Проспект синагог -так немного возвышенно называют этот уголок в музее Израиля. Правда, в некоторых русскоязычных сайдах слово "проспект" заменено на "аллея", но и это мне кажется не совсем точно. Если уж следовать русской традиции, то по моему нужно переводить как "ряд" - ряд синагог или синагогочный ряд, чем плохо?
В любом случае, это единственное место в мире (ох, и любят же у нас рекорды Гиннеса), где можно одновременно посмотреть на части четырёх синагог (демонтированных и привезённых в Израиль) из трёх частей света-Европы, Азии, и Южной Америки. Европейская Витторио Венето (1700 год), с шикарным внутренним интерьером в стиле барокко (география конечно обязывает, как никак северная Италия, городок вблизи Венеции). Кстати, сама синагога находилась на втором и третьем этаже, снаружи вроде совсем обычного скромного здания. Наверное чтобы не вызвать зависть христианских соседей, роскошь позволялась только изнутри.
Второй представитель Европы, чудом уцелевшая синагога из южной Германии, почти ровесница первой (1735 год), но как резко от неё отличается. Деревянная, с прекрасными расписными сводами, к счастью сохранилось и имя мастера-Элиэзар Зусман из Брод (почти мой земляк).
Тоже деревянная, 16 века, с удивительным потолочным орнаментом, и не менее экзотичным названием "Кадавумбагам"-древняя индийская синагога из Кочина. За тысячи километров от Германии и Италии, но единая еврейская история безоговорочно объединяет все эти синагоги.
Впрочем конечно как и самую последнею (пока) жемчужину этого ряда-синагога "Цедек ве-Шалом" из Суринама (1736 год). Построенная потомками испано-португальских еврейских изгнанников из Испании, которые вначале нашли себе приют в Голландии, и потом за еврейским счастьем последовавшие и в Новый свет- что может быть наглядней этого круговорота еврейской истории.
И как символично, что теперь все эти синагоги находятся в этом музее-ведь где бы они не находились, "арон а кодеш" всегда был направлен в сторону Иерусалима и Сиона. Где бы не жили евреи, синагога была их Храмом. Где бы не жили еврее, у них был свой вечный король, корона которого уцелела в бедах и пожарищах.
И где бы не жили евреи, в их сердцах никогда не гасла надежда снова дождаться чуда ханукального огня.
Ну вот, и мой пост получился возвышенным-наверно иначе и нельзя, наверно ради этого и собирали по "кирпичику" сотрудники музея (и многие другие которые им помогали), остатки еврейского наследия по всему миру-и за это им конечно большое спасибо!
Собственно говоря, я вовсе не собирался ставить пост про эти синагоги. По этому ограничился небольшим количеством снимков, только для себя, иначе бы постарался схватить интерьеры более объёмно, и конечно в другой перспективе. Обычно я всегда стараюсь рассказать о синагогах, которые мне удалось посетить-тут же что то (не совсем понятное для меня)- тормозило. Помогла разобраться
Elizaveta (у Лизы есть поразительная способность, в одном предложении сразу выразить суть дела-
Думаю, когда синагога выставлена в музее, она, считайте, исчезла Бинго-лучше и не скажешь, всё сразу стало на свои места. По этому, у меня есть предложение к музею Израиля- почему бы не вернуть свитки Торы, там где им и положено быть (арон а кодеш) и разрешить молится в этих синагогах. Думаю, собрать миньян из посетителей музея, не будет проблемой в любое время дня. Пусть и не во всех четырёх сразу-можно и по очереди. Поверьте, молитвы оживут эти стены, лучше всяких других технологических новшеств. И тогда в полной мере можно будет сказать, что "вернулась былая слава" להחזיר עטרה ליושנה