По следам итальянских ковчегов - музей еврейского наследия «Эйхаль Шломо»

Nov 29, 2016 18:28


Итак, вдоволь налюбовавшись синагогой "Ренаним" с её великолепным ковчегом, для продолжения моих поисков мне нужно было всего лишь подняться на третий этаж, где находится музей еврейского наследия. Называют его по разному - музей еврейского искусства, музей иудаики, даже просто музей «Вольфсон» ( в честь сэра Айзека Вольфсона, на средства которого и было построено здание «Эйхаль Шломо») - но я выбрал именно "еврейское наследие" ибо считаю именно его наиболее точным определением духа и атмосферы этого музея.




И первым же экспонатом с которым я столкнулся в этом музее, оказался как раз итальянский ковчег!



Причём экскурсовод музея Ариэла, узнав что я интересуюсь именно этими ковчегами, любезно вызвалась показать мне и их небольшой секрет. Оказывается что с внутренней стороны дверок находятся десять библейских заповедей, скрытые почему то от постороннего глаза.









Тот же патент и в более скромном, небольшом арон а-кодеш (кто не знает может подумать что это просто обыкновенный шкафчик).





Впрочем, это древнее еврейское искусство процветало не только в Италии, но и по всей Европе - просто итальянским ковчегам (в отличии от других) повезло сохранится. И в доказательство вот эта чудесная дверка - единственное что сохранилось от роскошного ковчега Краковской синагоги.









Или великолепный ковчег из Галиции (который был перенесён в музей из синагоги в Меа Шеарим).







Ну а там где аронот акодеш, там конечно и свитки Торы, вот два примера - в ашкеназской, и в сефардской традиции.





Видное место в экспозиции занимает так же и внушительный Ханукальный подсвечник из Большой Варшавской синагоги (18 век). В человеческий рост, с довольно нехарактерным для еврейской тематики орлом (кстати, довольно неуклюжим) на вершине, он (в паре с ещё одним) чудом сохранился. Во время войны эти две ханукии были разобраны по частям и зарыты в землю, а потом проданы одной шведской баронессе, чтобы на вырученные деньги попытаться спасти некоторых из варшавских евреев. После войны баронесса, проявив определённое благородство, пожертвовала эти подсвечники Израилю.





Если уж заговорили про семисвечники, то вот ещё два очень символичных экспоната. Первый - кусок скалы взятый из знакомой уже нам гробницы Ясона, на котором видны изображения семисвечника/ меноры - первый век нашей эры!





И второй - работа скульптора Израиля Рабиновича "Разбитая Менора". Мастер соорудил символический семисвечник из осколков, найденных на месте разрушенной иорданцами синагоге в Еврейском квартале Старого города.





По идее автора эта работа символизирует продолжение еврейской истории и наследия, несмотря на все беды и испытания. Эта же тема конечно является кардинальной и для всего музея, и мы ещё вернёмся чтобы побродить по его залам, но уже в следующий раз ( продолжение следует)..

Эйхаль Шломо, Арон а-кодеш, Иерусалим, музей еврейского наследия

Previous post Next post
Up