Leave a comment

dandorfman December 9 2021, 06:08:02 UTC
Да нет, конечно. Кино в 19 веке не было. Эпос фронтира мало волновал жителей Бостона и Нью-Йорка.

Игорь, я не думaю, что ты - специалист по американской литературе. А кино действительно тогда ещё не было. Тем не менее...

Вот выдержка из большой работы специалиста.
Двухтомник называется "История литературы США.

Как видишь, специалист с тобой не согласен. И я - тоже:

http://american-lit.niv.ru/american-lit/istoriya-literatury-ssha-2/vaschenko-frontir.htm

Феномен фронтира возник в начале колониального периода американской истории, с появлением первых поселений на территории Нового Света. Реально фронтир представлял собой постоянно передвигавшуюся на Запад границу между освоенной, цивилизованной частью страны и дикой, тузбмной территорией континента. В ходе национального развития фронтир утверждался как уникальное историко-культурное явление, наполняясь важным и многообразным содержанием.

Наряду с этим, фронтир проявил себя в истории США не только как граница между "дикостью" и цивилизацией, но и как особая социо-культурная среда, отличавшаяся нравами и образом жизни от освоенного Востока в той же мере, что и от Дикого Запада, но вместе с тем оказывавшая влияние на тот и на другой. Фронтир, следовательно, проявил себя как особый вариант типично американского понятия регионализма, или как целостный социо-культурный феномен, имевший национальное значение. На протяжении почти трехсот лет американской истории фронтир способствовал "выплавлению" из многообразных социальных, этнических, религиозных и индивидуальных особенностей собственно национально-американского сознания. Постепенно возрастала и духовная роль фронтира как фактора психологического самоосмысления нации.

Непосредственно на литературу США опыт фронтира оказал самое глубокое воздействие. Речь идет не только о взаимодействии литературного творчества с фольклором пограничья, хотя развитие, скажем, песенного и балладного творчества на Западе сказалось на тональности многих произведений американской поэзии XIX-XX веков. Прежде всего, это оказалось возможным только на основе живой традиции фронтирного фольклора, не пропавшей и в XX в.: одним из ее проявлений доныне остается развитие ковбойской юмористической поэзии. Фронтир непосредственно повлиял на возникновение таких явлений в литературе США, как "местный колорит" конца XIX в. и регионализм (в узком его понимании, так же как и в более широком, охватывающем практически всю историю американской литературы). Наконец, самого серьезного рассмотрения заслуживает тема фронтира в литературе США.

Очевидно, что феномен фронтира и связанных с ним явлений в литературе США, равно как и осмысление его роли в формировании нации, национального самосознания и культуры, далеко выходит за хронологические рамки данного тома. Однако, чтобы точнее определить природу этого специфически американского феномена, выявить его место и значение для национальной литературной традиции, целесообразно рассмотреть проблему во всей целостности, проследив ее развитие в исторической протяженности, охватывающей несколько литературных эпох, не разбивая по томам, что позволит отчетливее обозначить динамику и направление процесса.

Тема фронтира стала выделяться уже в творчестве первых поселенцев и описателей Нового Света, в автобиографиях конкистадоров, в "Историях", подобных хроникам Джона Смита, затем у авторов колониального времени, от которых перешла к Кревкеру и Токвилю, постепенно выявляя свою масштабность. К тому времени, когда лицо фронтира определилось яснее (начиная примерно с Американской революции), литература "пограничья", все более разрастаясь, стала разделяться на произведения, создаваемые самими фронтирсменами, и на литературу "фронтирной темы". Та и другая оказали самое прямое воздействие на национальную культуру.

Reply

igormy December 10 2021, 05:20:02 UTC
Брат, извини, не убедил. Слезкин совсем не об этом. А о национальном, отличающемся от других культурном символе нации. Всеобщем. О культурном особом вкладе в цивилизацию, в конце концов. Он же сам сказал, что таким был - БЫЛ (и правильно сказал) - политический документ(ы), а не литература, музыка или любой другой вид искусства. Плюс, от себя добавлю, общенациональный символ отцов-основателей и любовь к ним на уровне детского сада и до могилы - это сплачивало нацию. Конституция и Декларация, жизнь Вашингтона, Франклина и еще 3-5 человек - это был наш вклад в мировую западную цивилизацию и "наше все". Этого нет уже. Памятники Джефферсону и Вашингтону разгромлены и выброшены - при молчании Конгресса и народа. Не осталось ничего.

