В мае у меня гостила мама.
Чтобы не сидеть в четырёх стенах и непрерывно ругаться (наше любимое занятие!), я старалась развлечь маму всеми доступными в Москве способами, приемлемыми для 75-летней пенсионерки: мы ходили в планетарий (очень советское пространство), катались на теплоходике, посетили Третьяковку и зоопарк, сходили на экскурсии: по Таганке с посещением квартиры-музея Галины Улановой (мамин кумир) и были в Архангельском (ангельски прекрасное место с ужасной инфраструктурой, туда бы Капкова на обустройство).
Но главное, мы ходили по театрам.
Попытаюсь кратко охарактеризовать просмотренное.
Кстати, почти все билеты на экскурсии, в театры и в планетарий я брала в интернете - очень удобно!!
Только в зоопарк и Третьяковку купила на месте, потому что просто мимо проходили и решили зайти.
Большой театр.
Сходили на обе сцены, Новую и старую (отреставрированную).
На Новой сцене давали оперу "Золотой петушок" в постановке Кирилла Серебренникова, модного театрального режиссёра. Музыка, к сожалению, не особо запоминающаяся, как и голоса, постановка - ну, современная: люди в серых костюмах вместо придворных, генералы в современной форме, охранники с рациями, даже гастарбайтеры присутствовали (ладно хоть не пели). Эффектно, но пустовато. Не особо запомнилось.
В "настоящем" Большом посмотрели "Баядерку".
Без открытий, без супер-мега-звёзд, но это действительно имперское зрелище, лицо России - балет выглядел так, как и должен выглядеть, идеально срежиссированным и станцованным действием, балерины парили над сценой, летя как прах от уст Эола и проч.
Специально не стала покупать программку, решила проверить, правду ли говорят, что в балете всё понятно без слов (благодаря балетной школе в детстве я знаю либретто основных популярных спектаклей, поэтому мне ясность без слов всегда казалась выдумкой), а "Баядерку" я то ли не знала, то ли прочно забыла.
Оказалось, правда! Всё было прозрачно и ясно, кто кому враг, кто кому друг.
Особенно приятно, что билеты в Большой можно купить по интернету без наценки на их сайте, я покупала за несколько дней до спектакля и то ещё оставались одни из самых дешёвых билетов - не за 12 000 в партер, но за 2500 в ложи балкона спокойно купила. Нам с мамой в первом ряду ложи видно было отлично, но вот людям во втором ряду уже пришлось вставать, чтоб хоть что-то разглядеть.
А что до ремонта - ну, мы особо не вглядывались, но, по-моему, красиво. Главное, чтоб не облупилось через пару лет.
И да, как обычно, множество иностранцев, роскошно одетых содержанок с папиками и прочих лиц, решивших выйти в свет.
Затем был МХТ имени Чехова, "Лес". Оказалось, в постановке всё того же Серебренникова, он нас преследовал прямо.
Мы ушли после первого действия!
Я даже причём не особо помню, почему - вроде было скучно, современная трактовка оказалась неинтересной, актёры то орали, то шептали (равно неприятно и хочется отрегулировать звук пультом), в одной из главных ролей был Юрий Чурсин, который зачем-то регулярно раздевался (не самое приятное зрелище) и пел "Беловежскую пущу", история Островского упорно не ложилась на современные рельсы, куда её запихивал режиссёр - тоска, короче.
На следующий день попали в "Школу современной пьесы", "А чой-то ты во фраке" - их знаковый спектакль, с которого, насколько я помню, театр начинался. Мы ничего не ждали от этой пьесы, а это было неожиданно хорошо! Забавная безделушка, комик-фарс с пением и плясками, не скатывающаяся притом в пошлость и скуку. Преисполнилась ещё большего уважения к ШСП - у них отличный буфет, у них вместо фотографий на стенах живые портреты актёров, как в "Гарри Поттере", у них прекрасные актёры, да ещё и спектакли отлично подобраны и поставлены. Схожу туда ещё не раз.
Ну и напоследок с мамой мы посмотрели "Доходное место" в Сатириконе. Тот же Островский, славабо, без особого осовременивания, только в очень лаконичных декорациях.
Не понравилось.
