Что-то у меня с получением свежей информации туго. Если бы не ссылка у
Онотолия - хрен бы прочел!
Хорошая статья. Много из того, что мы уже проговаривали неоднократно в связи с государственным реестром интеллектуальной собственности, но всегда интересно увидеть идею "со стороны" :)
Сейчас рабочая группа "По вопросу адаптации международных свободных лицензий к национальному законодательству и их применению на территории РФ" решает законодательную сторону вопроса. И до принятия изменений в ГК всерьез заниматься реестром по ИС никто не будет. А что бы чиновники нюх не потеряли, и не распылили важнейшую для культуры России тему, пора активизировать процесс ее обсуждения, и любые предложения будут весьма к месту.
Оригинал взят у
ars_el_scorpio в
Техническое предложение по развитию интернета и авторского права В очередной «войне» на извечную тему копирайта, развязанной на форуме
Oszone, один из участников затронул очень интересную тему.
В США безлимитные планы для хомячков уже почти вывелись как класс. Провайдеры говорят, что трафик торрентов препятствует доставке легитимных сервисов - например, потокового видео по требованию и т.д. И если ты хочешь их качать, плати, причем немало (и при этом тебе еще и скорость будут ограничивать, если много качаешь). Провайдеры ведь могут намного больше денег заработать, ограничивая торренты и предлагая те же фильмы и музыку легитимно.
Речь идёт о том, что распространение «лицензионного» (читай - платного) контента производится способом, перегружающим магистральные каналы связи, и создаёт проблемы другим пользователям сети Интернет. В том числе тем, кто загружает из Сети бесплатный лицензионный контент.
В настоящее время проблема «последней мили» (канал связи от абонентского оборудования до провайдера) для большинства пользователей Сети перестала быть актуальной - место
телефонных подключений на десяток-другой килобод твёрдо заняли высокоскоростные линии: ADSL (8-24 Мб/с), Ethernet (10-100 Мб/с) и оптическое волокно. Теперь уже провайдеры вынуждены искусственно занижать скорость у своих абонентов, дабы избежать заторов на магистральных линиях. Вместе с тем значительно увеличивается и нагрузка на «первую милю» - каналы связи от серверов до провайдера.
Удобным способом упрощения ситуации было бы кеширование (сохранение) информации на серверах провайдеров, позволяющее избежать повторной её загрузки из интернета, однако «защита авторских прав» требует противоположного - исключения возможности сохранения и воспроизведения запрошенной информации. И если широковещательные потоки типа «
интернет-радио» или
IP-TV, которые передают одинаковую информацию сразу множеству абонентов, ещё можно оптимизировать, то с «видео по запросу» (который у каждого свой) ничего сделать нельзя - только передавать с максимальным приоритетом, тем самым препятствуя передаче любой другой информации.
Это - первый момент. Дальше будет ещё интереснее
Копирайт исходит из утверждения «если человек не заплатил за информацию, значит он не имеет права ею пользоваться». Для этого в информацию добавляются средства, искусственно ограничивающие возможность её воспроизводства - шифрование, проверка наличия материального носителя либо идентификация через Интернет - которые опять же возможно обойти или взломать. Таким образом «окончательное решение» защиты прав писателей от читателей требует принудительной проверки всей имеющейся в компьютере информации на легальность использования.
Однако с точки зрения «презумпции невиновности» эта задача будет крайне сложной. Точнее тип файла (текст, музыка, фильм и т.д.) по формату содержимого определить легко, а вот соотнести с конкретным произведением - другое дело. Разумеется, можно из текста извлекать имена персонажей и какие-то специфичные слова, можно «декомпилировать» на отдельные ноты и слова песню, можно даже фильм пропустить через программу распознавания лиц. Но всё это опять же потребует очень мощных (и дорогих) серверов, расходы на приобретение и эксплуатацию которых в конечном счёте лягут на самих же авторов.
Альтернатива - «презумпция виновности», согласно которой любой объект, не имеющий
ЭЦП установленного образца будет считаться «нелицензионным» и незамедлительно удаляться. Одноверменно с этим провайдеры введут ограничения на приём входящих подключений только разрешённым серверам. Сами же универсальные вычислительные машины будут низведены до узкоспециализированных устройств.
Конечно, расходы при такой схеме будут намного меньше, но ещё меньше будет свободы у пользователя. Почти как в тюремном бараке, где «шаг вправо, шаг влево - побег». Я уже не говорю о том, как под таким надзором потенциальные авторы будут создавать новые произведения - ведь эти файлы изначально подписей иметь не будут…
Более того, начинающие авторы при такой схеме просто не смогут получить никакого дохода. Что выберет обычный читатель - заплатить за «кота в мешке» (произведение неизвестного ему автора) или скачать свободно распространяемое произведения другого, столь же неизвестного ему автора? Ответ очевиден.
