Вряд ли кто-нибудь скажет, что второе десятилетие XXI века скупо на мощные фильмы. «Облачный атлас» - один из самых дорогих независимых фильмов, к тому же ему аплодировали 10 минут, да еще и стоя. Еще круче «Джанго освобожденный», который в рейтингах IMDb «сделал» даже легендарного «Гражданина Кейна», а «1+1» вообще на «Кинопоиске» под номером 4 в списке лучших фильмов. Действительно ли названные картины - шедевры, способные тягаться с титанами более отдаленного прошлого?
Облачный атлас
Независимое кино обычно демонстрирует нетрадиционный подход и хорошо именно этим, способствуя развитию всей киноиндустрии. В новом же независимом фильме Вачовски мы видим вполне каноническую, высокобюджетную, эпичную посредственность. Впору задуматься: как обычным плотникам из Чикаго, любителям комиксов и впоследствии средненьким режиссерам пришла в голову революционная идея «Матрицы»? Как будто они купили ее у дьявола в обмен на свои души (ну или, возможно, на пол одного из братьев). Хотя основные идеи, пронизывающие фильмы братьев, достаточно ясны - свобода, равенство, etc. Причем борьбе за свободу в фильмах Вачовски настолько чужды ирония, юмор и скромность, как будто братья в каждом новом фильме открывают нам новую «Матрицу», хотя в действительности сделали это только однажды.
Герои фильма соревнуются друг с другом в том, кто же скажет самое пафосное клише. В итоге победу одерживает диалог рабовладельца и аболициониста:
«- В основе всего лежит заведенный порядок, и те, кто пытается его нарушить, крайне плохо кончают. У этого вашего движения нет будущего. Присоединитесь к нему, и вся ваша семья подвергнется остракизму... И ради чего? Ради чего? Как бы вы не старались, это лишь капля в бездонном океане.
- Но что есть океан, если не множество капель?»
Кроме клинической серьезности и использования трафаретов фильм портит сам предсказуемый и неинтересный набор ситуаций, иллюстрирующих нам борьбу за идеалы свободы и равенства. Конечно, надо взять тему унижения чернокожих рабов в прошлом, ну и притеснение гомосексуалистов, куда же без них. Ну а если говорить про будущее, то естественно безжалостные люди будут с улыбками перемалывать клонов в кашу, питающую новую партию клонов - существ второго сорта. Если бы я был инопланетянином, меня может бы и заинтересовали данные случаи.
Ну и финальный косяк. Режиссеры посчитали что облачать одних и тех же актеров в шкуры разных героев - это оригинальная идея, которая лучше отразит замысел фильма. В реальности же это только увеличило градус убожества. Потому что если сплющить глазницы Джима Стерджесса, то он превратится в страшную куклу, а не в азиата. А увидев Хьюго Уивинга в образе женщины я сначала не понял - дело в хреновом гриме или его герой не определился со своей половой принадлежностью (мало ли чего ожидать от фильма, режиссеры которого транссексуал, брат транссексуала и создатель фильма
вот с такой обложкой)
Джанго освобожденный
Когда тебя тянет в сон от предыдущего фильма режиссера - вряд ли стоит ожидать чего-то большего от последующего.
Наемные убийцы, неоправданная жестокость, кровища - все это мы уже видели у Тарантино. Но Джанго несет и кое-что новое для его фильмографии: нереалистичность, смехотворность, надуманность, приступы клинической доверчивости у персонажей, предсказуемость и клишированность, которая выдается здесь за пародийность и аллюзивность. Я не сомневался, что в фильме будут всех убивать, но то, что мертвыми окажутся и диалоги, которыми когда-то так славился Тарантино, для меня было неожиданностью.
1+1
В этом фильме все происходит именно так, как мы этого ожидаем. То есть скучный серьезный европеец, разучившийся радоваться простым вещам встречает веселого, естественного и ничего не знающего о хороших манерах и роскошной жизни чернокожего парня. И, о неожиданность, они сходятся и становятся лучшими друзьями, постепенно проникаясь миром друг друга. Стоит отдать должное, здесь можно вычитать и глубинный смысл, мол, старушка Европа уже парализована (после аварии тело героя-европейца оказалось почти полностью парализованным), но другие народы способны вернуть им природную жизнерадостность.
Конечно же, не обходится без шпильки в адрес козла отпущения нашей эпохи - современного искусства. Чернокожий парень заявляет: «Че? Это искусство? Этот парень просто пустил кровь из носа на холст». Ха-ха, негр не понимает современное абстрактное искусство, как смешно. Ему не хватало только добавить, что у них картина вверх ногами висит, честное слово. Ну и конечно, у европейца все отношения с людьми тоже абстрактные, поэтому негру надо устроить ему личную встречу с женщиной, с которой у него были чисто эпистолярные отношения.
Знаю я еще один современный фильм, поднимающий тему абстрактности современной западной жизни - артхаусный «Космополис» (2012) Д. Кроненберга. Только вряд ли можно назвать его «киношедевром». Скорее это общепризнанное дно карьеры режиссера. Но уж лучше посмотреть сумасбродные новаторства Кроненберга, чем еще одну вариацию фильма «Няньки» и кинорекомендацию по активному отдыху.
Это не единственные не понравившиеся мне фильмы из известных, которые я смотрел в последнее время. Но все три фильма странным образом поднимают тему... чернокожих в нашем обществе. Актуальная она что ли? В этих фильмах негры притесняются, страдают, а в двух из них злобные белые бессмысленно пытают негров и с дьявольской улыбкой смотрят на страдания «шоколадных зайцев». И во всех них в итоге мы видим душещипательные сцены дружбы и взаимовыручки между черным и белым под непонимающие взгляды тупого большинства. В результате, вполне логично, фильм получается серым.
Создатели явно считали, что «веселый черный напарник» в нагрузку к чудо-полицейскому появлялся в американских экшенах просто так. Короче, все это неоригинальное осквернение могил на кладбище старых тем. Кому это могло понравиться? Вот «Мандерлей» Триера - это я понимаю новое прочтение темы негров, рабства и всего такого.
Конечно же, эти фильмы не полный шлак как например, «Сумерки», не знаю. Были в этих фильмах и неплохие запомнившиеся моменты. В «Облачном атласе» выделялся забавный случай с убийством литературного критика, в «Джанго» - рукопожатие, как спусковой крючок эпичного месива, ну а «1+1» просто местами смешная непошлая комедия. Хотя ничего особого в ней нет.
Короче, три звезды из пяти будет в самый раз этим «шедеврам»