Оставьте меня на Шантарах! Я не успел сделать самое главное: поплавать с китами!
Попытка посмотреть на Гугл-карте куда я, собственно, еду, не увенчалась успехом. На Гугл-карте не было вообще ни одной фотографии в этом районе! И это при том что на Ютюбе есть немало роликов от известных российских блогеров посещавших острова в рамках программы развития туризма.
1.
Шантарские острова являются границей отделяющей Шантарское море от Охотского, которое, в свою очередь, отделяется от Тихого океана Камчаткой, Курильскими островами и островом Хоккайдо. Нрав Тихого океана, надеюсь, известен многим, но группы островов неплохо сглаживают его до вполне спокойного. Если не считать неслабых таких приливов-отливов и низких температур. Сочетание приливно-отливной активности и низких температур, гоняющие туда-сюда куски льда, делают Шантарское море недоступным для судоходства большую часть года. А сложное дно не способствует судоходству даже в те три-четыре месяца в которые прогулка меж Шантарских островов становится возможна. Что, кстати, не останавливало китобоев, массово заходивших в эти воды за добычей лет 150 тому назад.
Этот же пост в Google Blogger:
https://dandrey-ru.blogspot.com/2019/03/shantar-islands.html 2. Вперёд! В светлое прошлое!
3. После 18 лет жизни в Израиле, простор, количество зелени и воды - впечатляют! Израильтян бы сюда привезти...
4. На рыбалку собрались, не иначе :)
Сложное дно и небольшая глубина сделали Шантарское море райским уголком для китов. Тут можно и пузик об дно почесать и, на мелководье, косатки не могут загнать и утопить кита. У косаток есть тактики и на этот случай, но на мелкой воде у кита больше шансов отбиться. Удивительно, место, облюбованное китами как последнее убежище от косаток, стало для китов ловушкой приведшей их к почти полному истреблению людьми.
5. Наш комфортабельный “Урал”. Тётеньке в кадре, на минуточку, 90 лет! Это если кто думает что он уже не в том возрасте чтобы ездить в подобные путешествия ;)
6.
Бесконтрольный китовый промысел процветал в этих местах с середины XIX века вплоть до изобретения керосина, заменившего китовый жир, и целлюлозы, заменившей китовый ус, где-то к началу XX века. К тому моменту подоспел указ о том что заход в Шантарское море иностранным промысловым судам запрещён. И четырёхсот лет не прошло со дня открытия Шантарских островов... На острове Большой Шантар до сих пор можно обнаружить
остатки заводов по переработке китов. Интересно что хозяйничали тут все кроме, собственно, России. Россия тоже, но больше на суше, добывая пушного зверя. В то же время Американцы поставили дело на поток и, даже когда китовый бизнес начал загибаться, субсидировали продолжение промысла чтобы сохранить огромную армию матросов в качестве военного резерва.
7. В таких маленьких кедровых шишечках...
8. ...запрятаны кедровые орешки самого обычного размера. По две штуки под каждым лепестком, как положено
Бесконтрольным промысел был по причине удалённости и труднодоступности северных территорий. Даже сейчас добраться до побережья Шантарского моря можно либо по морю, что большую часть года просто невозможно, либо на вертолёте, что тоже возможно не всегда из-за быстро меняющихся погодных условий, либо сутки на машине по бездорожью. Что уж говорить о временах когда ни вертолётов ни машин просто не было.
9.
Переправа через реку Амгунь. Работает с 8:00 до 20:00. Опоздали - кукуйте до утра. А если вы опоздали в комфортабельном грузовике - это ваш шанс поспать в относительно нормальных условиях
10.
Албазинский золоторудный карьер. Проезд через территорию карьера сравним с пересечением границы. Только по предварительной договорённости, с паспортами, без спиртного и оружия! Но мы же едем на рыбалку (как, без спиртного?), в места где водятся медведи (как, без оружия?)...
