Пришла в голову некая мысль. Сам собой образовался текст. Показал знакомым, и вышло: идеи нет, текст непонятен.
Странно, совсем печаль получилась?
Маньяк
«Хорошее утро. Доброе. Настоящее.» - Эти мысли пронеслись в голове у Кейта, когда он, оторвавшись от приготовления кофе, взглянул в окно.
«Тихо. Никто еще не спешит. Даже солнце.»
Кейт попытался представить, как первые солнечные лучи вырываются из-за недостижимого горизонта, и, не обращая никакого внимания на сонную землю, устремляются к небу. Воображаемая картинка получилась настолько яркой, что Кейту отчаянно захотелось на природу.
«За город. Полежать на траве. Послушать лес и воду. Забыть о делах… Мечты. Кто сможет вот так, запросто, вырваться на природу посреди рабочей недели? Но кое что я все же могу сделать.»
Кейт поставил на аккуратно подстриженную траву своего дворика стул и приготовился насладиться кофе и восходом солнца. Вскоре он заметил первые лучи солнца, которые упрямо старались пробиться сквозь завесу небоскребов центра города. Но мысли Кейта, словно подчиняясь многолетней команде, спрятанной за утренней чашкой кофе, привычно устремились к накатанной колее работы.
«Дома вместо гор. Сжатый забором газон вместо лугов. Стул вместо камня. Нашел замену природе. Но у меня же есть возможность выбора! Например, могу в воскресенье выехать за город… У него тоже была возможность!»
Ухватив эту мысль, Кейт сразу же захотел ее рассмотреть со всех сторон, проверить фактами, оспорить свое предположение с воображаемым оппонентом и получить результат! Еще один кирпичик в упорно возводимую им стену доказательств. Но вместо этого, Кейт еще несколько мгновений всматривался в столь знакомые очертания города. Затем он спокойно встал, поднял стул, попробовал убрать следы от ножек на траве, и ушел в дом.
Поднявшись к себе в кабинет, Кейт нашел на столе среди бумаг пачку фотографий и стал внимательно их изучать. Недоверчиво хмыкнув, он отложил несколько фотографий в сторону и стал пересматривать бумаги. Вскоре к фотографиям присоединились несколько листков. Отойдя от стола, Кейт, что-то тихо бормоча под нос, стал делать маленькие шажки в разные стороны. Изредка он громко называл имена людей.
Внезапно, закончив свой странный танец шамана, Кейт стремительно подошел к одному из шкафов и, выдвинув ящик, стал перебирать стоящие там папки. Некоторые он доставал и откладывал на полочку. На папках значились имена названных только что людей и даты. Начиналась работа.
«Все верно. Интересная особенность. Занятно.»
Кейт тщательно сортировал отобранные из папок фотографии и бумаги. И только после того, как все бумаги были помещены на свои места, Кейт взял в руки блокнот, с выписанными заметками, и задумался.
Однажды шеф заметил в своем молодом подчиненном склонность к кропотливому изучению малейших зацепок в расследовании. И тогда молодому сержанту было рекомендовано посетить специализированные курсы подготовки. Что особенно понравилось Кейту, так это зубодробительные дела маньяков. Особенно его поразило то, что большинство изучаемых дел раскрывалось не из-за умения детективов, а из-за грубых случайных ошибок обвиняемых. А что будет, если маньяк не допустит ни единого просчета? Можно ли поймать его в этом случае? Ответ на этот вопрос Кейт так и не нашел.
С тех пор ставки Кейта сильно возросли. Практически всегда расследование с его участием заканчивалось полным раскрытие преступления. Вот только шеф старался редко использовать способности своего подчиненного. Только для «особых» дел, ключика к которым так и не смогли подобрать другие. Это не сильно беспокоило Кейта, поскольку его постоянно использовали в качестве эксперта в запутанных делах. А однажды, лениво перебирая данные по смертям за последнее десятилетие, он наткнулся на невероятное. Похоже, ему удалось заметить признаки работы маньяка, который не совершал ошибок!
