Leave a comment

viktor_ch January 23 2011, 04:55:54 UTC
Даже смирившихся со смертью успокаивает лишь то, что о них будут помнить после их смерти. В этом шопенгауэрское «стремление к жизни» (да, в принципе, и ницшеанское «стремление к власти»). Причем здесь жизнь понимается объективно, как существование в истории и умах людей. Все остальное не имеет смысла.

- То есть, тебя, значит, идея альтруизма захватила?
- Ну, с альтруизмом-то не всё так просто. Сказал бы даже, что в чистом и абсолютном виде альтруизм противоестественен, он против законов природы.
- Во как!.. Интересная тема.
- Всё живое - в растительном ли, в животном ли мире - должно быть подчинено одному закону - сохранение вида. Для этого каждый цветочек, или животина какая, должны стремиться к самовыживанию. А здесь может быть только эгоизм, альтруизм противопоказан. Животный эгоизм - совершенно нормальное, здоровое свойство. Коллективные какие-либо действия в хорошо организованных сообществах - у пчёл, например, или у муравьёв - это лишь чёткое разделение функций, которое опять же той же цели служит - сохранению вида. А вот у людей, с появлением у них разума, всё изменилось. Человеческий эгоизм - это уже совсем другое, он не инстинктом на выживание определяется, а тщеславием, честолюбием, ленью, стремлением подчинить себе своих соплеменников, заставить их на себя и на свои прихоти работать. Инстинкт на сохранение вида исчез почти полностью. Но, с другой стороны, именно у человека появилось такое свойство, такая черта, как альтруизм. Хотя, по большому-то счёту, человеческий альтруизм - это лишь оборотная сторона эгоизма. «Наши добродетели - это чаще всего искусно переряженные пороки», Франсуа де Ларошфуко. Вот послушай ещё:
- * -
В поступках и стремлениях людских
не всегда легко бывает
выделить и обозначить один
какой-нибудь мотив.
Всё сложней гораздо...
- * -
Бывает так, что в действиях
и в устремленьях к их совершенью,
мотивов много, и даже может так,
что действие какое
свершается под влиянием мотивов,
в значении своём почти противоположных.
- * -
Вот, например, об альтруизме скажем.
Понимается под этим стремленье делать
для других добро, не требуя и не ожидая
ничего взамен, всё безвозмездно.
- * -
Но на самом деле альтруист
от сделанного им добра
получает очень даже много -
уважение к себе от самого себя.
(При мнимой нами очевидности
наличия у всех такого чувства,
на самом деле уважение к себе
распространено не очень широко.
Показатель истинного уважения к себе -
есть уважение к другим.
Уж так ли поголовно это есть у нас?..)
- * -
Та философия,
к которой альтруист приходит
в процессе своего пути,
все смыслы так ему определяет,
что радость получает
он, давая что-нибудь другим.
Так что и выходит -
не совсем уж безвозмезден
благой поступок альтруиста.
- * -
При этом никакого приниженья
в такой оценке альтруизму нет.
Так даже и наоборот совсем:
есть пониманье логики поступка,
а за ней, за этой логикой -
признание трудов душевных человека,
их результатов в познавании,
в саморазвитьи сущности своей.
- * -
Продолжим эту тему
немного в плоскости другой.
Так и все творцы, что-либо создавая -
картину, музыку, стихотворенье, повесть,
шедевр архитектурный -
это всё ведь тоже для людей творят.
Значит, в творчестве своём творцы несут
идею альтруизма?
- * -
Да, и это тоже есть.
Но есть ещё и то,
что свои творенья создавая,
творят они себе бессмертие -
возможность результатом творческим своим
остаться в памяти народной.
Утешенье это и замена
горечи ухода из жизни этой
на осознание того, что после себя
оставил что-то, что будет
о тебе другим напоминать,
нужным будет для людей.
- * -
Хороший это стимул не только для творцов,
но и вообще - для жизни общества,
существованья и развития его.
- * -

Reply

dan_gross January 23 2011, 11:26:32 UTC
Да, этот фрагмент из вашей книги я читал.
Удивительно мысли совпадают. Я только недавно хотел сделать пост о сохранении вида.

Reply

viktor_ch January 23 2011, 11:44:55 UTC
Мысли и должны совпадать - если они верные.

Reply


Leave a comment

Up