В двадцатом веке на Шантарах строилось поселение, разводился пушной зверь. Даже погран-застава была. Но, ближе к веку двадцать первому, всё развалилось и пришло в запустение. Кроме, разве что,
гидрометеостанции на острове Большой Шантар.
11.
12. Последствия большого пожара
13.
В 1999-ом году Шантарские острова были объявлены Государственным природным заказником федерального значения, что хорошо сказалось на местной флоре и фауне, но несколько ограничивало его доступность с точки зрения туризма. В 2013-ом, Шантарские острова и прилегающие территории стали частью Национального парка, а также частью программы развития внутреннего и въездного туризма. Туристов на острова возит всего две фирмы:
Shantar-Travel и
Дальневосточные экспедиции. В общей сложности они привозят по 100-150 человек в год. Дальневосточные экспедиции имеют базу,
Бухта Врангеля, на материке с которой возят туристов по островам на катерах. У Шантар тревел тоже есть база на материке,
Горбуша, и также есть вариант тура с проживанием на базе. Но можно жить и передвигаться меж островов на катамаране.
14. Добрались до
посёлка на берегу залива Николая. Тут начинается морская часть путешествия. У местных можно купить красную икру килограммами. Что наши и сделали на обратном пути. Как по мне - очень солёная. Впрочем, такая же солёная как и в Комсомольске-на-Амуре или Хабаровске. Наверное тут так принято солить для длительного хранения
15. Пока ждём погрузки, наблюдаем как тюлени тырят рыбу из рыболовных сетей. Очень любопытные и, в тоже время, пугливые существа. Живо интересуются людьми, но близко не подпускают. Единственное что притупляет их чувство страха - музыка! Стоило одной из наших запеть, как тюлени массово сократили расстояние с нашей лодкой. Некоторые даже расслабились и приняли вальяжные позы на поверхности воды
Немного панорамных видов катамарана. Эти и подобные панорамки ниже можно крутить мышкой, или пальцем если у вас тачскрин.
Панорама. Столовая:
Панорама. Кают-компания:
Панорама. Пара кают, для примера:
Панорама. Удобства. Это и туалет и душевая:
Многие едут сюда чисто порыбачить. Хотя… Группа которая сменила нас, привезла с собой 30 литровых бутылок водки... на 10 дней... на 8 человек. Интересно, они хоть порыбачили?
16. Морская звезда со всех ног бежит за отливом
17. Рыбачим
18. Ловится довольно бодро
Моя поездка на Шантарские острова получилась ярким примером того, как завышенные ожидания и сопутствующие неприятности, различной степени тяжести, могут испортить впечатление о хорошей поездке. Интересно, если я начну рассказ о приключениях “за упокой”, появится ли у читателя ощущение “за здравие” к концу повествования? :)
19. Иногда приходится использовать крайние меры чтобы пугать мишек. Увы, мы мишек не встретили :(
20. Первые созревшие для размножения горбуши идут на нерест. Они уже не интересуются едой и выглядят как-то не очень
Неприятности начались ещё до старта. Организаторы этого путешествия,
Team Trip, собирали две группы на Шантары, лидером в которых выступила
Екатерина Джикия, научный сотрудник ФГБУ РНЦРР, член команды
Научно-экологического Центра спасения дельфинов “Дельфа”, и ещё много кто, в том же духе. А в качестве сопровождающего выступил её муж,
Григорий Цидулко - зоолог, выпускник Биологического факультета МГУ им Ломоносова, консультант фильма «Рожденные свободными», член рабочей группы по китообразным Всемирного Союза Охраны Природы, член команды Научно-экологического Центра спасения дельфинов “Дельфа”. То есть, сопровождение подобралось достойное. Но вторая группа так и не собралась и, меньше чем за месяц до начала тура, организаторам пришлось сбросить цену в два раза чтобы оплатить катамаран зафрахтованный у Shantar-Travel на оба тура. Только благодаря этому я решился поехать. Хоть финансы и “поют романсы”, но как можно устоять перед скидкой? ;) Изначальная стоимость тура была примерно $3700 без перелёта, а перелёт для меня это ещё почти $1000. Плюс, нужно было докупить гидрокостюм для плавания с китами.
