"Родина, друзья, это не ж*па президента,которую надо все время мусолить, целовать. Родина - это бабушка нищая на вокзале, продающая картошку. Вот это родина"
Ю. Шевчук.
****
О яростном неприятии "людей в белых пальто и с красивыми лицами" любых успехов их же страны сказано и написано много, но ясности не прибавляется.
Распространена версия о том, что этим людям просто нравится чувствовать себя высшей кастой, пусть даже и в нищем обществе. "Лучше быть первым парнем на деревне, чем последним в городе". Мол, ну кем будет "прогрессивная интеллигенция" в обществе, в котором у каждого есть комфортный автомобиль и просторное жилье? А здесь она - звезда!
Думаю, это недопустимое упрощение. Нет, здесь не шкурный интерес: "за деньги так не надрываются". И даже ощущение своего превосходства - слишком мелко для таких страстей, что мы видим.
Тут что-то масштабнее.
Что-то глубоко в душе, в подкорке мозга.
Версию, сам того не желая, подсказал мне один из комментаторов, упоминая некий фильм (сериал):
Охренненая драматургия: в дерьме, в крови, создать катарсис от которого крышу рвет Сериал этот ("Слово пацана") я, конечно, не смотрел и не буду, по той же причине, почему на первых кадрах бросил смотреть когда-то модный фильм "Нелюбовь": я не для того всю первую часть жизни из этого дерьма вылезал, чтобы сейчас умилительно переживать катарсис, всё это вспоминая и на себя примеряя. Пусть этим занимаются те, кто провел юность в чистенькой рубашке.
"Тот, кто в 15 лет убежал из дома, вряд ли поймет того, кто учился в спецшколе" (с)
Потом эти люди, пережив "катарсис дерьма и крови", пойдут дальше хвастать своим происхождением из благородных династий отечественной интеллигенции. О чем мне с ними говорить, об этом их киношном катарсисе? мне его в реальности хватило. У меня же нет благородного происхождения.
А я никто! Найденыш бедный!
И мой единственный отец -
мой ум, мое к наукам рвение,
мое перо.
****
Нет, ребята. Не за относительно высокий уровень жизни бьются эти люди: не за то, чтобы их относительно невеликие доходы позволяли им чувствовать себя в России королями.
И даже не за свое чувство превосходства над "быдлом", не понимающим истинной драматургии, не смыслящими в заумных перформансах а стоящими в очередь на "Щелкунчика", как насекомые.
Это все было бы слишком мелко для такого искреннего и сильного чувства.
Они бьются за свой мир, в котором у них есть регулярное переживание этого катарсиса дерьма и крови. Мир, в котором можно заламывать руки и взывать к небесам: "Ах, как же всё плохо!"
Оттого они, кстати, и не едут в страны, по их же мнению благополучные. А как им там жить? Если там всё хорошо - то где найти катарсис переживания страданий о том, как всё вокруг ужасно?
(Если бы они знали, как в реальности в этих странах обстоят дела, то поехали бы, наверное, с радостью - радостью предвкушения душевного страдания)
Вот идет этот прекраснодушный человек по вокзалу, видит бабушку нищую, продающую картошку - и буря бушует в душе его. О, несчастная страна! О, бедная бабушка с картошкой! Да будет проклята ж*па президента, на все это равнодушно взирающая!.. и так далее.
А потом на его глазах бабуля продает последний кулек картошки, садится в довольно скромную в общем-то дэу нексию или гранту, и едет нянчиться с внуками, потому что детки квартирку купили, ремонтом заняты...
И куда теперь деваться этому человеку, проклинавшему ж*пу?
У него только что отняли его мир, его смысл бытия. Минуту назад он был героем, отважным одиночкой, не страшащимся бросать проклятия богам этого мира - а сейчас он выглядит кликушей, разводящим истерику на пустом месте, которого сторонятся обыватели.
Вам бы понравилось?
Вот и ему не нравится. Поэтому он костьми ляжет но сохранит ужасный мир, против которого борется, потому что без борьбы этой он не нужен даде самому себе, и как ему жить в мире, в котором его идеалы победили - не знает.
Как, прости Господи, феминистка, которая понятия не имеет, зачем она нужна в мире, в котором у женщин - по её же требованию - уже есть права и свободы, и начинает превращаться в городскую сумасшедшую.
****
Тяга к катарсису - естественное стремление человека разумного. Можно сколько угодно успокаивать его тем, что уже все хорошо и надрывать душу больше не надо, но накапливающиеся в нем конфликты все равно будут требовать этого надрыва.
Что ж: на счастье, мир наш весьма несовершенен, и останется таким навсегда. И в нём всегда найдется место подвигу.
Начать можно с малого: постой рядом со своей женщиной во время родов. Крови и катарсиса будет много, гарантирую, а если все слишком близко к сердцу воспринимать то и дерьма будет как при охоте на медведя.
Можно в пандемию санитаром в клинику завербоваться. В Красном Кресте бомжам суп разливать. Детям в хосписе скрашивать их последние дни. И так далее.
В конце концов, если уж очень хочется именно крови и дерьма, то сейчас и для этого есть замечательная возможность наесться и того и другого так, что катарсис из ушей полезет:
Click to view
Но это все не подходит. Таким людям катарсис нужен исключительно душевный, чтобы физически страдал кто-то другой а они только сердечно переживали.
Поэтому они пришибут любого, кто создает мир, в котором бабушка перестает быть нищей: без неё им и вокзал не вокзал, и страна не страна и жизнь не жизнь.
Они и сами отберут у неё все, оставив только картошку. А потом будут стоять рядом и заламывать руки.
Самое поганое то, что они искренне верят в свое ей сострадание. Для них это - благородное чувство.
Именно это и движет ими. Не пошлое сребролюбие (они как правило как раз вполне неподкупны), не мелочное тщеславие за чужой счет (они не лгут, когда клянутся в любви к этой бабушке, они сами в это верят)
Движет ими вера в то, что они борются с неким злом. И они сами не видят того, что более всего на свете им нужна борьба с этим злом, то есть менее всего они хотят это зло победить, с этой войны демобилизоваться и пойти жить мирной жизнью.
И, конечно же, они никогда не простят "ж*пе президента" того, что бабушка перестает быть нищей. Это делает их бытие бессмысленным, а другого бытия они себе найти не могут. Мало того, что проблема нищеты бабушки отпадает, так еще и зло оказалось не таким уж злом, а "ж*па президента" не напрасно штаны в рабочем кабинете просиживает: признать это - значит обесценить свою жизнь, а на это мало кто способен.
Потому что это - катарсис. Настоящий.
Признаться себе в том, что все пролития крови ради "великой цели" оказались полным дерьмом - катарсис истинный, не киношный и не театральный. В этой "охрененной драматургии" ты не то что в главной роли, но еще и без каскадеров. "Крышу рвёт".
Это вряд ли посильно любителям катарсиса , крови и дерьма понарошку, на экранах и сценах.
****
UPD.: ну, и чтоб это не выглядело как заметкой об одной отдельно взятой стране -
дополнение.