Поразительно, с каким трудолюбием человек умеет истязать, пытать и мучить себе подобных, превращая это в "искусство". Во второй части нашего рассказа речь пойдет о наиболее "болезненных" приспособлениях для пыток, при помощи которых в Средние века гибли тысячи "виновных".
Пресс черепа
Это средневековое устройство, надо отметить, высоко ценилось, особенно на территории Северной Германии. Его функция была довольно проста: подбородок жертвы помещали на деревянную или железную опору, а крыша устройства навинчивалась на голову жертвы. Сначала раздавленными оказывались зубы и челюсти, затем, поскольку давление нарастало, ткани мозга начинали вытекать из черепа.
По прошествии времени этот инструмент утратил свое значение как орудие убийства и приобрел широкое распространение как орудие пытки. В некоторых странах Латинской Америки очень похожее приспособление используется до сих пор. Несмотря на то, что крышка устройства, и нижняя опора выложены мягким материалом, который не оставляет следов на жертве, приспособление приводит заключенного в состояние "готовности к сотрудничеству" уже после нескольких поворотов винта.
Оральная, анальная и вагинальная груши
Первая применялась к проповедникам еретического толка, богохульникам и мирянам, виновным в провокационных разговорах. Вторая, большего размера, но аналогичного действия, являлась наказанием для женщин, вступавшим в связь с дьяволом и его приспешниками.
Третья предназначалась для садомитов, особенно пассивных. Такой инструмент плотно вставляли в рот, в вагину или анус, а затем, при помощи специального устройства настолько увеличивался в размере, что приводил к разрывам. Шипы на всех трех сегментах груши способствовали раздиранию стенок, вагины и прямой кишки.
Колесование
Очень популярная система, как пыток, так и казни, применялась только при обвинении в колдовстве. Обычно процедура была разделена на две фазы, обе достаточно болезненные.
Первая состояла в переломах большей части костей и суставов при помощи маленького колеса, называемого колесом дробления и снабженного снаружи множеством шипов. Вторая была разработана на случай казни. Предполагалось, что жертва, разбитая и искалеченная таким способом, буквально подобно веревке проскользнет между спицами колеса на длинный шест, где и останется ожидать смерти. Популярная разновидность этой казни совмещало колесование и сожжение на костре - в таком случае смерть наступала быстро.
Процедура была описана в материалах одного из судебных разбирательств в Тироле. В 1614 году бродяга по имени Вольфганг Зельвейзер зи Ганштейна, признанный виновным в сношениях с дьяволом и насылании бури, был приговорен судом Лейнца одновременно к колесованию и сожжению на костре.
Увечье рук
Этот вид наказания использовался не только в случае мелких правонарушений как легкое искупление вины, но и в процессе допросов. Пытка широко применялась в Испании, где отношение к приговоренным было "немилосердно". Часто, перед обезглавливанием или сожжением на костре, приговоренного долго мучили и отсекали руки.
Произошел сенсационный случай с менестрелем Жаном де Ля Виттом. Он предстал перед судом в Лангре в 1459 году. Его подвергли пытке, обрекли на увечье языка и рук, несмотря на то, что он не признал себя виновным в преступлении. Все это было сделано, чтобы он не смог ни рассказать, ни написать об этом. И все-таки местный мирской суд, осведомленный о невинности подсудимого, ратифицировал предание его смерти, дабы скрыть ужасный скандал. Он стал достоянием общественности благодаря чистой случайности.
Раскаленные щипцы и клещи
В набор орудий пыток каждого инквизитора входили щипцы, клещи и ножницы различной формы. Клещи обычно использовались для отрезания носа и сосков. Щипцы округлой формы использовались для сжатия или отрезания пальцев или пениса.
К мужским половым органам относились в средние века с большим почтением, поэтому только редкие преступления наказывались кастрацией или отрезанием пениса. Одним из таких преступлений было участие в заговоре против короля. Подобные наказания применялись также за изнасилование, если только речь шла не о жене преступника. За применение насилия по отношению к собственной жене не наказывали.
Разрыв груди
Пятнадцатый век был эпохой, когда ведьмы и колдовство пользовались большим спросом. Народные верования в этой области были так глубоки, что торговля святым маслом, прахом, святым ухом, мощами, жиром летучей мыши и другими подобными веществами для черных месс и бесовских церемоний была обычным делом. Все ведьмы и маги считались еретиками, поэтому битва с ересями стала преимущественно борьбой с черной магией.
Орудий борьбы против ведьм и еретиков было множество, но наиболее предпочтительными все же оставались просто железо и огонь. Эти средства борьбы с дьяволом казались самыми эффективными. Разрыватель груди был в числе таких инструментов: раскалив добела его четыре зубца, палач разрывал на куски грудь жертвы.
В некоторых районах Франции и Германии до 18 века это приспособление называлось "Тарантул" или "Испанский Паук". Его использовали против незамужних матерей или виновных в совершении аборта.
Стул ведьмы
Стул инквизиции, известный под названием "Стул ведьмы", высоко ценился как хорошее средство против молчаливых женщин, обвиненных в колдовстве. Этот распространенный инструмент особенно широко использовался австрийской инквизицией.