21. Пока готовится ужин...
22.
23.
24.
25. Ужин готов :)
Наводку, и на поездку и на скидку, дала
Женя Тимонова из
Всё как у зверей. С ней и Дроздовым я в
Австралию ездил за год до этого.
26. Утро начинается не с кофе ;) Свежатина! Только вчера собственноручно выловленная. Малосольная :) За время поездки мы её и ложками, и на хлеб, и в кашу...
27. Это Тупик. Ударение на “у” :)
28.
Оказалось, я цепенею при слове “логистика”. Ничего же сложного: летишь из Израиля в Москву, пересаживаешься на рейс в Хабаровск, оттуда на автобусе до Комсомольска-на-Амуре, ночуешь в гостинице и утром организаторы тебя забирают. Обратно - в обратном порядке. Два дня (!) у меня голова болела от проработки всех возможных сценариев где я потеряюсь и как сгину на чужбине… Кто знает как такая фобия называется? Кое как переборол себя и купил билеты. Коннекшин в Москве показался мне коротковат, всего 2 часа. Но я решил что раз Аэрофлот продаёт такой билет и вспоминая как мы бежали из самолёта в самолёт в Стамбуле когда летели в
Японию (и ничего, багаж за нами успел), решил что проблем быть не должно.
29. Из-за горки неожиданно набежал туман и принёс дождь. Спешно эвакуируемся
30.
Из Израиля самолёт вылетел с опозданием и прилетел в Москву с ещё большим опозданием. На борту оказались пассажиры часто летающие этим рейсом. Они рассказали что проблемы начались когда самолёт поменяли. Он тупо медленнее летит. Прилетает в Израиль позже, вылетает позже потому что не успевают подготовить и до Москвы летит дольше, потому что… тупо медленнее летит. В Москве в самолёт до Хабаровска заходил уже после окончания посадки.
31.
32.
Одним из туристов оказался немец не знающий русского и не имеющий никаких месенджеров кроме… Телеграмм. Благо, свободно говорящий на английском. Раз уж из Москвы мы с ним летели одним рейсом, меня попросили его встретить и сопроводить до Комсомольска-на-Амуре. Чего проще?
33. Суровый шантарский открытый туалет - к лесу передом. Считается, что вид выходящего из леса медведя - способствует ;)
34.
В Хабаровске оказалось что мой багаж, таки, не прилетел. Единственный выход - ждать завтрашнего рейса из Москвы, которым, вероятно, багаж прилетит. Работница аэропорта помогла мне с оформлением документов об утере багажа и показала кучу чемоданов которые должны были прилететь прошлыми рейсами. Сказала что такая фигня творится с тех пор как в Москве построили новый терминал “D”.
