Я уже не вспомню сейчас точно, когда id Software начала закрытое (invite-only) бета-тестирование своего нового детища Quake Live - кваки, сетевой чуть более, чем полностью. (Изначально предполагалось назвать проект Quake Zero, именно так Кармак называет его в своей QuakeCon 2007 keynote, но какой-то пидарас-киберсквотер занял домен и предложил id его купить. Ребята не стали заморачиваться, а просто сменили название.) В общем, я оставил заявку, но инвайта тогда так и не дождался.
И вот внезапно обнаруживаю оный в inbox'е (к слову, еще в начале января
писали про то, что id для этого проекта нужны свежие бета-тестеры, но я эту новость пропустил, как и
пару сообщений на Хабре до этого).
Глядя на то, какими темпами обычный веб-браузер - по сути, бесплатное дополнение к любой операционной системе, - теснит традиционные десктопные standalone приложения, от аськи и любимого email-клиента до office and productivity suite, появление полноценной игры (флеш-поделки не в счет), живущей целиком в браузере, было лишь вопросом времени. На мой взгляд, у id получилось
лучше, чем у кого-либо.
На фоне стагнации (если не сказать упадка) FPS как киберспортивной дисциплины, появление QL вместо не оправдавшего надежд Q4 очень кстати. Собственно, Quake Live это то, чем должен был стать Quake 4, но не стал в силу вполне определенных причин: даже после всех доводок и исправлений он проигрывал Quake III Arena по геймплею и картам (то, что заигрывания с историей Quake 2 ни к чему хорошему для геймеров не приведут, было понятно сразу), использовал сложный, долго "устаканивавшийся" протокол, а пользователи страдали от бесконечных несовместимостей демок между различными версиями самой игры и tournament-модов (конкурирующих друг с другом). Игра все так же была платной для простых смертных и требовала ключ.
Quake Live, похоже, избавлен от всех этих недостатков. Доработанный, давно вылизанный коммерческими лицензиатами и энтузиастами (исходный код был опубликован в 2005 г. под GPLv2) движок; отточенная, проверенная временем физика, привычные геймплей, оружие и карты - таковы первые впечатления от игры, которая при всем при этом выглядит свежей. QL будет полностью бесплатным для игрока; предполагается, что profit будет обеспечиваться рекламой (на картах тут и там расставлены биллборды), а также за счет sponsored tournaments, levels, and skins. При этом не исключается и paid membership.
Однако, куда более существенным, хотя и менее очевидным, является то, что мы имеем дело с web-приложением. Это открывает огромные возможности, как в техническом, так и организационном плане. Централизованный deployment нового контента: исправлений и обновлений всех компонент (от движка до карт и моделей), gamer profile, доступный с любого компьютера с браузером, подключенного к сети, подробная персональная статистика, всевозможные лиги и ладдеры, skill-based matchmaking и пр. Этакая социальная сеть, объединяющая квакеров планеты.
Высказываются опасения, что такой подход свяжет руки модмейкерам; с другой стороны, это должно положить конец войнам competitive-модов (Q4Max vs. X-Battle в Q4, OSP vs. CPMA в Q3), что несомненно является плюсом.
Единственное, что огорчает, это отсутствие какой-либо информации о появлении Linux-порта в обозримом будущем. На данный момент QL требует Windows (XP или Vista), поддерживаются IE и Firefox. Подробности установки можно найти по сцылкам выше (а
здесь, говорят, раздают инвайты, но лучше подать заявку на
официальном сайте).
Что ж, Quake Live оставил очень хорошее впечатление. Я никогда не играл в Q3 даже на среднем уровне (как-никак, Q2 наше все), крайне плохо чувствую физику VQ3, но
есть мнение, что триксовать стало легче. А вот баланс оружия, по ощущениям (моим, есть и
другие), действительно несколько поменяли; шафт, например, стал злее. Народ также жаловался на слишком большой rocket splash damage, в последнем апдейте его уменьшили.
В заключение, как обычно, немного скриншотов. На оригинальность они не претендуют, все-таки QL очень похож на Q3. Однако, некоторые карты слегка оживили, это особенно видно на open space мапах типа старой доброй q3zdm17 (The Longest Yard).
Регистрируйтесь, играйте и делитесь впечатлениями, друзья мои. Viva la Quake!