Обвиняемого раздевали и приковывали к стулу. Стулья были различных размеров и форм, все оснащены шипами, с наручниками, блоками для фиксации жертвы и, чаще всего, с железными сиденьями, которые в случае необходимости можно было раскалить. При малейшем движении острые шипы вонзались в плоть подозреваемого. Пытка длились несколько часов, причем палач мог использовать дополнительные виды пыток, как бичевание, дробление пальцев, вырывание щипцами кусков плоти из тела жертвы.
Обнаружены свидетельства применения данного орудия для медленного умерщвления. В 1683 году в австрийском городе Гутенберг судья Вольф фон Лампертиш вел процесс по обвинению в колдовстве Марии Вукинец, 57 лет. Она была посажена на "Стул ведьмы" на одиннадцать дней и ночей, одновременно палачи прижигали ей ноги раскаленным железом (Insletplaster). Мария Вукинец умерла под пытками, сойдя с ума от боли, но не сознавшись в преступлении.
Гаррота
Это орудие казни использовалось в Испании до недавнего времени. Последняя официально зарегистрированная казнь с применением гарроты была произведена в 1975 году (
по некоторым данным в 1977 году).
Смертника сажали на стул с руками, связанными за спиной, железный ошейник жестко фиксировал положение головы. В процессе казни палач закручивал винт, и железный клин медленно входил в череп осужденного, приводя к его смерти. Другая версия, более распространенная в последнее время, - упущение с помощью металлической проволоки. Этот способ казни часто показывают в художественных фильмах, особенно в фильмах о шпионаже.
Нюрнбергская дева
Идея механизировать пытки родилась в Германии и ничего не поделаешь с тем, что "Нюрнбергская дева" имеет такое происхождение. Она получила свое имя из-за внешнего сходства с баварской девушкой, а также потому, что ее прототип был создан и впервые использован в подземелье секретного суда в Нюрнберге.
Обвиненного помещали в саркофаг, где тело несчастного протыкалось острыми шипами, расположенными так, что ни один из жизненно важных органов не был задет, и агония длилась довольно долго.
Первый случай судебного разбирательства с использованием "Девы" датирован 1515 годом. Он был детально описан Густавом Фрегайтом в его книге "Bilder aus der deutschen vergangenhein". Наказание постигло виновного в подлоге, который промучился внутри саркофага три дня.
Дыба-подвес
Это, несомненно, наиболее распространенная пытка, и она вначале часто использовалась в судопроизводстве, поскольку считалась легким вариантом пытки.
Руки обвиняемого связывались за спиной, а другой конец веревки перебрасывали через кольцо лебедки. Жертву либо оставляли в такой позиции, либо сильно и непрерывно держали за веревку. Нередко к ногам жертвы привязывали дополнительный груз, а тело рвали щипцами, такими как, например, "Ведьмин паук", чтобы сделать пытку менее мягкой. Судьи думали, что ведьмы знают множество способов колдовства, которые позволяют им спокойно переносить пытки, поэтому не всегда удается добиться признания.
Можно сослаться на серию процессов в Мюнхене в начале 17 века в отношении 11 людей. Шестерых из них непрестанно пытали при помощи "железного сапога", одна из женщин подверглась расчленению груди, следующих пятерых колесовали, и одного посадили на кол. Они, в свою очередь донесли еще на 21 человека, которых незамедлительно допросили в Тетенванге.
Среди новых обвиненных была одна очень уважаемая семья. Отец умер в тюрьме, мать, после того, как ее подвергли испытанием на дыбе 11 раз, призналась во всем, в чем ее обвиняли. Дочь, Агнесса, двадцати одного года, стоически перенесла испытание на дыбе с дополнительным весом, но не признавала своей вины, и только говорила о том, что она прощает своих палачей и обвинителей.
Лишь через несколько дней непрекращающихся испытаний в камере пыток, ей сказали о полном признании ее матери. После попытки суицида она призналась во всех ужасных преступлениях, включая сожительство с Дьяволом с восьмилетнего возраста, в том, что вызывала бурю и отреклась от Господа. Мать и дочь были приговорены к сожжению на костре.
Пытка водой
Для того, чтобы наилучшим образом выполнить процедуру этой пытки, обвиняемого располагали на одной из разновидностей дыбы или на специальном большом столе с поднимающейся средней частью. После того, как руки и ноги жертвы были привязаны к краям стола, палач приступал к работе одним из нескольких способов.
Один из этих методов заключался в том, что жертву заставляли при помощи воронки проглотить большое количество воды. Затем били по надутому и выгнутому животу.
Другая форма предусматривала помещение в горло жертвы тряпичной трубки, по которой медленно вливали воду, что приводило к раздуванию и удушению жертвы. Если этого было недостаточно, струйку вытаскивали, вызывая внутренние повреждения, а затем вставляли опять, и процесс повторялся.
Иногда применяли пытку холодной водой. В этом случае обвиняемый часами лежал на столе обнаженный под струей ледяной воды.