35. Один из домиков на метеостанции. На портрете запечатлён Анатолий Давыдюк - единственный постоянный житель Шантарских островов. Живёт он тут с начала 80-х. Точнее, жил. Не-не - с ним всё в порядке. Может даже лучше чем было :) С тех пор как Шантары стали нацпарком, Анатолия выперли с островов и он ломанулся ... путешествовать по миру. Представляете? После стольких лет почти постоянного уединения. Путешествует благодаря достаточно большому количеству знакомств с туристами со всего мира
Панорама. Метеостанция днём:
Панорама. Метеостанция ночью:
О связи я не позаботился. Давно думал взять
Drimsim, но затянул с этим делом, а Израильтянам её нужно заказывать за пару месяцев так как она долго проходит наш контроль. Думал даже заказать и забрать в Москве при пересадке. По факту, фиг бы я успел :) С другой стороны, куда мне звонить? А интернетом наверняка найдётся где прикуриться. Тем более что там куда я еду связи нет в принципе. В итоге, выкручиваться пришлось как уж на сковородке и родная телефонная компания не подкачала - влупила $25 за несколько звонков в первые пару дней. Впоминаю как недавно потратил 25 евроцентов за 5 дней в Будапеште через
Drimsim и меня душит жаба. Вобщем, рекомендую: симка не ограничена по времени и очень точно расходует деньги только за тот интернет и звонки которыми вы пользуетесь. Цена - 1 евро-цент за мегабайт (10€ за 1ГБ) и 3 евро-цента за минуту разговора в большинстве стран мира. Точный тариф и остаток средств отображаются в аппликации. Те кто установит аппликацию и закажет симку перейдя по ссылке (
https://drimsim.app.link/XJX9A4aCrR) получат 7 евро при первой зарядке. Я, кстати, тоже получу за это 7 евро :) Это у них такая реферальная программа.
Из недостатков: 1) при оформлении заказа, первое письмо на электронную почту приходит только когда карточку физически отправят, то есть, через 1-3 дня; 2) в Израиль карточка идёт почти месяц; 3) после первой установки новой симки в телефон и настройки всех параметров работать она начнёт только через 12-24 часа, о чём нигде не написано, только в недрах часто задаваемых вопросов. Так что, позаботьтесь о заказе заранее и не затягивайте с активацией полученной симки.
36. Остатки старинных механизмов заводов по переработке китового жира
Панорама. Китобойня
37. Сохнем на отливе
Благо, в Хабаровске меня встретил родственник. Я созвонился с организаторами и мы договорились что они отложат выезд из Комсомольска-на-Амуре до вечера, что даст мне возможность утром забрать багаж, если он прилетит, и выехать в Комсомольск-на-Амуре. А если багаж не прилетит, то всё равно выехать. С одеждой и всем необходимым помогут на месте. Немца отвезли на автовокзал, дали охраннику на пиво и договорились чтобы он посадил иностранного гостя на автобус. Предупредил организаторов о времени прибытия дорогого гостя чтобы его встретили, а сами поехали в… Биробиджан к родственникам. Никогда в жизни не был в Биробиджане и тут, на тебе!
38.
39. Полудрагоценные камни валяются тут буквально под ногами, но брать с собой нельзя - нацпарк!
Организаторы сказали что чемоданам на катамаране места нет, лучше купить китайские баулы и ехать с ними. Увы, китайские баулы уже не те - рвутся по швам голыми руками. Чуть возьмёшь не за ручки и всё - штопай. К моменту возвращения обратно в Хабаровск на моих баулах не было ни одного оригинального шва. В принципе, с моими чемоданами можно было спокойно ехать. Они вставляются один в другой. Но, кто же знал как там всё будет?
40.
Мыс Арка Панорама.
Мыс Арка 41. Актиния в приливной луже
42. Дерево свисает со скалы у меня над головой
Утром вернулись из Биробиджана в аэропорт - багаж прилетел. Поехали на автостанцию - билетов нет и с частниками тоже напряжёнка. Кое как нашли одного который согласился.
43. Трофеи
44.
45. Между челюстей кита
В Комсомольске-на-Амуре встретился с группой, добрались до грузовика на котором отправились к заливу Николая на встречу с катамараном. На сайте Тим-Трип было написано что ехать всего 12 часов, но, нет… Ехать по бездорожью на “комфортабельном” грузовике нужно 24 часа минимум! Укачало. Пустили в кабину. Кабина, в отличии от будки, качается ещё в одной плоскости, но вид движущегося окружения помогает мозгу прийти к выводу что то о чём докладывает вестибулярный аппарат сходится с тем что видят глаза, поэтому, блевать бесполезно.
46. Суккуленты цветут
47.
Приехали к заливу Николая. Встретили народ из предыдущей группы который показал нам ТАКИЕ фотки китов! Да ради такого!.. Но, нет, с китами у нас не сложилось.
