После
первой проповеди у меня была пауза на два года: 11 класс и 1 курс. Не припомню, чтобы мне давали говорить проповеди в это время. Если навык не развивать - он теряется. Поэтому я пережил кризис первой проповеди снова. На этот раз тоже не дома, а за 5500 км от него в пгт. Тикси-3, в храме военного гарнизона, куда я поехал в миссию на втором курсе…
Конечно, в семинарии были свои способы борьбы со “страхом сцены”. Студентов отправляли петь с народом “Отче наш” и “Символ веры”. Нужно было выходить дирижировать бабушкам и студентам, стоящим на службе. Главное при этом с перепугу не забыть текст. А то вдвойне позорнее выйдет… И со второго курса студенты по графику говорили проповеди в семинарском храме на утренних и вечерних молитвах, черёдных богослужениях. Это такие службы, когда всех студентов делили на 6 черёд. Череда заступала раз в неделю. Ежедневно в семинарском храме студенты учились петь, читать и пономарить. Если не справлялся - ставили в дополнительную череду. Так у одного студента, который не мог нормально читать часы, появилась кличка “Ваня-череда”. Он каждое утро ходил в 7 утра на литургию, пока не научился читать часы…
Но петь с народом - это одно, а говорить связную проповедь - другое. На первом курсе у меня вела риторику Светлана Владимировна Полторацкая, преподаватель филфака БелГУ, который я чуть позже окончил. Меня сильно волновал вопрос авторского стиля. Я мог скопировать манеру соборного протоиерея отца Леонида, понимал, как говорит проповеди архиерей, благочинный семинарского храма, священники моего родного города… Но как говорить мне? Если подражать кому-то из них, то кому? Светлана Владимировна сказала мне, что за мои подражания она мне ставит твёрдую 5 по риторике. Но на мой вопрос так и не ответила, сказала только: «Говори, как получается. Стиль сам придёт».
В самом начале второго курса я улетел в командировку. Первым делом мне нужно было освоиться в новом храме. Для этого я решил в свободное время до богослужения сходить посмотреть как там всё устроено. В гарнизонном храме пгт. Тикси не было никого. Тогда я стал на амвон и принялся говорить в пустоту. Я думал, как стать, о чём говорить, куда повернуть голову, на что смотреть… Как вдруг дверь отворилась. Зашел священник отец Владислав, с которым я был командирован.
- Ты что делаешь? - спросил он меня.
- Ничего… - испуганно произнёс я.
- Ну ладно, репетируй…
Ну какое уж теперь репетируй? Стыд, да и только. Прервал внезапно мой творческий порыв. Надо теперь дела делать, а не в пустой храм говорить.
На ближайшей службе я проповедовал. После первой проповеди в тиксинском храме, мне уже было не страшно. Я ходил в школу для бесед со старшеклассниками, вел спевки в храме и смело говорил проповеди. Я вспомнил, что я - миссионер.