Исключить подобный «демпинг» может только запрет на распространение бесплатных произведений, что будет грубейшим нарушением прав всех людей. Между прочим, уже сейчас некоторые копирайтеры
отказываются признавать произведения, распространяемые по принципу
копилефта Но при любом раскладе, существующая схема приведёт к ничем не оправданному увеличению расходов на устройства централизованного хранения информации и перегрузке линий связи вплоть до коллапса интернета.
Совсем иная ситуация будет при отказе от копирайта и переходе к свободному распространению произведений. Просто потому, что задача поиска файлов по заранее известным идентификаторам намного проще.
А теперь - само техническое предложение.
1. Организуется единая государственная система анонимного учёта произведений (с возможностью создания зеркал в отдельных сегментах интернета и крупных локальных сетях).
2. Вводится небольшой налог (вносится в стоимость оказываемых провайдером услуг и продаваемых носителей информации)
3. Каждому автору выдаётся электронно-цифровую подпись.
4. Автор подписывает этой ЭЦП все свои произведения и выкладывает в открытый доступ.
5. На все компьютеры устанавливается программа, которая ищет на компьютере объекты с этими подписями и периодически рапортует о продолжительности их использования. При этом пользователь имеет возможность устанавливать личную оценку произведению.
6. Деньги, собранные посредством указанного налога, распределяются среди авторов пропорционально суммарной продолжительности использования с поправкой на полученные оценки и заранее определённые жанровые коэффициэнты.
В результате на выходе получается следующее
1. Заслуженные авторы наиболее понравившихся людям произведений получают со своих произведений большой и стабильный доход, заодно избавляются от необходимости гоняться по всему интернету за гадкими «пиратами», сраться со своими поклонниками и тратиться на адвокатов.
2. Начинающие авторы малоизвестных произведений получают пусть и небольшой, но доход. (см. выше)
3. Благодаря созданию объективной системы исключается возможность «распила» средств, выделяемых на культуру. Ведь если сейчас Гениальный Режиссёр может сказать «Я снял Гениальный Фильм, но никто не ходит в кинотеатры, потому что качают с интернетов и смотрят дома», то потом будет видно, сколько раз его скачали и как оценили.
Второй этап технического предложения направлен непосредственно на оптимизацию интернетов. Поскольку суммарная пропускная способность внутренних линий связи провайдеров превышает пропускную способность внешний линий логично было бы увеличить долю локального файлообмена. Опять же, суммарная ёмкость жёстких дисков у абонентов сравнима с ёмкостью датацентров, и количественные характеристики устройств хранения информации постоянно увеличиваются.
Таким образом, техническое предложение дополняется следующими пунктами
1. Часть ёмкости жёсткого диска отводится под «универсальное хранилище», в которое будут автоматически помещаться подписанные должным образом художественные произведения.
2. Универсальное хралилище индексируется вышеупомянутой Программой учёта объектов авторского права, которая интегрируется в операционную систему.
3. Также в операционную систему интегрируется поисковая система и торрент-клиент.
Выглядеть это будет следующим образом.
1. Пользователь изъявляет желание ознакомиться с художественным произведением (почитать книгу, послушать музыку, посмотреть фильм и т.д.), для чего задаёт в поиск его наименование и желаемые технические характеристики (например, размер изображения или
битрейт). Пользователь может указывать дополнительные параметры - выбрать конкретный перевод для фильма - и эта информация также загрузится автоматически.
2. Поисковая система находит и загружает соответствующий файл ЭЦП.
3. Торрент-клиент начинает закачивать затребованные файлы этого произведения. Желательно с соседних компьютеров локальной сети или от других абонентов провайдера.
4. Программа просмотра может тут же начинать воспроизведение уже скачанных фрагментов файла, причём при перемотке вперёд будет дан запрос на загрузку соответствующих фрагментов (как на Ютубе)
5. После просмотра файлы остаются в «универсальном хранилище» до тех пор, покуда оно не переполнится. В этом случае старые файлы будут также автоматически удаляться в порядке живой очереди - сначала объекты с низкими оценками, затем с наибольшим временем последнего обращения.
Плюсы очевидны - это кэширование трафика и распределённое хранение информации с многократным дублированием.
Разумеется, наряду с этим файлообменом останутся «классические» торренты, через которые будут распространяться файлы без ЭЦП. Просто для сохранения «личной жизни» пользователей. Допустим, человек желает ознакомиться с произведением из «энтомологического интереса» (например, очередные откровения последователей Солженицына почитать), но не хочет ему даже минус ставить.
Ведь всё равно, любимым авторам нормальный пользователь предпочтёт статистику улучшить.
В общем, жду конструктивной критики, замечаний и дополнений. Распространение приветствуется
Оригинал опубликован в
Логово скорпиона.Вы можете прокомментировать здесь или
в источнике.