Как заставить работать чиновников ФМС. Часть 1

Jul 25, 2012 13:47

Многие путешественники при оформлении загранпаспорта часто сталкиваются с нежеланием чиновников работать. И зачастую заставить исполнять свои обязанности можно только жалобами.




Вот некоторые из нарушений, которые допускаются при оформлении нам загранпаспортов:
- затягивание оформления заграна (более 1 мес по месту регистрации);
- требования каких-то дополнительных документов (например, ксерокопии страниц паспорта);
- длинные очереди в отделе ФМС (более 30 мин.) и всякие "талончики" и "списки" и проч.;
- отказ в выдаче справки о приёме документов на загранпаспорт;
- неинформирование граждан о готовности загранпаспорта (по почте и по телефону или имейлу).

Для начала рассмотрим законы, регламентирующие работу ФМС:
1. Закон о выезде из России. Ссылки на текст есть тут.
2. Регламент ФМС по загранпаспортам. Ссылки на текст есть тут.
3. Остальные менее важные документы (приказ о проверке на призыв, инструкция по оформлению биометрического заграна и проч.) есть тут.

Куда можно жаловаться?

По закону мы можем жаловаться любому чиновнику. Даже если ваше обращение не входит в сферу деятельности чиновника, то он обязан ваше обращение зарегистрировать и переслать в нужное место, проинформировав вас об этом. Т.е. жаловаться можно хоть Президенту, Губернатору, Мэру или министерство Культуры, мы не обязаны разбираться, кто за что отвечает. Этим стоит активно пользоваться.

Чем большее число ведомств мы напишем, тем лучше. Представьте себе начальника ФМС, которому приходит сразу несколько волшебных пинков писем (из Прокуратуры, ФМС РФ и ФМС региона) с указаниями разобраться в одной проблеме. Ему придется сделать все по закону и отчитаться перед своим начальством. Бывает, что и шквал жалоб не помогает, но лучше всё-таки как-то отстаивать свои права, чем покорно молчать и ждать, когда барин чинуша соизволить на вас обратить внимание.

В настоящий момент в России электронные обращения (через официальные интернет-сайты или по e-mail) приравниваются по статусу к письменным обращениям. Они также регистрируются и пересылаются по подведомственности. А если можно обратиться через Интернет не выходя из дома, то зачем идти на почту, стоять в очереди и терпеть хамство почтовых работников?

Обязательно заполняйте все графы в онлайн-обращениях!

1. Ген.Прокуратура РФ (форма онлайн-обращения через сайт). Граждане могут спокойно обращаться в Прокуратуру даже в том случае, если у вас есть хоть какое-то подозрение на нарушения законов.
2. Региональная Прокуратура (выберите свою региональную Прокуратуру из списка)
3. ФМС России (форма онлайн-обращения через сайт).
4. Региональная ФМС (выберите свою региональную ФМС из списка).
5. Можно повторить всё заказными письмами на имена руководителей в Прокуратуру РФ, региональную Прокуратуру, ФМС РФ, ФМС региона и на имя руководителя того отдела ФМС, куда вы сдали документы. Адреса можно узнать на официальных сайтах. Но если не охота ходить на почту (а это та ещё конторка), тратить свои деньги и время (а зачастую и нервы), то можно обойтись обращениями через сайты.
6. Можно позвонить на горячую линию ФМС РФ и ФМС вашего региона и продублировать данное обращение ещё и по телефону.

Рассмотрим случаи, когда гражданин подаёт документы на оформление заграна в РФ по месту регистрации.

Отказ в выдаче справки о приёме документов на загранпаспорт и неинформирование о готовности загранпаспорта.

Вам обязаны выдать справку о приёме документов и вам обязаны прислать извещение о готовности загранпаспорта. Но не все люди это знают.

Обычно эти два нарушения происходят вместе, поэтому пишем примерно такое обращение.

***********************************************
Я, ФИО, гражданин РФ, "__" _______ 20__ г. сдал в отдел по району __________ по г.________________ документы для оформления паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность за пределами РФ.

При приеме документов сотрудница отдела по району (ФИО сотрудницы) отказала мне в выдаче справки, подтверждающей приём заявления к рассмотрению. В данном случае было допущено нарушение правил приёма и регистрации заявлений, а именно пункта 52 Административного регламента ФМС России, который гласит, что заявителю выдается справка установленной формы (приложение N 6 к Административному регламенту), подтверждающая прием заявления к рассмотрению.

