Жребии

Mar 23, 2024 13:00



Наступает праздник Пурим. Мои дети в пятницу уже отметили его в еврейских школах (начальной и гимназии): карнавал, костюмы, угощения, веселье.

****

"Пурим" - множественное число от древнеперсидского слова "пур", что означает "жребий". Этот праздник установлен в память о спасении евреев от рук врагов во время правления персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса) в середине VI века до н.э. История этих событий изложена в книге Ветхого Завета (Танах) "Есфирь" ("Эстер")

Краткое содержание:
Царедворец Аман добился от шаха Персии указа о разрешении всем желающим в назначенный день истреблять евреев в государстве. Государство это вполне могло быть названо по тем меркам "Всем цивилизованным миром", мне встречались оценки, что в державе Ахеменидов проживало тогда 52% населения планеты. Что ж, звучит вполне реалистично: персы тогда контролировали одновременно (помимо прочего) долины Нила, Инда и Тигра с Ефратом, то есть большинство из центров древних цивилизаций и самых населенных на тот момент регионов.
На счастье евреев, любимой женой шаха тогда была Есфирь (Эстер), еврейка по происхождению, родственница и воспитанница одного из видных членов еврейской общины Мордехая (Мардохей, Мордхе). Мордехай смог убедить её повлиять на мужа. Впрочем, не следует переоценивать эту историческую случайность: сам Мордхе говорил родственнице, что это не в её руках шанс на спасение народа Израилева, но, напротив, это ей выпал шанс поучаствовать в этом спасении. Если же она уклонится от этой чести, то Бог все равно не оставит народ свой, просто "свобода и избавление придут из другого места".

Несмотря на всё расположение шаха к открывшейся ему любимой жене, царский указ не мог быть отменен: "боги не ошибаются". Поэтому был издан новый указ: евреям государства разрешено делать ровно то же с теми, кто желает выполнить предыдущий указ.
Что именно - лучше меня не спрашивайте. Всё это есть в Писании, но, предупреждаю: времена были суровые, и то, что тогда принималось за норму, в нашей цивилизации вызовет у читателей оторопь. Единственное, что могу сказать: обеим сторонам конфликта разрешено было одно и то же.
"День открытых убийств", плановая взаимная резня.

****

Евреи выжили, и даже победили в этой кровавой бане. Проигравшего царедворца Амана повесили на той же гиляке, что он выстроил для Мардохея; с личной неприязни Амана к Мордхе и началась вся эта история.

С тех пор Пурим стал еврейским праздником. Это единственный день в году, когда евреям разрешается и даже рекомендуется крепко выпить. Еврейские мудрецы говорили: "Должен человек напиться в Пурим до того, чтобы не отличать слова 'проклят Аман' от слов 'благословен Мордехай' ". В народной традиции это упростилось до "не отличать Амана от Мардохея", то есть "врага от друга".
В Пурим также традиционно устраивают карнавальные шествия, которые должны напоминать о том, что под маской случайных стечений обстоятельств нередко скрывается божественный замысел.
Но это всё уже потом, после победы. В сам день жребиев , день 13 адара невероятно далекого от нас года, было не до веселья и вина.

[****]****

Вчера, в день перед Пуримом, кто-то, возомнивший себя правителем мира, подписал указ о разрешении истребления народа нашего: только так я могу толковать чей-то приказ о начале террористической акции в "Крокусе".

Персидское "Пур" - жребий - созвучно еврейскому слову "Порер", которое означает «демонтировать», «рассеивать», «разрушать», «разбивать на части». В том, полагаю, и был смысл теракта: разбить нас, демонтировать, разделить на части. Рассеять и разрушить.
Здесь, как и в празднике Пурим, исторические случайности и роль личностей - лишь кажущиеся, это - исторические, глобальные процессы. Их, как указ древнего шаха, нельзя отменить.
Но им можно сопротивляться, с ними можно и нужно бороться, их обязательно надо пересилить.
И нам не нужна для этого родственница в любимых женах правителей мира: "Свобода и избавление придут из другого места", Бог не оставит люди своя и благословит достояние свое.

Боремся. Сопротивляемся. Не позволяем себя разделить и разрушить.
Когда-нибудь наши потомки отметят нашу победу веселым карнавалом и искристым вином. А пока - бороться. Чтобы эти потомки смогли родиться.

А новых аманов повесим на той же гиляке, что они строили для нас. Видимо, гуманнее здесь не получится.

Ālea iacta est.

на злобу дня, евреи, bruderkrieg, историческое

Previous post Next post
Up