48. Катамаран
Друзей океана. Это они нас на косаток вывели, засняли всё действо с квадрокоптера, а потом слили нам видео
Видео. Косатки рвут добычу и заглядывают к нам в лодку:
Click to view
49.
Уже на катамаране, морская болезнь накрыла меня пару раз, пока я не понял как с этим бороться. Брать таблетку от укачивания уже после того как мозг заподозрил неладное - бесполезно. Рецепт такой: пока лежишь с закрытыми глазами - не укачивает! Дальше всё просто: проснулся утром, выпил таблетку от укачивания и снова завалился в кровать на пол часика. Всё! После этого пусть хоть весь день штормит.
50. Вторая встреча с косатками. Издалека было видно что косатки кого-то гоняют. Через объектив фотоаппарата удалось рассмотреть как косатки хватают птицу не давая ей разогнаться и взлететь, но и не съедают. Я был так заворожён происходящим что потом не помнил фотографировал ли...
51. ...Когда птица сдалась и прекратила попытки взлететь, одна из косаток её просто съела
Со всеми этими перипетиями не заметил как 4 дня пропустил
приём омеги. Как результат - ближе к концу путешествия меня накрыл грипп. Реально накрыл всего на один день, но и это для меня уже непривычно. А уж встреч с больными было предостаточно. Начиная со стюардессы на рейсе из Израиля и заканчивая согруппниками в туре.
52. Отлив рисует на песке
53.
54.
День на третий накрылся единственный спутниковый телефон у капитана и один из двух двигателей катамарана.
55. Кит прячется в скалах :)
56. Гордый профиль
С другой стороны, чего я выёживаюсь? Какая там кругом красотища! Даже по дороге к заливу. Погода была шикарная, а море тёплое! Ну, по местным меркам ;) Я вообще мог не поехать, если бы не проблемы с набором группы. И к родственникам в Биробиджан в жизни бы не добрался если бы не задержка с багажом. Каждый раз поднимая над собой камеру для съёмки панорам и предвкушая как закачаю это всё на Гугл-карту я чувствовал себя настоящим первопроходцем! Да, китов видели только с лодки, но дважды встретили косаток, которые при нас охотились, делили добычу и проплыли буквально у нас под лодкой. Предыдущей группе с косатками не повезло. А группу через одну после нас вообще развернули после прилёта из-за штормового предупреждения. И заболел я очень даже удачно. Это был день когда народ тренировался плавать на падлбордах и тщетно ждал встречи с китами, а я, как приболевший, ловил камбалу с борта катамарана. А рыбачить я люблю :) А какую горбушу мы ловили в первый день путешествия! А как потом объедались икрой всю поездку… И с поваром повезло. И катамараном дали порулить :)
57. Ну и, кит. Куда ж без него? :)
Ну как? Позитивно получилось? :)
Все фотографии в альбомах:
Google Photo:
День 1 (11 фотографий)День 2 (36 фотографий)День 3 (79 фотографий)День 4 (89 фотографий)День 5 (87 фотографий)День 6 (139 фотографий)День 7 (92 фотографии)День 8 (55 фотографий)День 9 (65 фотографий)День 10 (24 фотографии)День 11 (27 фотографий)День 12 (9 фотографий)День 13 (25 фотографий) Facebook:
Дни 1-3 (123 фотографии)День 4 (87 фотографий)День 5 (85 фотографий)День 6 (139 фотографий)День 7 (92 фотографии)День 8 (55 фотографий)День 9 (65 фотографий)Дни 10-13 (81 фотография) Рекомендую:
Япония за две недели Грузия Израиль за неделю Рим за неделю Аэропорт Бен-Гурион Подводная лодка Танин Кросспосты:
https://dandrey-ru.blogspot.com/2019/03/shantar-islands.html Поделись с друзьями:
Свежие записи Профиль