Летом часто в группы недобор, так что я чаще волонтёрю в "чужое" время. Сегодня сходила на урок продолжающих, потанцевала за лидера. В процессе много думала над тем, как по-разному люди понимают концепцию ведения-следования в танце. Не только совсем начинающие, но и люди, которые уже танцуют два-три-четыре года и много-много раз на уроках слышали объяснения (как строгие теоретические, так и образно-художественные) того, за счёт чего же мы в этом нашем танго ведём и как следуем.
У лидеров идея "не води (т.е., не тащи), а двигайся сам" включается в какой-то момент просто по факту налёта часов, особенно если человек склонен вдумчиво анализировать, зачем же ему объятие как таковое, что оно даёт и как работает.
Вот у фолловеров всё сложнее. В какой-то момент у них встаёт в голове жёсткое противоречие между необходимостью следовать (то есть, подчинять свои действия действиям лидера) и быть самостоятельным (то есть, осуществлять некоторую часть своей телесной активности не дожидаясь, пока лидер на неё укажет).
Я об этом думаю примерно в образах ребёнка, который учится ходить. Перед ним стоит две казалось бы несовместимых задачи: он должен то и дело нарушать своё равновесие (иначе ты никуда не сдвинешься с той точки, где стоишь) и сохранять равновесие (иначе упадёшь). Вот с ведением-следованием такое же кажущееся противоречие.
Как решается вопрос ходьбы? Тем, что эпизоды нарушения и восстановления равновесия чередуются, позволяя менять точку опоры и не падать. То есть, создавать динамическое равновесие.
Точно так же решается вопрос подчинённости и самостоятельности в танго - но чуть сложнее. Эпизоды обусловленного движения чередуются и накладываются на эпизоды самостоятельности, внося изменения в положение центра тяжести и направление его смещения или же в положение частей тела относительно друг друга.
Вот простейшее - смена веса. Что делает лидер, чтобы инициировать смену веса у фолловера? Он буквально, пользуясь объятием, показывает необходимость сместить центр тяжести тела в сторону свободной ноги. Грубо, было туловище над левой ногой, и тут точки контакта (руки или руки и грудная клетка) тянут его в сторону свободной правой ноги. Это эпизод обусловленности, момент, когда лидер предлагает действие. Для фолловера смещение центра тяжести тела означает, что тело вышло из равновесия, и под новое положение центра тяжести надо подставить ногу. Он подставляет и вес оказывается на другой ноге, всё! Так вот, момент, когда фолловер согласился со смещением центра тяжести и подставил туда ногу - это эпизод самостоятельности. Должен быть таким! Потому что фолловер не кашпо, не табуретка и даже не тележка на колёсиках, а самостоятельный человек. Таким образом в схеме ведение-следование незримо присутствует третий компонент - согласие, оно же самостоятельность и выбор.
На этапе смены веса всё просто работает (хотя на самом первом занятии многие с этим не согласятся). Но дальше начинается хореография, и компонент согласия-самостоятельности-выбора напрочь рушится под тяжестью попыток УГАДАТЬ ХОРЕОГРАФИЮ. Невозможно научить человека танго без "связок" или "фигур", то есть, относительно прочно укрепившихся в традиции сочетаний действий (шагов, поворотов и т.д.). Лидеры это учат, чтобы понимать, что они хотят добыть из фолловера и как пристроить это к музыке. А фолловеры просто заучивают и записывают в двигательные нейроны многие сочетания движений. И в очередной раз на ведение отзывается не момент анализа (куда меня позвали) и выбора (туда я согласен нести вес, двигать ногу или скручиваться), а угадывание всей фигуры/связки и выполнение. Вместо ведения-следования мы получаем угадывание-выполнение. Собственно, вот в этот момент у фолловеров и ломается мозг - они не понимают, как же танцевать, если ты не угадала фигуру и не "прошла" её так, как запомнили нейроны.
Решение тут только одно. Как у ребёнка. Возвращаемся к стадии "по шагу за раз" и танцуем каждое действие, не пытаясь прогнозировать.
Наш бесконечно обожаемый С. говорит в своих сексистских терминах:
- Мужчина всегда танцует грамматически в будущем времени - он планирует хореографию, прогнозирует развитие музыки и готовит работу своего тела. А женщина должна танцевать в Present continuous. То есть, анализировать, что происходит с её телом в процессе здесь и сейчас.
Образно: мужчина ведёт словами и целыми фразами, а женщина должна видеть перед собой только ту букву, которая прямо сейчас перед ней.
Я же от себя добавлю, что это только сказать просто. Навык отключать прогнозирование и сосредотачиваться на анализе своего тела в текущий момент довольно сложный, особенно учитывая скорости в танго (не говоря о вальсе и милонге). И мне кажется, что иногда имеет смысл практиковать импровизацию под быструю музыку, искусственно ограничивая себя в хореографии, но усложняя ритм и используя максимальное разнообразие скоростей и направлений на простых движениях именно с этой целью.
Думаю, опытным танцорам читать такие тексты не очень интересно, они сами уже через это прошли. Но мне кажется полезным для себя такие вещи фиксировать на случай, если ещё придётся заниматься преподаванием в будущем. Как напоминание, что это неочевидные вещи.