А в чисто культурологическом смысле нашим вкладом был, конечно, не фронтир, а комиксы и Голливуд. Больше ничего оригинального нация не создала. Хотя смогла создать великую музыкальную, литературную и даже художественную составляющую, дополняющую западную цивилизацию. Ну, еще американский футбол и бейсбол. Что тоже немало.

Reply

dandorfman December 10 2021, 07:15:59 UTC
Игорь, ты написал, что наша страна создала комиксы и Голливуд, а больше ничего великого не создала.
При этом, ты написал, что "она могла создать великую музыкальную, литературную и даже художественную составляющую, дополняющую западную цивилизацию".
Ты, вслед за Слёзкиным "Слона-то не приметил", ты исключил литературную составляющую.
Потому что лучшей мировой литературой 20-го века является именно американская литература, которую ты не заметил.
А лучшим вкладом опять же 20 века в музыкальную составляющую Цивилизации является джаз, которого ты тоже не заметил.
Классическая музыка, это 18 и 19-й век. Это австрийцы, немцы, русские, французы, итальянцы ну и остальные по одному, а не массово. Здесь Америка не конкурирует с мировой музыкальной культурой.
Но самый интересный вклад в мировую музыкальную культуру 20-го века сделала именно Америка. Ты это прекрасно знаешь, потому что в джазе разбираешься.
Вернёмся к литературе. Так вот, самая великая литература двадцатого века, это как раз американская, а не русская, не английская и не французская.
Потому что именно американские писатели определяли развитие литературы для всех остальных весь двадцатый век. Именa ты и сам знаешь. Тебе их не надо напоминать, но т.к. нашу дискуссию читаем не только мы, напомню другим.

Итак, двадцатый век. Джек Лондон, Теодор Драйзер, Джон Дос Пассос, Синклер Льюис, Говард Лавкрафт, Ирвин Шоу, Ивлин Во, Стивен Кинг, Kен Kизи, Филип Рот, это так сказать писатели второго ряда. Писатели и драматурги первого ряда. Скотт Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй, Джон Стейнбек, Уильям Фолкнер, Юджин О'Нил, Теннеси Уильямс, Чарльз Буковски, Уильям Берроуз, Джек Керуак, Трумэн Капоте, Джером Сэлинджер, Курт Воннегут, Сол Беллоу, Джозеф Хеллер
По-моему, ты сам перечитал Уловку-22 не один раз, я в своё время мог цитировать целые страницы из Хеллера, сейчас уже подзабыл.
Я тебя хочу спросить, есть ли другая литература в любой другой стране, которая дала столько литературных гениев в 20 веке?
Я уверен, что такого длинного списка нет ни в одной другой стране. И после этого ты пишешь, что могла создать литературную составляющую, ... НО НЕ СОЗДАЛА.
Создала, Игорь, вне всякого сомнения, создала!
Я не назвал еще одного писателя, которого американцы считают своим, американским писателем. Это Набоков, но здесь вопрос спорный, автор этот писал первую половину жизни на русском языке.

И наконец, число граждан США, которые получили Нобелевскую Премию по литературе, превосходит аналогичное число лауреатов любой другой страны мира. Их - 13.
Вот полный список с мотивацией присуждения премии:

США 1930 Льюис С. За мощное и выразительное искусство повествования и за редкое умение с сатирой и юмором создавать новые типы и характеры
США 1936 О'Нил Ю. За силу воздействия, правдивость и глубину драматических произведений, по-новому трактующих жанр трагедии
США 1938 Бак П. За ее богатые и истинно эпические описания крестьянской жизни в Китае и ее биографические шедевры
США 1948 Элиот Т За выдающийся новаторский вклад в современную поэзию
США 1949 Фолкнер У. За его значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа
США 1954 Хэмингуэй Э. За повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в повести «Старик и море», и за влияние, оказанное им на современный стиль
США 1962 Стейнбек Дж. За реалистический и поэтический дар, сочетающийся с мягким юмором и острым социальным видением
США 1976 Беллоу С. За гуманизм и тонкий анализ современной культуры, сочетающиеся в его творчестве
США 1978 Зингер Б. За эмоциональное искусство повествования, которое, уходя своими корнями в польско-еврейские культурные традиции, поднимает вечные вопросы
США 1987 Бродский И За всеобъемлющее творчество, пропитанное ясностью мысли и страстностью поэзии
США 1993 Моррисон Т. За то, что в своих полных мечты и поэзии романах оживила важный аспект американской реальности
США 2016 Боб Дилан За создание новых поэтических выражений в великой американской песенной традиции
США 2020 Луиза Глюк За безошибочный поэтический голос, который своей строгой красотой делает индивидуальное существование универсальным