Вот уже несколько лет он идет по следу. Вернее, Кейт пытается нащупать этот след. Догадки, предположения, особенности личности, незамеченные другими шероховатости доказательств. Ему удалось вычислить жертв маньяка. Странно было уже то, что каждый факт смерти был рассмотрен полицией со всей тщательностью. Были проведены все экспертизы, оценена каждая мелочь в деле. Но никто не подумал связать полученные факты воедино. Каждая смерть так и осталась обособленной от остальных. Все дела были закрыты и сданы в архив. Ничего.
Но за этим «ничего» скрывался преступник. И Кейт интуитивно знал это. Он терпеливо посвящал все свое свободное время тщательному исследованию манящей личности преступника. Педантично собирал всевозможные документы, которые так или иначе касались этих убийств. Без устали, раз за разом пересматривал каждое дело в поисках не замеченной ранее зацепки. На ошибку маньяка Кейт уже не рассчитывал.
Очередное изучение одной из смертей дало неожиданный толчок в расследовании. Оказалось, что маньяк предпочитает не доверять современным благам техники, стараясь, если появляется такая возможность, обойтись более традиционными средствами. Анализ других дел только подтвердили эту догадку. Маньяк несколько раз возможному телефонному разговору необоснованно предпочел более опасный разговор с жертвой. В паре случаев вместо простой анонимной доставки компрометирующих материалов электронной почтой, разрабатывались более сложные ходы.
Но все это были мелочи. Как казалось Кейту, в самых первых убийствах можно проследить цепочки действий, обставляющие преступление таким образом, чтобы у постороннего наблюдателя не закралось и капли сомнения в правильности заключений полиции. На эти «телодвижения» маньяку требовалось время, что затягивало его «игру» с жертвой. Но в более поздних преступлениях преступник резко ускорял события, хотя, по-прежнему и не доверял современной технике. Он учился! Может, удастся вычленить из собранных дел эти действия маньяка? Это позволит глубже проанализировать его личность. Возможно, предугадать следующие действия маньяка?
«Почему считается, что открытие нового факта соберет воедино мозаику догадок о преступлении? Откуда это глупое сравнение? Ведь, каждый новый, незамеченный ранее штрих может подчистую разрушить столь тщательно собираемый пазл. И тогда необходимо вновь искать ответы, повторно преодолевая каждый шаг своих рассуждений… Ладно, рассмотрим еще раз действия моего друга.»
И Кейт, не обращая внимания на трезвонивший в прихожей телефон, взял в руки объемную папку без надписей и вложил в нее вырванные из блокнота записи. Затем он перешел в противоположный угол своего рабочего кабинета и сел за притаившийся там компьютер. Телефон устало перестал звонить и наступившую тишину прерывал только звук клавиш.
***
- К тебе звонили все утро! Почему ты не брал трубку? - Шеф был зол.
- Вы же знаете, что я не люблю работать в условиях беспорядка и спешки. - Лейтенант Кейт в который раз повторил эти слова. - Если я нужен был так срочно, надо было сразу прислать машину.
- Так я и прислал! - Все еще продолжал кипеть шеф.
- Так я на ней и приехал. - С некоторым сарказмом парировал Кейт.
- Хорошо. Проехали. Кофе?
- Нет, спасибо. Кофе я уже пил.
- Да, я и забыл, что ты у нас встаешь ни свет ни заря. А я выпью. - Шеф грузно поднялся с кресла и подошел к кофейному аппарату. Несколько минут, пока в кабинет начальника прокрадывался запах кофе, оба человека молчали.
-Послушай, тут такое дело. - Шеф замялся. Ему всегда было неудобно расписываться в бессилии своих подчиненных, но на него давили сверху, и дело надо было сдвигать с мертвой точки.
- Вы в тупике. - Резюмировал Кейт. - Хорошо, пусть передают мне дело.
- Дело у тебя на столе. Что и с кого спросить ты знаешь сам. Как и всегда - самые широкие полномочия. Этого подонка надо найти. - Слова были не так уж и важны, так как они с Кейтом уже давно оговорили условия работы. Однако надо было с чего-то начать, и, не дав подчиненному покинуть комнату, шеф добавил. - И попробуй его арестовать.
- Шеф, я только нахожу преступника. Арестовать его - не моя проблема. Я даже не езжу на задержания. - Спокойно отреагировал Кейт.
