Наступает праздник Пурим. Мои дети в пятницу уже отметили его в еврейских школах (начальной и гимназии): карнавал, костюмы, угощения, веселье.
****
"Пурим" - множественное число от древнеперсидского слова "пур", что означает "жребий". Этот праздник установлен в память о спасении евреев от рук врагов во время правления персидского царя Ахашвероша (Артаксеркса) в середине VI века до н.э. История этих событий изложена в книге Ветхого Завета (Танах) "Есфирь" ("Эстер")
Краткое содержание: Царедворец Аман добился от шаха Персии указа о разрешении всем желающим в назначенный день истреблять евреев в государстве. Государство это вполне могло быть названо по тем меркам "Всем цивилизованным миром", мне встречались оценки, что в державе Ахеменидов проживало тогда 52% населения планеты. Что ж, звучит вполне реалистично: персы тогда контролировали одновременно (помимо прочего) долины Нила, Инда и Тигра с Ефратом, то есть большинство из центров древних цивилизаций и самых населенных на тот момент регионов. На счастье евреев, любимой женой шаха тогда была Есфирь (Эстер), еврейка по происхождению, родственница и воспитанница одного из видных членов еврейской общины Мордехая (Мардохей, Мордхе). Мордехай смог убедить её повлиять на мужа. Впрочем, не следует переоценивать эту историческую случайность: сам Мордхе говорил родственнице, что это не в её руках шанс на спасение народа Израилева, но, напротив, это ей выпал шанс поучаствовать в этом спасении. Если же она уклонится от этой чести, то Бог все равно не оставит народ свой, просто "свобода и избавление придут из другого места".
Несмотря на всё расположение шаха к открывшейся ему любимой жене, царский указ не мог быть отменен: "боги не ошибаются". Поэтому был издан новый указ: евреям государства разрешено делать ровно то же с теми, кто желает выполнить предыдущий указ. Что именно - лучше меня не спрашивайте. Всё это есть в Писании, но, предупреждаю: времена были суровые, и то, что тогда принималось за норму, в нашей цивилизации вызовет у читателей оторопь. Единственное, что могу сказать: обеим сторонам конфликта разрешено было одно и то же. "День открытых убийств", плановая взаимная резня.
****
Евреи выжили, и даже победили в этой кровавой бане. Проигравшего царедворца Амана повесили на той же гиляке, что он выстроил для Мардохея; с личной неприязни Амана к Мордхе и началась вся эта история.
С тех пор Пурим стал еврейским праздником. Это единственный день в году, когда евреям разрешается и даже рекомендуется крепко выпить. Еврейские мудрецы говорили: "Должен человек напиться в Пурим до того, чтобы не отличать слова 'проклят Аман' от слов 'благословен Мордехай' ". В народной традиции это упростилось до "не отличать Амана от Мардохея", то есть "врага от друга". В Пурим также традиционно устраивают карнавальные шествия, которые должны напоминать о том, что под маской случайных стечений обстоятельств нередко скрывается божественный замысел. Но это всё уже потом, после победы. В сам день жребиев , день 13 адара невероятно далекого от нас года, было не до веселья и вина.
Вчера, в день перед Пуримом, кто-то, возомнивший себя правителем мира, подписал указ о разрешении истребления народа нашего: только так я могу толковать чей-то приказ о начале террористической акции в "Крокусе".
Персидское "Пур" - жребий - созвучно еврейскому слову "Порер", которое означает «демонтировать», «рассеивать», «разрушать», «разбивать на части». В том, полагаю, и был смысл теракта: разбить нас, демонтировать, разделить на части. Рассеять и разрушить. Здесь, как и в празднике Пурим, исторические случайности и роль личностей - лишь кажущиеся, это - исторические, глобальные процессы. Их, как указ древнего шаха, нельзя отменить. Но им можно сопротивляться, с ними можно и нужно бороться, их обязательно надо пересилить. И нам не нужна для этого родственница в любимых женах правителей мира: "Свобода и избавление придут из другого места", Бог не оставит люди своя и благословит достояние свое.
Боремся. Сопротивляемся. Не позволяем себя разделить и разрушить. Когда-нибудь наши потомки отметят нашу победу веселым карнавалом и искристым вином. А пока - бороться. Чтобы эти потомки смогли родиться.
А новых аманов повесим на той же гиляке, что они строили для нас. Видимо, гуманнее здесь не получится.