Живопись, коммерция, пароходы...

Nov 11, 2009 07:28

                                             Повышайте культурку.
                                             Вешайте коврики на сухую штукатурку.
                                                                                    (Операция "Ы")



Автор этого текста
fel_x_u_more
К написанию этого поста меня подтолкнули несколько причин.
Первая, - это  желание DD отдохнуть от перегретых дебатов о кантри и предложение  поговорить о чём-то более возвышенном. Вторая, - некоторое удивление  в «задержке эстетического развития»  сообщества. И наконец третья, - это моё путешествие на пароходе. Но о этом позже.
Поскольку DD уже ввёл нас в сферу графики, - предлагаю обсудить несколько иное ответвление живописи. Условно его можно назвать иллюстративным направлением поскольку оно зародилось в плакатной и иллюстрационной сфере изобразительных искусств.
 А так как мне близки 60-е, то и рассказ будет о тех, кто являлся основоположниками психоделического направления в оформительском искусстве или поп-арте..
«Революционные 60-е» характерны не только поиском нового в социальных отношениях. Музыка и изобразительное искусство вместе с модой и архитектурой искали новыe формы выражения. Как и при всякой революции,  возникло настроение реформ. Впрочем термин «реформ» не совсем точен, скорее - необходимость новизны связанной с новой философией общества.
Безусловно массовой становиться музыка Битлз.  Битлз стали не только законодателями причёсок, стиля одежды но и вывели на широкие массы новый вид иллюстративного искусства. И опять оговорился. Не совсем новый, просто менее известный и популярный. А ещё точнее, некий сплав арт-деко, импрессионизма и сюрреализма. Я думаю что читающий уже догадался что речь идёт о Психоделике. 
Сразу хочу оговориться, - я не историк живописи и всё написанное отражает моё, и только моё мнение. Я могу ошибаться, с мной можно спорить. Возможно споря мы что-то толковое и родим.
Пытаясь понять одного художника (Joan Miro) я набрёл на одно из объяснений его творческого процесса. Вкратце оно звучит как «механическое воспроизведение» . Так вот психоделика, - это не механическое вдохновение, а скорее манифест сознания под воздействием либо наркотиков, либо,...не удивляйтесь -  артистического вдохновения.
Такой вот феномен, -либо наркота, - либо «от жизни дурею». Дабы не быть голословным приведу в пример небезызвестную песню Битлс «Жёлтая подлодка».

image Click to view



Поль начал её сочинять как детскую шуточную песню лёжа в кровати, то ли от бессонницы, то ли от нечего делать. Главным художником одноимённого фильма был немец Хайнц Эдельман.
Который вообще не принимал наркотики не принимал поскольку относился к ним весьма негативно. Так вот, именно Хайнц Эдельман и был одним из прародителей этого стиля.
Вот сделанная Эдельманом афиша фильма.


А кто- же был первым ? Как известно, в искусстве нет жёстких границ. И всё же основателем этого стиля я считаю Милтона Глассера.


Именно он ещё в 50-х, т.е. задолго до Эдельмана, наметил основные формы нового направления. И заметьте -  опять же, без помощи наркотиков.
Это несколько позже, в 60-х  в Сан-Франциско и Лос-Анжелесе возникло поколение художников которые «специализировались» на творчестве стимулированном популярными тогда ЛСД и другими галлюциногенами. Созданные ими  рок-плакаты и по сей день украшают дома  постаревших хиппи.



Но я кажется отвлёкся. Пора подойти к основе моего рассказа - «живой легенде» современного иллюстративного искусства, - его зовут Питер Макс.
Впервые я узнал о этом художнике из скандальной хроники. И виной тому была всё та же жёлтая субмарина.  Стиль работ Питера Макса настолько схож со стилем Эдельмана, что скороспелые журналисты приписали оформление фильма  Питеру Максу. А он, как и полагается - «таинственно не отрицал». В искусстве любые мистификации приветствуются. Как говориться: если о тебе говорят, значит ты ещё жив. Иными словами - любая реклама лучше чем её отсутствие. Надо отметить что ранние работы Макса действительно впечатляют. Он оформляет и самолёт, и рояль Ринг, - популярность растёт «на глазах».  (место для картинки)
В 1969 году выходит журнал Life с его портретом на обложке.


