Обаяние таймпанка

Jul 07, 2011 04:02



Человеческая фантазия может переплавить любую реальность как ей захочется. Самые находчивые фантазеры привыкли выносить сор из избы: они пишут фантастику, фэнтэзи, sci-fi. Часто это бывает из желания скрыться от серой или черной действительности и войти в реальность красочную, такую, как тебе нравится, где все, как ты хочешь. Ты бы сам хотел там жить, а может быть там и живешь. Одним словом, разговор идет о таймпанке, о субжанрах спекулятивной фантастики на основе внешнего обличия, униформы, определенных технологий. Какая энергия тебе больше нравится? Паровая, атомная, ты помешан на электрических резисторах? Ты за био- или нано-технологии? Может быть, за компьютерные? У современного человека есть все возможности выразить или удовлетворить свой странный фетишизм. Вы, наверное, и не знали, что существует столько «панков».

Содержание:
1) Киберпанк

2) Ретрофутуризм (производные стимпанка)
- Стоунпанк
- Бронзпанк
- Сандалпанк
- Кэндлпанк
- Клокпанк
- Стимпанк
- Теслапанк
- Декопанк
- Дизельпанк и транзисторпанк
- Спэйспанк
3) Футуризм (пост-киберпанк)
- Биопанк
- Нанопанк
4) Другие поджанры таймпанка
- Эльфпанк
- Мифпанк
- Наупанк
- Сплэттерпанк
- Ститчпанк
- Мэннерпанк
- Гринпанк



Киберпанк

Это основа и начало всей гонки футуризмов и ретрофутуризмов. Этот жанр породил целый список произведений, в которых фигурирует недалекое будущее, а место государств заняли корпорации, это приводит к развитию компьютерных и других технологий
(улицы освещаются одной лишь рекламой, машины летают, пистолеты стреляют плазмой и еще черт знает чем, киборги болтают с людьми), а также к невообразимой социальной поляризации, пауперизации, болезням, жизни в трущобах. Кто-то емко выразил суть киберпанка формулой «high tech and low life». Из такой привлекательной смеси родились такие выдающиеся штуки как «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта и видеоигра «Синдикат».

Самое интересное, что авторы пытались изобразить будущее, а изобразили настоящее. По крайней мере, наше российское настоящее. Многим денег на еду не хватает и при этом они считают обязательным, чтобы дома стоял компьютер (проблема искусственных потребностей). Как говорил Задорнов, даже у бомжей из кармана куртки свисают наушники от эмпэтришника.

Но в один момент киберпанк с его пессимистичным настроем уступил место целому отряду оптимистичной и саркастичной фантастики. Здесь будущее (и прошлое) выглядит не таким пугающим. От киберпанка заимствован акцент на технологиях и их социальных последствиях, а также нуаровское видение мира, но была отвержена «панк»-составляющая (в переводе с англ. - «лохмотья»), тем не менее это не мешает всем этим направлениям также именоваться «панками». Киберпанк, сам того не планируя, запустил механизм фантазии, который пошел в разнос, расплескиваясь на тысячи брызг.

Ретрофутуризм

Сначала скажем о «ретрофутуризме» (производных стимпанка), т.е. об эстетике технологий прошлого. Авторы здесь пытаются показать, что бы было, если бы человечество пошло по альтернативному пути, развив до совершенства ту или иную технологию. Фантасты не оставили ни одной технологии в стороне. Начали с самого начала.

Стоунпанк (3000000-3400 гг. до н.э.)

Бронзпанк (3400-1200 гг. до н.э.)

Сандалпанк (1200 г. до н.э. - 500 г. н.э.)

Все эти направления киберпанка основаны на спекуляциях на тему технологий каменного, бронзового и железного веков. Кэндлпанк (500-1400 гг.) охватывает следующий период - средневековье, в котором обычная для того времени обстановка соседствует с футуристичными технологиями.

Мир клокпанка (1400-1700 гг.) держится на пружинах и часовых механизмах. Это ответвление берет вдохновение в проектах Леонардо и, как правило, происходит во время Возрождения и в эпоху барокко. Действующие лица: «придворные инженеры, куртизанки, гвардейцы».


Но наиболее известное и успешное ответвление таймпанка - это стимпанк. Его период - это 1820-1910 гг., индустриальная эра. Технологическая основа этого периода и самая прогрессивная сила на тот момент - это паровая машина. Все это было бы историческим романом, если бы не абсолютно выдуманный мир, в котором эти технологии доведены до совершенства и распространены повсеместно (присутствуют такие достижения как старинные автомобили, локомотивы, телефоны, дирижабли, роботы). То есть, с историей этот поджанр связан только викторианской эстетикой: модой, архитектурой, музыкой, ну, и, конечно, технологиями. «Панковский» элемент достигается за счет характерного для раннего капитализма социального расслоения, а также акцента «на "низкой человеческой природе", движимой низкими страстями - похотью, гневом, тщеславием, алчностью и завистью». Популяризировал концепцию стимпанка роман Б. Стерлинга и У. Гибсона «Машина различий». Характерные фильмы - «Вокруг света за 80 дней», «Ван Хельсинг»(стимпанк с готикой). В играх можно вспомнить «Disciples II: Dark Prophecy», а именно - технологии гномов.

Выделяют также теслапанк, заимствующий нарративы и визуальный стиль научных открытий XVIII, XIX и XX вв., связанных с электичеством. Здесь всюду анахронические электротехнологии, брызги искр и жужжащие молний под контролем человека; мир, где электричество заменило все другие источники энергии, а само никогда не заменится такими энергиями как дизельная или атомная. Все это формирует фон фантастических приключений и трансреальных происшествий.

