Почему современные сериалы рассказывают о негодяях?

Nov 05, 2013 00:22


Даже если ты не особый фанат сериалов, сегодня трудно оставаться в стороне от шумихи, которая возникает вокруг них. Появляются все новые и новые истории, собирающие огромные зрительские аудитории и фан-базы. Назовем только самые популярные из них.

«Игра престолов». Оценка критиков - 90% из 100. Оценка зрителей - 9,1 из 10.

«Правосудие Декстера». Оценка критиков - 85% из 100. Оценка зрителей - 8,6 из 10.

«Во все тяжкие». Оценка критиков - 99% из 100. Оценка зрителей - 8,9 из 10.

Всех их объединяет не только колоссальный успех и культовый статус, но также то, что герои в них - это, по сути, антигерои, то есть откровенные негодяи и преступники, которым, тем не менее, нас заставляют сопереживать.

Посмотрите сами. «Декстер» рассказывает историю серийного убийцы, для которого убийство - настоящий творческий акт. От трупов он избавляется, распиливая их на части.


В «Игре престолов» вообще нет положительных персонажей, зато полно мяса, всевозможных перверсий и сюжетных выкрутасов. Создатель истории Дж. Мартин решил, что добавление в фэнтези неплохой порции жести - самый верный путь для развития жанра.

«Во все тяжкие», который признается чуть ли не лучшим сериалом в истории, повествует о двух героях, занимающихся производством наркотиков. Ничего удивительного, создатели просто решили сделать следующий шаг: у нас уже были великие герои-наркоманы (Шерлок Холмс, к примеру), пусть в искусстве появятся также великие производители наркотиков. Причем главный герой сериала настолько зловещ, что сам Дж. Мартин, автор «Игры престолов», пообещал создать в своем мире злодея, способного конкурировать с ним.

Но естественно, сегодня мы не можем просто так симпатизировать плохишам. Мы должны знать, что хоть они и занимаются плохим делом, но в глубине души они не такие уж и скверные. Декстер, к примеру, убивает только преступников и других «плохих парней». В «Игре престолов» сам мир своеобразного средневековья заставляет героев плести интриги и совершать неоднозначные поступки. Ну а героя «Во все тяжкие» заняться наркотиками заставляет рак легких и трудное финансовое положение семьи.*


* Вообще интересно замечать как в западном искусстве обреченность героя (например, смертельная болезнь) всегда заставляет его становиться только хуже (см. «Достучаться до небес», «Боже, благослови Америку», «Во все тяжкие»), а не лучше. При этом сами герои уверены, что путь «во все тяжкие» означает некое пробуждение.

Но эти сериалы объединяет и еще одна особенность - все они мне откровенно не понравились. В первую очередь своей эксплуататорской сущностью. Будто бы без провокаций сегодня вообще нельзя никак выделиться и завоевать популярность. Однако это не значит, что я сам не подвержен этим провокациям. К примеру, мне очень нравится сериал «Грабь награбленное». Он менее популярен, но все же идет в русле названной тенденции - его герои - самые настоящие социальные злодеи - воры, мошенники, наемники, хакеры и т.п. И у них тоже есть свое оправдание - они грабят только «плохих парней», которые смогли избежать законного правосудия. Т.е. они своеобразные современные Робин Гуды. Но этот сериал настолько далек от всякой жести с расчлененкой и сексом, что рассматривать его в одном ряду с «Игрой престолов» и т.п. было бы очень странно.

Названная тенденция касается, конечно, не только сериалов. Недавно я рассказывал о разрушении табу в кинематографе. Но можно вспомнить и другую ипостась современной культуры - компьютерные игры. «The Darkness», к примеру повествует о мафиози, которого поддерживают мистические темные силы, в игре «Hitman», как и следует из названия, игрок должен совершать заказные убийства, в «Postal», «Manhunt» и «GTA» можно просто ходить по городу и убивать прохожих. А уж сколько известных ролевых игр, где игрок может сам выбрать - оставаться на «светлой» стороне, или стать «злодеем».

Все эти тенденции вполне объяснимы желанием создателей привлечь внимание к своему продукту, выпустив что-то необычное, что разрушает сложившиеся каноны. Все усугубляется «смягчением» моральных требований в сегодняшнем обществе, а также привлекательностью для людей запретного плода. Возможно сегодня мы должны преодолеть еще один стереотип - о том, что искусство учит людей только разумному, доброму и вечному, и признать, что искусство сегодня может быть всяким - в том числе злым, вредным и провокационным. От этого еще более смешным становится популярный призыв к современной молодежи «читать книги». Ага, пойду почитаю «Голый завтрак» или «Американского психопата».

Этот процесс преодоления сложившихся канонов происходил всегда. Поэтому нет оснований считать, что сегодня достигнута низшая точка. И тем интересней пытаться заглянуть в будущее и представить как будет выглядеть провокационное искусство, к примеру, 2040 года.

прогресс, сериалы, искусство

Previous post Next post
Up