И вот тут то и происходит та самая метаморфоза, - когда художника «настигает» финансовый успех. Деньги - это свобода. Но оказывается  что исключений ни для кого нет. За всё приходится платить. И за финансовую свободу художник платит. Пусть не  деньгами, - творчеством.
Вам моя мысль не понятна ? Попробую объяснить.
Мне кажется что сытый художник перестаёт по настоящему, искренне творить. На него начинает работать его имя. А в данном., конкретном примере - полное отсутствие "competition", т.е. процесса соревнования. При отсутствии вызова, - нет движения вперёд.
Артистическая свобода или помогает, или уничтожает. К сожалению, в случае с Питером Максом сработало второе - из культового художник превратился в коммерческого.
И тут самое время перейти к третьей причине породившей этот пост.
Я не люблю отмечать свой День Рождения. Поэтому сбежал на теплоходе от хлопот и шумихи предполагаемого юбилея. Благо дело, судно уходило из, и возвращалось в Сан-Франциско. Ни перелётов не перепарковок, - отпуск начинается с момента прибытия в порт.
    Мне очень нравятся круизы и вот уже 30 лет я провожу часть своего отпуска на судах разных линий. Так вот,  на всех линиях работают представители арт галереи Park West Gallery. За эти годы я наблюдал как из маленького хранилища на задворках Майами галерея выросла в огромный комплекс.
Но не о галерее пойдёт речь, - а о художниках «продавших душу дьяволу». Нет, не чёрному и вонючему с рогами и копытами, а жёлто-зелёному без запаха и других негативных особенностей.
Сразу должен оговориться, - я ни в коей мере не осуждаю художников ставящих свои произведения «на конвейер». Это их законное право.
Современная  печать позволяет создать копию весьма близкую к оригиналу. А её относительно низкая цена делает приобретение доступным.
Эту аксиому, ни доказывать , ни оспаривать, - смысла нет. Так в чём же проблема, что вызывает моё раздражение ? Сейчас поясню.
Возьмём к примеру такую хорошо «разработанную» работу Макса как "Америка", т.е. статую Свободы.


Отделим наиболее значимую деталь, - к примеру голову. Отпечатаем энное количество копий, - и скелет творения готов. Теперь, представьте себе светлое, просторное помещение. Длинными рядами в нём стоят мольберты. На каждом из них закреплён лист бумаги с отпечатанным рисунком. Представили ? Значит самое время приглашать мэтра......
Естественно, мэтру уже давно знакомо его произведение, поэтому он не теряя времени  попусту, с головой окунается в «творческий процесс». Быстро пробегая ряды мольбертов с набором кистей и красок, он на секунду останавливается перед каждым, нанося краску и конечно подпись.
Таким образом, уделяя каждой «картине» 1 минуту, всего за несколько часов «упорного труда»  можно создать целую серию шедевров. Конечно, этот процесс может напомнить кому-то знакомые с детства «раскраски», но умные дяди специалисты -искусствоведы-продавцы  Вам тут же объяснят что в данном случае присутствует элемент творчества мастера, поскольку мэтр не повторяет цветовую гамму и каждый лист «раскрашивает» по разному.
А теперь вернёмся на пароход. Сначала, - несколько фактов. Индустрия современных морских круизов относительно молода. Условно, она начала развиваться в с середине 60-х. С тех пор, с каждым годом линии наращивают свою флотилию. Идея краткосрочного отпуска «на всём готовом» прижилась и расцвела. А вместе с флотилией в народ поплыло «искусство».
На судне, где во время переходов между портами делать особенно нечего, расцвела торговля прекрасным, т.е. стали продавать предметы искусства. Но не просто продавать, а продавать красиво и с высоким мастерством. Сначала вас приглашают на лекцию о современном поп-арте. В салоне где проходит лекция вдоль стен расставляются работы наиболее знаменательных представителей этого самого искусства. Вас поят шампанским, разыгрывают призы, короче говоря «образовывают» и развлекают одновременно. С вами обсуждают особенности стиля мастера, его творческую философию, вы становитесь  соучастником действа. А потом, - аукцион, где опять шампанское, призы, и вы, как свой, приобщённый к искусству, покупаете то, что в обычной ситуации никогда не приобрели бы.
Знаменитый тезис: - never hesitate to separate fool from his money - срабатывает как часы.
Весь этот торговый «лохотрон» так и остался бы занимательным шоу, если бы не тенденция которую он стимулирует.
Тут нам следует опять вернуться к Питеру Максу. Почему опять Макс, - спросите Вы, разве нет других ? Безусловно есть. Есть там и Таркай, и Краснянский, и много других, хороших и разных.
Просто Макс, как наиболее раскрученный художник , поставил производство своих работ на поток. Создал на своём имени промышленное производство «картин-подлинников». Собственно продаёт он кусок бумаги к которой «прикасалась рука мэтра». Естественно с подписью и сертификатом происхождения.  Вопрос в том, -  является ли такая работа коллекционным произведением искусства?
Думаю что нет, это скорее некая инвестиция в документ подписанный известной личностью.
Но тогда, не лучше ли инвестировать в чеки подписанные Мэрилин Монро, или тому подобные раритеты. По крайней мере они не претендуют на принадлежность к искусству.
В этом посте нет финала. Вернее я его не знаю....
Говорить что художник потерял талант нельзя, -  мастерство налицо.
Поэтому, это просто рассказ. Просто так.

Previous post Next post
Up