Напоминаю, что в соответствии с Федеральным Законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" срок оформления паспорта по месту жительства не может превышать 1 месяц со дня приема документов.

Согласно пункту 73 Административного регламента ФМС России, после принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче паспорта, в течение одного рабочего дня заявителю направляется уведомление о необходимости получения паспорта с указанием места и времени получения документа (приложение N 8 к Административному регламенту) или уведомление об отказе в выдаче паспорта (приложение N 9 к Административному регламенту).
Одновременно с письменным уведомлением в зависимости от технической оснащенности территориального органа ФМС России в случае наличия адреса электронной почты или номера контактного мобильного телефона заявителю направляется электронный файл о необходимости получения паспорта с указанием места и времени получения документа либо уведомление об отказе в выдаче паспорта.

Учитывая вышеизложенное, прошу:

1. Провести проверку по фактам, изложенным мною в данном обращении, установить виновных должностных лиц и привлечь их к ответственности.
2. Принять меры к соблюдению сотрудниками отдела по ____________________ району правил приёма и регистрации заявлений.
3. Принять меры к своевременному оформлению мне паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность за пределами РФ, в порядке, установленном законодательством РФ.
4. Принять меры к своевременному уведомлению меня о необходимости получения паспорта путём направления мне письменного уведомления, а также по телефону ххххххх или по электронной почте ххх*песик*хххх.ххх
5. По существу моего заявления и о принятых мерах сообщить мне письменно в установленные сроки.

***********************************************
Копируем текст, меняем под себя адреса, даты, имена и отправляем через онлайн-формы на сайтах, приведённых выше. Времени займёт всего несколько минут, зато без нервотрёпки, общения с чинушами и прочих "удовольствий".

Затягивание оформления загранпаспорта

Это одно из самых распространенных нарушений при оформлении заграна. Если вы подаёте документы по месту регистрации в России, то по закону паспорт вам обязаны оформлять не более чем 1 мес с момента подачи документов. В случае, если вы подаёте документа не по месту регистрации, срок составляет не более 4 месяцев. Никакие "отмазки" ФМСников вас волновать не должны - вы заплатили деньги за услугу, эта услуга должна быть оказана должным образом и в срок.

Поэтому если вам говорят "Не пришел ответ из ФСБ", "Нет бланков" или ещё что-то - знайте: это не ваши проблемы! Паспорт должен быть готов через месяц, или, если вам отказано в оформлении паспорта по каким-либо причинам, то в течение месяца и вам обязаны объявить причины отказа письменно на бланке с печатью и подписью.

Советую при подаче документов поинтересоваться, сколько будет оформляться паспорт. Если вам говорят, что это будет 1,5 мес или 4 мес, то спокойно пишете заявлению в Прокуратуру о готовящемся правонарушении а также в ФМС РФ и вашего региона, отправляя данный текст по ссылкам, приведенным выше.

Можно также прийти в свой отдел УФМС с заранее распечатанными жалобами в вышестоящие организации и Прокуратуру. В ряде случаев это может сработать. Однако если вы не умеете общаться с чиновниками или просто не хотите скандалить и трепать себе нервы, тратя время, то проще отослать жалобы из дома через Интернет.

Примерный образец жалобы в случае, когда вам уже затягивают выдачу паспорта в срок:

***********************************************
Начальнику Управления
Федеральной Миграционной Службы
по (городу или области)
от ____________________________________,
проживающего по адресу:
ул. _______________________ д. ____, кв. ___
контактный телефон: ____________________

Жалоба на неправомерные действия сотрудников Федеральной Миграционной Службы, связанные с невыдачей паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность за пределами РФ

Я, _________________________________, гражданин РФ, "___" ________________ 20___ г. сдал в ТО УФМС по ______________________ району ____________________ документы для оформления паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность за пределами РФ.

По истечении месяца со дня приема документов паспорт мне выдан не был.

Таким образом, мне было отказано в оформлении паспорта в порядке, установленном федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и Административным регламентом Федеральной миграционной службы РФ, так как указанные нормативные акты в случае подачи документов по месту жительства предписывают оформлять паспорт в течении одного месяца со дня приема документов.

