождения". Также бесполезно обращаться к логике даже у умнейших людей: "Никакой дискриминации у нас нет, и более того, теперь мы можем её устранить".
- То, что украиноязычные украинцы даже героизм русскоязычных на украинской службе не примут за аргумент - тоже никому не объяснить, во всяком случае пока идет война. Но это может стать новой почвой для конфликтов между разными по языку украинцами
- Отделы разведки РФ, отвечающие за зондирование настроений, равно как и отделы пропаганды, должны быть нещадно выпороты.
- А само неумение путинского режима говорить с людьми и слушать их еще не раз может выйти всем боком

Всё это минусы. Из плюсов пока только один да и тот не всем понравится:
- Зато у русских армия хорошая. Встречают ли её цветами или джавелинами - ей плевать. Джавелинами даже лучше, есть на чём удаль показать. Показать - это тем, кто сейчас из-за бугра внимательно наблюдает и делает для себя выводы.

5. Как это всё можно исправить?
Говорить. Объяснять. Слушать и слышать. Невозможно выиграть войну только пушкой, и даже полевой кухней впридачу. Обязательно надо говорить.

россия, украина, человеческое, философское

Previous post Next post
Up