Reply

igormy December 10 2021, 19:10:21 UTC
Брат, спасибо за лекцию. Я даже услышал имя совершенно неизвестное мне - Говард Лавкрафт. Это замечательная лекция, а время тобой потраченное просто восхищает. Проблема, как я ее вижу, в том, что Слезкин о другом. Совершенно о другом. Ну, совершенно не об уровне и значении американской литературы. Может быть, тебе стоит послушать лекцию, а не ограничиться конспектом (лекция начинается на 4:40 примерно)?
И в том, о чем говорит Слезкин, я с ним согласен. В восторгах по поводу американской литературы я согласен с тобой. Ну, разве только Луиза Глюк и, возможно, Моррисон попали в этот список не по заслугам. (Глюк я пробовал читать - троечка с минусом, конечно, на мой вкус. Моррисон пишел гладко, но так не моё, что бросил).
Может быть, ты дашь Ане послушать-прочесть Слезкина и послушать ее мнение?

Reply

dandorfman December 10 2021, 22:40:30 UTC
В восторгах по поводу американской литературы я согласен с тобой.

Игорь, я очень рад, что ты со мной согласился.

В своём предыдущем комментарии я спорил не со Слёзкиным, он был ни при чём. Я спорил с тобой, т.к. ты написал, что Америка дала мировой культуре только Голливуд и комиксы.
Кстати, ты ничего не написал о джазе. Я бы мог добавить и рок-музыку, но она как раз спорна. То, что она захватила мир, здесь сомнения нет, но некоторые считают такой вид музыки разрушением культуры.
По поводу неравнозначности лауреатов Нобелевской Премии, полностью с тобой согласен. Но дело в том, что в механизме присуждения премий последние десятилетия что-то сломалось, отсюда и такие лауреаты, как Глюк, Моррисон и Дилон.
Но эти американские лауреаты компенсируются аналогичными европейскими лауреатами, там в последние годы выбирают тоже по критериям ничего общего с литературой не имеющим.
Зато те, кто был раньше, вполне заслуженно её получили, т.е. американцев всё равно больше.

ну и по поводу Лавкрафта.

Лавкрафт - основоположник американской литературы ужасов. Самый известный её сегодняшний представитель - Стивен Кинг. Но Кинг - всего лишь последователь Лавкрафта.

ВИКИ:

Го́вард (Ха́уард)[4] Фи́ллипс Ла́вкрафт (англ. Howard Phillips "H. P." Lovecraft, амер.: /ˈlʌvkræft/, 20 августа 1890, Провиденс, Род-Айленд, США - 15 марта 1937, там же) - американский писатель и журналист, работавший в жанрах ужасов и мистики, совмещая их в оригинальном стиле.
Классик американской литературы. Произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр - так называемые лавкрафтовские ужасы. Ядро» творческого наследия Лавкрафта составляют так называемые мифы Ктулху.

Практически все молодые американцы и американцы средних лет, знают, кто такой Ктулху, при том, некоторые могут и не знать имя его создателя.
Я думаю, что тебе попадался он тоже, просто ты не обратил внимания.

Reply

igormy December 12 2021, 21:44:47 UTC
ты написал, что Америка дала мировой культуре только Голливуд и комиксы.
***
Неужели я так коряво выразился? Перечитывать лень, просто уточню. Голливуд и комиксы, это то, что Америка ДОБАВИЛА в западную культуру. То есть, то новое, что в западной культуре было практически неизвестно или настолько не развито, что сегодня ассоциируется только с США. Хотя, естественно, зачатки голливудского стиля или голливудской культуры в Европе, конечно, были. Но это была провинциальная и локальная культура. Американская же захватила весь мир и навскидку представляет сегодня больше 80% мирового кинематографа. И культурный код "Голливуд" сегодня понятен любому человеку на западе. И его никто в мире не свяжет ни с одной страной, кроме США. Эра комиксов сегодня ушла. Даже Супермен уже мало что говорит детям. Но примерно 150 лет это было мощное культурное направление в западном мире, которое точно так никто не связывал с какой-либо страной, кроме США. С джазом сложнее. Он родился в Америке, я так думаю, но довольно скоро стали культурными кодами понятия "латиноамериканский джаз", и прочие, включая "японский". Ну, и внутри возникли настолько разные подвиды джаза и настолько стало трудно понять, где его границы, что...
Вот, собственно говоря, и все.
Спасибо за разговор.

Reply


Leave a comment

Up