Итак
продолжим знакомство с Мариинским подворьем.
Прямо у входа сразу же натыкаемся на внушительный сейф. Он хоть и английского производства, но находится здесь с самого начала - именно в нём хранилось самое важное для любого паломника: российский паспорт и обратные билеты, возможно что конечно и денежные накопления, но навряд ли они были слишком значительные.
А в комнате напротив располагались коридорницы и.. надзирательницы (понятно что в те времена это слово носило в себе не только уголовный смысл).
Не случайно архитектор М.И. Эппингер закончил Императорскую Академию Художеств с малой золотой медалью, которую он получил именно за дипломный "Проект гостиного двора". Мариинское женское подворье, прежде всего было спроектировано чтобы как раз выполнять функцию постоялого двора. Длинные коридоры, вдоль которых располагались жилые помещения (палатные комнаты для богомолок) наиболее точно подходили именно к этой цели.
Англичане убрали внутренние стены выходящие в коридоры и заменили их решётками, чтобы иметь возможность постоянно следить за заключёнными, но в остальном оригинальная планировка сохранилась.
Например вот одна из тюремных камер (бывшая комната женского общежития) куда наш экскурсовод нас специально завёл, ибо именно здесь была сделана вот эта известная фотография:
Русские православные паломницы в общих палатах Мариинского подворья в Иерусалиме. Фото монаха Тимона. 1907 г.
Наш гид особенно отметил то обстоятельство, что британцы довольно бережно относились к прежнему архитектурному стилю, и необходимые изменения старались делать так чтобы они по мере возможности нарушали его как можно меньше. Вот например один типичный пример - верхняя часть решётки дверного проёма оригинальная (так называемый металлический декоративный узор "восход солнца", довольно модный в конце 19 века - а продолжение добавлено англичанами. Уверен что тот кто не знает об этом заранее, вряд ли заметит особую разницу.
То же происходило и с хозяйственными помещениями - британцы не мудрствуя лукаво, почти всё оставили на своих местах- пекарня, мастерские, кухня, склады поменяли лишь своих обитателей, но не своё назначение. Конечно они были немного изменены и улучшены в основном за счёт нового оборудования, но по большому счёту остались в своём почти первоначальном виде.
Русская пекарня.
И другие мастерские, частично добавленные англичанами.
Внутренние же дворы служили для самых разнообразных целей: в них размещались хозяйственные постройки, открытые столовые, здесь же весели бельё на просушку и собирались на различные торжества, а по праздникам когда был особенно большой наплыв паломниц, ставили деревянные настила и под ними новые богомолки могли найти себе безопасный и дешёвый ночлег.
Русские православные паломницы стирают и сушат белье во дворе Мариинского подворья в Иерусалиме. Фото монаха Тимона. 1907 г.
Отверстия для крепления деревянных балок этих настилов, до сих пор виднеются на стенах.
На материалах не экономили, даже временные навесы иногда покрывали знаменитой марсельской черепицей.
Вот довольно редкая фотография которую мне удалось обнаружить - так выглядела кухня раньше.
А вот так во времена англичан.
Так как главная тема этой экскурсии касалась именно русского периода Миграш а Русим, то я естественно в этом посте сосредоточился только на нём. Зато в заключительной части наш гид провёл обзорную прогулку и по другим частям Русского подворья, и произнёс целую речь и о других аспектах этого места, и главное о том как и почему Иерусалим упустил такую уникальную возможность, превратить его в настоящую историческую и туристскую жемчужину. Тем кто хочет более подробно узнать про эти причины, придётся немного потерпеть до следующего моего поста (на этот раз тоже уже заключительного) - продолжение следует..
Старые фотографии взяты
из коллекции ИППО *