Следующий по времени - это декопанк. Его период - 1920-1950 гг. Базируется на стилях «ар-деко» и его американском ответвлении «Streamline Moderne». Эстетику декопанка отражает, к примеру, фильм 1927 г. «Метрополис».

Часто это направление смешивают с дизельпанком. У него тот же период с примесью футуристичных бензоосновных технологий. Пример этого направления - фильм «Небесный капитан и мир будущего».

За ним следует атомпанк (1945-1990 гг.), отражающий техноэстетику предцифрового мира. Здесь и атомные бомбы, и сверхдержавы, и коммунистическая угроза с холодной войной, представленные в гламуризированном и продвинутом виде. Пример: игры Fallout. Транзисторпанк имеет ту же технологическую основу, но с использованием спекуляций на тему контркультуры 60-х, психоделиков и конопли, получивших дальнейшее развитие и государственное признание.

Спэйспанк начинается следом. Здесь первые космические проекты, одержимость космосом, ракеты, спутники. Это потом всё опять опустится на землю - в электронный киберпанк-универсум. А пока стоит остановить прекрасный момент и насладиться им, довести до ума (или абсурда), чтобы запустить человечество в космос. Эдакое свободное ностальгирование.

Все, прошлое оставим в покое. Под влиянием киберпанка оказалось также будущее (что более логично), дополненное более оптимистичным видением. Теперь футуризм или, как его называют, пост-киберпанк.

Футуризм

Биопанк возник в 1990-х гг. и описывал мир, захваченный последствиями биотехнологической революции, вызванной открытием рестриктаз и лигаз - ферментов, позволяющих проводить генно-инженерные манипуляции с ДНК. Картинка будущего сразу изменилась. Стала видеться в свете биотехологий. Это, пожалуй, более страшно, чем либеральная нищета киберпанка. Это тоталитаризм правительств либо вседозволенность мегакорпораций, использующих биологическое оружие и генную инженерию для контроля над населением. Люди биологически модифицированы, генетически изменены и хромосомно подавлены. Хуже и не придумаешь. В качестве примеров вспоминается первый фильм-биопанк «Экзистенция» Кроненберга, игра «Bioshock», сборник рассказов Ди Филиппо «Рибофанк».

Нанопанк. Все аналогично, только в центре внимания нанотехнологии. Правительству нашему я бы порекомендовал хорошенько популяризировать этот жанр, пока Роснано не потонуло в море шуток и сарказма, либо наоборот - не превратилось в продвинутое
нано-ведомство размером в бактерию. Здесь биотехнологии используются ограничено, в то время как в биопанке почему-то и био-, и нанотехнологии могут сосуществовать и быть одинаково распространенными. Нанопанк, следовательно, не такой толерантный как кажется.

Вот и весь футуризм. Но не все «панки». В современности все возникают и возникают различные фантастические миры, образуя серии и поджанры.

Другие поджанры таймпанка

Например, выделяют «эльфпанк». От «эльф» - эльфы и подобные фольклорные и фэнтэзийные существа, а от «панка» - современная урбаническая эстетика.

Мифпанк. Берутся фольклорные и мифические штампы и совмещаются с постмодернистскими фантастическими особенностями.

Наупанк. Продолжил засорение языка Брюс Стерлинг, описывая свою книжку о спекуляциях в отношении современности (contemporary fiction).

Совсем боком здесь «сплэттерпанк», т.е. современные мясные, кровавые хорроры в противоположность дедушкам страшилок (Лавкрафт и т.п.). От «панка» здесь герой, обычно маньяк или хотя бы маргинал, бегающий по городским лабиринтам в поисках жертвы. Среди представителей можно назвать Б.И. Эллиса, П. Брайт. А если считать бодихоррор разновидностью сплэттера, то и Кроненберга.

Ститчпанк. Наверное, самое экстравагантное направление. И самое редкое. Окружающий мир здесь представляет собой постапокалиптическую действительность, населенную отнюдь не людьми и даже не мутантами, а куклами и плюшевыми игрушками. Обязательные составляющие - мрачная атмосфера и полное отсутствие человечества. Этот поджанр появился только в 2005 г. в связи с выходом мультфильма Шейна Экера «9».

Ну и совсем неизвестные массовому человеку мэннерпанк (комедия нравов с фантастическими элементами) и гринпанк (чистые технологии будущего: воплощенная мечта зеленого).

Вывод

Что же объединяет весь этот разношерстный список? Может быть это просто поджанры бездонной фантастики?

Не думаю. Во-первых, здесь общее «панк», и не всегда это случайно. Современная эстетика города, грязного и пугающего (и приятная для панков) здесь присутствует практически везде. Я бы не сказал, что это просто адекватное изображение нашего будущего. Здесь больше не от фантастики, а от той же ностальгии, какую мы могли видеть в стим- или атомпанке. Это ностальгия по миру современности, уходящему миру города, крупного капитализма и больших идеологий. Постсовременность не имеет такой привлекательности и не навевает родственных чувств. Поэтому именно привязанность к конкретным (однотипным) проявлениям современности - основа всех этих «панков». Но не просто привязанность, а привязанность ко внешнему, а не внутреннему, к форме, а не содержанию. Прельщает технология и мода, а не свойства характера. Здесь материя определяет дух, а не наоборот. Это своеобразный марксизм, только детерминанта - не экономика, а наука (то, что не учел Маркс, но учел Сен-Симон). Именно поэтому я склонен приравнивать эти «панки» к некой разновидности фетишизма. К ней же, возможно, стоит отнести такие феномены как эксплуатационное кино; тоже, кстати, интересная тема.

Объявляю конкурс на новый «панк» ))

эстетика, прогресс, Особый взгляд на мир, кино, забавное, литература

Previous post Next post
Up