(
оригинал записи в моем блоге)
Если попробовать разобрать музыку "по косточкам" и понять, по каким рецептам она строится, то можно выделить три основные составляющие, "три кита", на которых она зиждется. Это:
Нет, не так.
Ритм!
Это первая тема, которую я хотел бы затронуть. Остальным мы посвятим еще немало внимания, но ритм - это основа основ, без которой музыки просто не могло бы существовать.
Это может прозвучать громко или чересчур категорично, но для музыканта не существует более важной вещи, чем чувство ритма. Это непреложная истина. Абсолютно любой "фирмовый" музыкант обязан обладать прекрасным чувством ритма. При этом он может даже позволить себе играть достаточно грязно (примеров масса, скажем, Джон Фрусчианте из Red Hot Chili Peppers), однообразно, примитивно и как угодно еще, но он не может позволить себе играть криво, выбиваясь из ритма. Посмотрите живое выступление любой серьезной группы и вы обратите внимание на то, как безупречно попадают все музыканты в единый ритм, и именно благодаря этому звучат как единое целое, мощно и плотно, возникает, как говорят музыканты, "драйв" и "кач". И в то же время многие из вас могут вспомнить выступление какой-нибудь из местечковых команд, которая вживую звучала вяло, неубедительно, несмотря на то, что вроде бы и играть ребята умеют, и соляки у них огого... А вот не цепляют. Зуб даю - первопричина не в примитивных мелодиях, слабеньком вокалисте и т.д., а в чувстве ритма. Точнее, в его отсутствии, проявляющемся в игре "вкривь и вкось", неосознанных ускорениях-замедлениях, расхождениях музыкантов между собой...
В строгом смысле слова, чувство ритма есть у всех; дыхание, стук сердца, походка - все это и многое другое в нашей жизни подвержено различным ритмам. Но развито это чувство у разных людей по-разному, так же, как и музыкальный слух. У кого-то оно практически безупречно с детства, а кому-то приходится и хорошо попотеть, чтобы в себе его развить.
Для того, чтобы обладать хорошим чувством ритма, вовсе не обязательно его понимать разумом, его нужно, простите за тавтологию, чувствовать. Как и многие другие вещи, связанные с искусством, ритм можно проанализировать и разобрать по косточкам, но при этом так и не развить в себе это чувство. Но коль скоро мы уделяем основное внимание теоретической подоплеке нашей музыкальной деятельности, давайте все же разберемся, что к чему, определим терминологию и понятия. И первым из них будет
пульс.
Принципиальное отличие музыки от литературы, живописи и многих других видов искусства заключается в том, что она не статична, а длится и развивается, "живет" во времени и неразрывно с ним связана. И так же, как человек не может жить без биения сердца, музыка невозможна без внутренней пульсации. В каких-то случаях эта пульсация всеми способами подчеркивается при помощи ударных, баса и чего угодно еще, примеров может быть неисчислимое множество, от клубной танцевальной электроники до цепких и качевых риффов в духе Rammstein. В других пульс не столь явно ощущается (к примеру, в классической музыке), но присутствует всегда (за очень редкими исключениями) и играет не менее важную роль. Именно подчиняясь этому пульсу, мы притопываем в такт музыке ногой, трясем головой на концерте или прыгаем в клубе в такт музыке. И именно эта пульсация задает "сетку координат", согласно которой все звуки в композиции располагаются во времени, подобно тому, как клетки в школьной тетради служат основой для всего того, что будет в ней написано и начерчено. Эта пульсация - первична в музыке, музыкант чувствует ее внутри еще до того, как сыграть первую ноту.
Темп.
Скорость пульсации, а значит и скорость исполнения музыкального произведения или его части, называется темп. Темп бывает самым разным, от очень медленного до очень быстрого. Измеряется темп в ударах в минуту (англ. bpm - beats per minute). Таким образом, обозначение 120 bpm говорит нам о том, что пульсация в музыкальном отрывке равна 120 ударов в минуту (или два раза в секунду).
В академической музыке принято обозначать темп не точными значениями, а специальными терминами, от largo - очень медленно, до prestissimo - очень быстро. В современной популярной музыке подобное обозначение темпа практически не используется.
Чтобы получить ровный темп, используется метроном (это может быть как механическое или электронное устройство, так и программа), который отсчитывает доли в заданном темпе с равным промежутком между ними.
Доля, такт, размер.
Доля - это отрезок звучания от одного удара метронома до следующего.
Доли объединяются в такты. Количество долей в такте определяет музыкальный размер. Размер обозначается в виде дроби, в которой первая цифра (числитель) определяет то, сколько долей содержит в себе такт. Размер обозначается в самом начале музыкальной записи и чаще всего остается неизменным на протяжении всего произведения. Самый распространенный в мире размер - 4/4. Вот простой музыкальный пример в размере 4/4:
Включите свою любимую песню, и с вероятностью, близкой к стопроцентной, она окажется написанной именно в этом размере. Проверить это просто - нужно просто попробовать посчитать доли в такте. Если размер песни - 4/4, у вас выйдет что-то вроде "1-2-3-4, 1-2-3-4..." и т.д.
А вот пример нотной записи в размере 4/4, в темпе 120 bpm.
Также сравнительно часто можно встретить размер 3/4. Вот пример того, как он может звучать:
Несмотря на то, что доли совершенно одинаковы по длине звучания, они делятся на сильные и слабые. Важно понимать, что сильная доля остается сильной, даже если музыкально она ничем не выделяется - наш слух все равно выделяет ее среди остальных. То, как чередуются сильные и слабые доли в такте, определяется метром. Метр бывает:
- двухдольный (РАЗ-два)
- трехдольный (РАЗ-два-три).
Такт всегда начинается с сильной доли. Если сильная доля в такте только одна, например в размере 2/4 (РАЗ-два) или 3/4 (РАЗ-два-три), такой размер называется простым. Если размер состоит из сочетания простых, то он называется сложным, например, размер 4/4 (РАЗ-два-ТРИ-четыре) состоит из двух простых размеров по 2/4. При этом сильная доля в такте все равно остается только одна - первая, а третья в этом случае называется относительно сильной. Таким образом, такт можно определить как отрезок звучания от одной сильной доли до следующей.
Для того, чтобы лучше понять сильные и слабые доли, можно привести в пример любое стихотворение. Сильная доля в музыке - это примерно то же самое, что и ударный слог в поэзии. Например, если разобрать известное стихотворение М.Ю.Лермонтова по слогам, выделяя ударные, мы получим вот что: "ТУЧ-ки не-БЕС-ны-е, ВЕЧ-ны-е СТРАН-ни-ки...". Можно заметить, что слоги здесь объединяются в группы по три - один ударный и два безударных. Точно таким же образом в музыкальном размере 3/4 доли объединяются в группы по три - одна сильная и две слабых.
Итак, мы уже поговорили о многом, но так и не ответили на главный вопрос - "а что же такое РИТМ?". Ответ на этот вопрос, а также описание способов записи ритма, ждет вас в следующей записи.
А на этом - спасибо за внимание, доброго вам настроения и до новых встреч!