После довольно длительного перерыва, я всё таки продолжу свой рассказ об
музее еврейского наследия в «Эйхаль Шломо».
Да, этот музей мало кому известный и соответственно малопопулярный, и сразу чувствуется что его бюджет совсем не ай-ай-ай. Он довольно сумбурный, в том смысле что включает в себя экспонаты переданные еврейскими общинами со всего мира. Большинство имеет не так историческую, как этнографическую ценность - например предметы обихода, мебель, женские украшения и одежда различных общин.
Вроде довольно тривиальные вещи, но вдруг натыкаешься на нечто уникальное. Вот например греческая надпись первого века нашей эры найденная в Иерусалиме (около Офель). Характерна тем что в ней упоминается о строительстве синагоги именно на этом месте, вблизи Храмовой горы.
Впрочем уникальное, совсем не означает что должно быть древние. На меня, например, самое сильное впечатление оставила экспозиция посвящённая (в исторической перспективе) вроде совсем недавним трагическим событиям - Катастрофе европейского еврейства. Название этой выставки ובכל זאת אותיות פורחות я бы перевёл не буквально, а эмоционально. Рукописи не горят - именно так я думаю будет самое точное её определение. Длинный и узкий коридор, облицованный как бункерр металлическими плитами, на которых в полумраке сияют буквы еврейского алфавита, как символ того что дух нашего народа не сгорел даже в самом страшном пламени Холокоста.
Он ведёт в довольно большой, тёмный зал (требуется несколько минут пока зрение привыкает к полумраку). И потом нашему взору предстают стены полностью заполненные стеллажами - стеллажами с книгами. Десятки, сотни, тысячи книг - разных размеров и на разных языках, но они стоят не в стройном порядке, а наоборот перевёрнутые, или просто навалом в беспорядочном хаосе. Ибо в таком же ужасном хаосе оказались их прежние хозяева, евреи Вильнюса - во время Катастрофы 95 % из них погибли, а вот книги всё же остались, и с большими усилиями (после многолетних переговоров с Литвой были наконец то переданы государству Израиль).
Вместе с книгами удалось спасти и многочисленные свитки Торы и другие рукописи. В память об этом в зале висят матерчатые покрывала, в которых перевозили драгоценные свитки.
И вот ещё один очень уникальный экспонат - маленький "арон кодеш" который сделали внуки профессора Йосефа Игухина для хранения миниатюрного свитка Торы, с которым он выжил в концентрационном лагере Берген-Бельзене. У этого свитка в дальнейшем вообще
потрясающая история связанная с первым израильским космонавтомм.
Ну, раз уж заговорили о космосе, то по моему самое время перейти и в современный зал музея (есть и такой). В нём выставлены работы современных мастеров, скульпторов и художников на еврейскую тему.
Тут конечно меня заинтересовала близкая нам всем тема - отпусти народ мой. Ведь в конечном итоге все мы прошли через эту, ранее запертую, дверь..