Согласитесь, странно не любить страну, в которой родился. Я не очень много путешествовал по миру, но достаточно, чтобы составить себе общее представление о жизни в других странах, и нигде кроме России я не встречал людей, которые бы искренне ругали своё государство. Такое бывает только в России.
Но и тут есть нюанс - в подавляющем большинстве случаев русский будет сам ругать свою страну, на чем свет стоит, но не позволит иностранцу с ним согласиться. Другое дело наши правители, те позволяют всё что угодно.
Почему же русские так относятся к своей стране? Почему мы не можем избавиться от пресловутой ложки дёгтя в своем отношении к родине? Не такая уж это тайна. Исподволь, не всегда осознанно мы четко разграничиваем понятия родины и государства. Мы любим Родину и ненавидим государство. Мы всегда строго разграничиваем наш этнос на «Мы» и «они». Кто эти «они», не всегда понятно, да это и неважно - это могут быть аристократы, коммунисты или буржуи, но они всегда есть, всегда есть слой, олицетворяющий собой государство. Самое интересное при этом то, что эти самые «они», включая самых отъявленных государственных чиновников, относятся к стране точно так же - для них точно так же существуют некие «они», вечно мешающие жить.
В каждом русском человеке постоянно живет внутренний протест, против обстоятельств, заставляющих его делать не то, что нужно. Именно поэтому у нас плохие дороги, дураки во власти, пьянство и коррупция - от нежелания подчиняться порядку, который мы заведомо считаем несправедливым и чуждым нам по духу. Я не открою Америки, если скажу, что главная черта российской жизни это война между государством и народом. При этом, как «государство», так и «народ» - понятия абстрактные. И то, и другое - мы сами. Мы воюем сами с собой, не видя линии фронта, а назначая её произвольно, там, где каждому из нас хочется.
Мы встречаем в штыки любую конструктивную инициативу властей. За последние сто лет мы разрушили две мощнейших своих империи и сейчас готовы разрушить третью, тем более что она самая слабая из трех.
Мне не нравится американский подход к человеку, как среднестатистической единице, но при разговоре о тех или иных народностях, нельзя обойтись без усредненного подхода. В среднем русский народ очень талантлив. Хоть и дураков хватает, но у нас много талантливых художников, писателей, музыкантов и ученых. Это мы первыми вышли в космос, изобрели паровой двигатель, радио и телевидение. Не наша вина в том, что государство не может защитить приоритеты, да это для нас и не главное. Нам не важен престиж, нам важна цель. Когда цели нет, мы угрюмые пьяницы и лентяи, когда она есть, мы можем работать с полной отдачей, долго и почти без отдыха, причем делать мы это будем легко и весело.
Но такие вот периоды всеобщего подъема бывают редко. Чаще всего, наш среднестатистический Левша вынужден ходить по инстанциям и доказывать равнодушным ко всему чиновникам, что «в Англии ружья кирпичом не чистят» и, в конце концов, заканчивать свою жизнь под забором.
Я не знаю ни одной реальной версии возникновения того или иного народа, но каждый народ стремится возвеличить себя и собственное происхождение, создавая и рекламируя легенды о своём великом прошлом. И только в России возможно многовековое существование и официальное одобрение легенды, не возвеличивающей, а принижающей достоинство народа! Я имею в виду легенду о норманнском пришествии на Русь, о татаро-монгольском иге и т.п.
Легенда об иностранце Рюрике возникла во времена Ивана Грозного, может чуть раньше, при его отце, в крайнем случае, при деде. Но сделал этот миф официальной исторической версией именно Иван Четвертый. Его интерес понятен, ему нужно было обозначить себя европейским владыкой, цезарем. Кроме бабки Софьи из Византии ему нужно было иметь корни в западной Европе. Окончательно созрела и утвердилась эта версия нашей истории при женских правлениях восемнадцатого века, трудами немецких историков, специально приглашенных в Россию: Шлецера, Миллера, Тунмана, Стриттера и т.д. Примитивная логика, вроде бы, говорит, что Романовы с середины восемнадцатого века и до смерти Николая второго фактически были немцами по крови и их национальные интересы подсказывали им эту гипотезу, как наилучшую, но это не совсем так. Добросовестные и честные русские ученые от Ломоносова и Татищева до Иловайского и др. уже ко второй половине девятнадцатого века, в правление последнего Романова, доказали обществу несостоятельность норманнской версии. Романовы ничего не могли с этим поделать.
Интересно, что сама Екатерина Вторая придерживалась иного мнения. Но ведь не смогла потеснить,этой версии истории хоть и царица Великая.
И последний царь в эту глупость не верил. Но вдруг этот исторический бред возродили большевики. Самое интересное, что нынешние «демократы» тоже его придерживаются. Почему такое? Причины различны. Большевикам деваться было некуда - их взгляды на исторический процесс были строго лимитированы историческим материализмом, теорией «всесильной, потому что верной». А верной она казалась, потому что сводила все сложности мира к четырем действиям арифметики. Эта теория, начиная с энгельсовой статьи о происхождении семьи, частной собственности и государства, упрощала всё до самой крайней степени. Большевикам нужно было укладываться в примитивную схему марксизма, и норманнская версия пришлась, как нельзя кстати. А нынешние ребята решили, что единственной национальной идеей нашего народа может быть идея православия. А церкви до невозможности выгодно показать, что это именно она, просияв на Руси в десятом веке, сняла нас с деревьев, научила читать-писать и ну и вообще, жить по-человечески.
Большевики в своё время всячески ругали церковь. Церковь сейчас материт большевиков. Но слишком многое роднит их, особенно способы достижения целей. Странно, но факт.
А что же народ? А народу и те, и другие примерно до одного и того же места. Старшина Васков его определял так: «В общем, вам по пояс будет». Вот от этого взаимоотношения народа с властью у нас и происходят всякого рода разрухи и кризисы, и прекратиться они могут только тогда, когда власть начнет говорить людям правду, не оглядываясь на идеологическую целесообразность. Только тогда может быть закончится война между государством и народом?
А такие периоды, когда правда вдруг всплывала на поверхность, пусть короткие по времени, но бывали в нашей обозримой истории. Давайте попробуем для начала пройтись по ней ретроспективно.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…
Другие книги смотрите на сайтах:
http://www.litres.ru/dan-borisov/ http://svoy.ru/book/author/13224/ http://www.imobilco.ru/books/authors/-/80710/ http://www.danborisov.com