Считаю, что данные действия нарушают мое право на выезд из Российской Федерации, гарантированное частью 2 статьи 27 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 2 федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".

Учитывая вышеизложенное, прошу:

1. Провести проверку по фактам, изложенным в настоящей жалобе, проверку правомерности и законности решений и действий (бездействия) должностных лиц, установить виновных должностных лиц.
2. Обязать ТО УФМС по ______________________ району ____________ выдать мне паспорт гражданина РФ, удостоверяющего личность за пределами РФ, в соответствии с законодательством РФ.
3. О принятых мерах сообщить мне письменно в установленные сроки.

***********************************************
А вот примерный образец заявления в Прокуратуру в превентивных целях:

***********************************************

Я, _________________________________________, гражданин РФ, "___" ________________ 20___ г. сдал в ТО УФМС по ______________________ району ______________ документы для оформления паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность за пределами РФ.

При приеме документов сотрудник ТО УФМС _______________________________ сообщил мне, что в связи с (указать причину, которую назвал сотрудник ФМС) паспорт будет оформляться в течении срока, превышающего 1 месяц. Мои слова о том, что в соответствии с Федеральным Законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" срок оформления паспорта по месту жительства не может превышать 1 месяц со дня приема документов, данный сотрудник проигнорировал.

Учитывая вышеизложенное, прошу в соответствии со ст. 25.1 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" в письменной форме направить в ТО УФМС по ______________________ району _______________ предостережение о недопустимости нарушения закона.

***********************************************
Меняйте текст под свою ситуацию и смело отправляйте, не забывая заполнять все графы на страничке онлайн-формы.
Требования сотрудниками ФМС каких-то дополнительных документов

Некоторые инспекторы не хотят работать или пытаются оптимизировать свою работу, требуя дополнительные документы от граждан. Например, ксерокопии страниц внутреннего паспорта. Однако в Административном регламенте ФМС РФ в списке документов, которые обязаны предоставлять граждане, про копии страниц внутреннего паспорта ничего не говорится. Следовательно данное требование незаконно.

"У нас сломался ксерокс" или "У нас на информационном стенде указано, что ксерокопия обязательна" - все эти отмазки вас волновать не должны. По Регламенту, сотрудник ФМС, принимающий документы, делает ксерокопию страниц вашего внутреннего паспорта сам.

Следует предупредить инспектора о том, что про копии паспорта ни написано нигде - ни на сайте Gosuslugi.ru, ни в регламенте ФМС, ни на сайте ФМС России, ни на сайте ФМС вашего города/региона. Обычно они сразу "сдаются", но если вам всё равно твердят про ксерокопии - говорите, что будете жаловаться вышестоящему начальству и Прокуратуре.

Не действуют угрозы - приходите домой и пишете жалобу примерно следующего содержания:

***********************************************
Я, ФИО, гражданин РФ "___"___________20__года подал документы для оформления паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность за пределами РФ.

Сотрудник ТО УФМС _______________________________ отказал мне в приёме документов, объяснив это тем, что у меня отсутствует копия страниц внутреннего паспорта РФ. Мои слова о том, что согласно Административному регламенту ФМС России в списке документов, необходимых для оформления загранпаспорта, информация о копиях внутреннего паспорта отсутствует, данный сотрудник проигнорировал.

Учитывая вышеизложенное, прошу:

1. Провести проверку по фактам, изложенным в настоящей жалобе, проверку правомерности и законности решений и действий (бездействия) должностных лиц, установить виновных должностных лиц.
2. Обязать сотрудников ТО УФМС по ______________________ району ____________ принять у меня документы для оформления паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность за пределами РФ, в соответствии с законодательством РФ.
3. О принятых мерах сообщить мне письменно в установленные сроки.

Тут очень важно не идти на поводу у чиновника. Ведь выполняя подобные незаконные требования, мы, во-первых, сами становимся соучастниками нарушения закона, и во-вторых, помогаем укрепиться в головах чинуш мнения о том, что они могут делать всё что хотят. Если же требовать соблюдения Админрегламента, то после вашей жалобы, инспектор в следующий раз уже два раза подумает перед тем, как нарушить закон.

***********************************************
Продолжение следует...

russia, law, passport

Previous post Next post
Up