В предыдущихзанятиях мы рассмотрели понятия о богослужебных кругах: суточном, недельном и годовом; а также о самом уставе, как распорядке жизни и богослужения. В современной практике уставы претерпели некоторые изменения. Отчасти они обусловлены нехваткой времени для совершения полного богослужения на приходах, отчасти удобствомпрактической целесообразностью. Для того, чтобы поняимать все тонкости от "как надо", до "как есть" и "как вообще может быть". Нам нужно рассмотреть схемы вседневной вечерни и утрени, а также всенощного бдения. Вот порядок неизменяемых частей:
А дальше идет очень интеерсная схема. я сфотографировал её где-то в 2016 в алтаре Никольского собора в Валуйках. Её надо бы набрать в ворде,чтоб удобно читалась. Но и в таком виде очень хорошо и наглядно показано как современное монастырское, уставное, правильное и полное богослужение в некоторых местах все же отличается от уставного по типикону:
рассмотрите внимательно представленные схемы, если нужно сохраните их себе.
в дополнение к сегодняшней теории мы рассмотрим виды служб и и знаки. [Spoiler (click to open)]
Сверху вниз представлены службы по убыванию: Бденная, полиелейная, славословная, шестиричная и без знака.
Для уставщика эти различия подобны конструктору. Где-то больше деталей, где-то меньше, какие-то детали переставлены местами и вот получается новая служба.
Суть богослужебных указаний заключается в указателе пропорций при соединении двух служб в одну. Например, свтой минеи полиелейный, а воскресная служба октоиха бденная.
Примерно понятно, что воскресных песнопений и чтений будет больше, а святого меньше, но как именно? Служба совершается по чину Бденной, с небольшими вставками канонов, стихир и тропарей святого из минеи.
со следующего занятия мы перейдем к рассмотрению воскресного всенощного бдения и составления службы по богослужебным указаниям.