В ролях были звёзды ТВ - Максим Аверин (надоел, очень вульгарный), Глафира Тарханова (непрерывно визжала и истерила), Лика Нифонтова (из интеллигентной, тонкой Лики всеми силами лепили мадам-сутенёршу, но получилось не очень).
С огромным трудом досидели до конца (мама наотрез отказалась уходить со второго спектакля за неделю), но удовольствия никакого не получили.
И буфет, кстати, там отвратный.
Посадив маму на поезд, я продолжила хождение за культурой - просто пока заказывала билеты для нас обеих, заказала ещё несколько для себя лично (ну раз уж я всё равно за компом сижу), вот пришлось ходить.
Сходила в тот же МХТ им. Чехова на спектакль "Идеальный муж". Только ленивый о нём не написал, мне даже повторяться не хочется. Скандальная постановка Константина Богомолова, коктейль из "Дориана Грея", "Фауста", "Трёх сестёр" и Оскара Уайльда в современной упаковке - певцы шансона типа Стаса Михайлова, депутаты-извращенцы, сидящие на откатах, гламурное общество на пике загнивания.
Мне, опять же, не понравилось - это такой анекдот, но растянутый на четыре часа и три действия. Народ из зала бежал после каждого действия, зал пустел на глазах; я досидела до конца, к концу это было почти невыносимо. Толпа хороших актёров, но постановка - верх дурновкусия: Дарья Мороз демонстрирует отличную спортивную форму в костюме Боско и отличные сиськи без костюма; Алексей Кравченко изображает красного коня в красном парике как мечту извращенца-певца (долго изображает, даже у самых смешливых зрителей кончился запас идиотского гыгыканья); Максим Матвеев суетится в роли порочного попика (по-моему, Максим - красивая бездарность); Александр Семчев исполняет роль собственной мамы в парике с косой; Сергей Чонишвили демонстрирует, как он хорош в роли Верховного Стерха (Чонишвили, кстати, действительно хорош - только при его появлении я как-то оживлялась, а какой у него голос!! - таким голосом можно озвучивать телефонный справочник, всё равно будет сексуально и интересно. Вот что значит харизма).
Единственное, что по-настоящему запоминается - это лицо Игоря Миркурбанова в роли певца Лорда - не потому что он так хорош, он ошеломляюще плох (я вот думаю - может, он так гениально сыграл полную бездарность?..), а потому что лицо ужасно-прекрасное, настоящий портрет Дориана Грея: лицо человека, утомлённого собственной порочностью и одновременно упивающегося ею.
Ну и совсем недавно сходила в ЦДР на спектакль "Медленный меч". Афиша обещала нечто завлекательное: история молодого топ-менеджера, который в день своего триумфа пошёл разрушать всё, что видит.
А получилось всё как всегда: жизнь офисных крыс, как её видит современный автор Юрий Клавдиев (мне вот интересно, кто-нибудь из этих авторов когда-нибудь работал вообще в офисе? так они убого их живописуют, как будто им Рабинович напел), обычная жизнь, опять же, как её видит автор: таксисты, радио Шансон, гопники, наркоманы, проститутки, бомжи и просто прохожие - все разговаривают исключительно матом и все хотят денег и трахаться. Всё предельно жизненно (читай - на 90% состоит из мата) и физиологично *(на сцене, где нам подробно рассказывают, как и в какой форме герои в данный момент имеют друг друга, хотелось закричать БУЭЭЭ!!).
Если в спектакле и была мораль, я её не углядела за формой. Форма может быть любой, но должна служить тому, чтоб что-то донести до зрителя - тут как-то не получилось что-то до меня донести. Что хотел сказать автор этим письмом?..
Было скучно. Я поняла, почему спектакль идёт без антракта - чтоб не сбежал никто: зальчик крошечный, если будешь выбираться, заметят ВСЕ. Я сидела далеко от выхода, вот и досидела до конца. Но жалела об этом каждую минуту.
Что бы хорошего сказать об этом театре: во-первых, это близко от моего дома, во-вторых, там хороший буфет! Недорогой и нормальный, никаких тебе тонюсеньких бутербродов с дорогущей рыбой, честные сэндвичи с ветчиной. Но только ради буфета же в театр ходить не будешь...
Итог театрального месяца: из семи спектаклей понравилось два. Как-то маловато.
Думаю, в следующий раз в театр я выберусь нескоро.