- И, тем не менее, взять их живыми нам так и не удается. - Тихо добавил в закрывшуюся дверь начальник отдела убийств.
***
Кейт подошел к своему столу. Так и есть: там лежала затасканная папка. Похоже, это дело давно не давало покоя начальнику. Кейт улыбнулся. Оказывается, он успел соскучиться по активной работе. Теперь на некоторое время можно забыть о возне в архивах или поиске ошибок в чужих рассуждениях. Кейт сел за стол, привычно провел рукой по слегка забытой поверхности и стал разглядывать папку, не спеша открыть ее.
- Наслаждаешься? - Раздался тихий вопрос из-за соседнего стола.
- Конечно. Давно тут не был. Не работал с живыми делами. - Ответил соседу Кейт. - А как твои дела, напарник?
- Бывший. Бывший напарник. - Сидевший за соседним столом мужчина приветливо улыбнулся. - Тяжело быть экспертом-аналитиком? Скучаешь за улицами?
- Ты же знаешь, мне нравится. И я не переношу оружие. - Напомнил ему Кейт. - Но иногда, все же, хочется активной деятельности.
- Не буду мешать. Если нужна помощь, обращайся сразу же. Это дело и через меня пройти успело. - Бросил мужчина, вставая из-за стола, и, оглянувшись, тихо добавил. - Найди эту мразь. Тебе любой тут поможет. Удачи, Кейт. А мне надо по свидетелям мотнуться.
- Это тебе удачи. - Произнес ему вслед Кейт.
Только дождавшись, когда очередь сотрудников, которые хотели с ним пообщаться, да пожелать удачи, закончилась, Кейт в тишине и спокойствии наконец-то взял папку в руки и открыл ее.
На изучение содержимого дела ушло все оставшееся рабочее время. Никто не удивился, увидев Кейта на следующее утро уже сидевшим за своим столом. Ворох бумаг, связанных с делом неуклонно рос. Кейт постоянно обращался за свидетельствами к тем, кто вел дело до него. Несколько раз приходилось извлекать из хранилища и заново фотографировать те улики, которые удалось собрать. Но уже к обеду Кейт недовольно откинулся на спинку стула.
«Скучно. Вроде бы я и они учились одному и тому же, а допускают такие ошибки. И никто даже не догадался обратить на это внимание. Все упрямо бились головами об стену своих заблуждений.»
Кейт аккуратно сложил свои записи в новую папку. Туда же отправились фотографии и копии материалов по делу. Несколько минут он сидел, рассматривая старую потертую папку, где находились материалы по делу, которые ранее были собраны его коллегами. Затем, Кейт положил свою папку в сумку и, взяв под мышку старую папку, уверенно направился в отдел информационной поддержки.
«Уже сейчас я могу позвонить, навести справки, уточнить… И к вечеру у меня будет достаточно доказательств, чтобы посадить преступника. Но ведь надо выявить полную картину преступления. Так, чтобы никто не сумел найти нестыковки, чтобы не появилось шансов оправдать преступника. Для этого необходимо время. Пару дней спокойной работы. Шеф ждал несколько месяцев, подождет еще три дня. И у меня на руках будут все необходимые данные. А события пойдут по единственно возможному сценарию... С единственно возможной развязкой.»
Кейт улыбался своим мыслям, когда открывал дверь отдела информационной поддержки, чтобы выдать необходимые задания. Он так и не научился доверять современным технологиям, справедливо считая, что личный контакт принесет гораздо более надежные результаты.
***
Солнце успело спрятаться за ту часть горизонта, которую от взглядов пригорода не скрывала громадина города. Некоторое время Кейт провожал взглядом последние лучи солнца, которые без сожаления убегали от зажигающихся огней земли. Наверное, стоило бы поискать первые звезды, но Кейт отправился в свой рабочий кабинет. Там он бережно собрал бумаги по делу о маньяке в отдельный ящик стола. На освободившееся место Кейт выложил из сумки папку с материалами текущего дела. Затем он достал из сумки бумагу с данными о каком-то человеке. Аккуратно вырезал и наклеил его имя на папку, а чуть ниже карандашом поставил дату - три дня от сегодняшнего.
Кейт знал, что следующая жертва маньяка погибнет через три дня.