ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ОБЪЕВРОПЕ, окончание

Mar 01, 2013 12:28

Прошло уже два месяца с тех пор, как я вернулся в Россию. И сейчас мне не то чтобы смешно, но трудно представить себе тот ужас, что я испытал на наших дорогах в первый день своего возвращения на родину.

После белорусской границы дорога стала даже несколько шире, но пропала разделительная полоса и в условиях снегопада перестали быть видимыми обочины. Такое ощущение появилось, что едешь по широкому полю, а не по дороге. Это бы полбеды, если б при обгонах не приходилось выезжать практически на встречную полосу. Пару раз стало по-настоящему страшно.

Говорят, что к хорошему привыкаешь быстро - отвыкать тяжело, так же получилось и в этот раз. Я резко снизил скорость движения, но даже при этом продолжал чувствовать себя весьма неуютно. Но самый серьёзный перл я выкинул в Смоленске, куда мы заехали поискать более-менее нормальной еды. Мой навигатор на пустой дороге при выезде из города предложил мне перестроиться в левый ряд и приготовиться к повороту налево, что я бодро выполнил. Но вдруг из-за поворота, довольно близко от меня, показались фары встречных машин - оказалось, что я перестроился на встречку!!! Но по европейской привычке здесь не должно было быть встречной полосы! Встречные машины заметались, загудели и засигналили фарами. Аварии я конечно избежал, но дальше поехал еще медленнее, совершенно не понимая дороги.

Сейчас я, разумеется, опять привык к этому безобразию, но всё-таки хочу высказаться о том, что увидел мой свежий глаз на наших дорогах после Европы. Авось прочитает это какой-нибудь чиновник, от которого что-то зависит в организации автомобильного движения по России.


На наших дорогах гибнут за год десятки тысяч людей. Мы привыкли и не обращаем на это внимания, но это же уму не постижимо. Потери на дорогах за один год в разы превосходят потери во всей десятилетней Афганской войне! Вопрос, почему?

Нам говорят, что во всём виноваты водители - пьют за рулём и превышают скорость. Это откровенное и наглое враньё. То есть, эти факторы тоже имеют место быть, но они далеко не главные. Если рассматривать проблемы по степени важности, то они разместятся в таком порядке:

1. Безобразное качество дорог.

2. Отвратительная организация движения.

3. Выдача водительских прав людям, совершенно к этому не готовым, каковыми они часто остаются до самой своей смерти (часто в аварии).

4. И вот только на четвертое место я бы поставил официальную версию - пьянство и превышение скорости. Это, скорей всего и не причина даже, а следствие предыдущих трех пунктов. Главное дело в том, что при подготовке водителей до кандидатов даже не доводятся элементарные правила культуры, приличия поведения за рулём. Масса людей у нас на вопрос: «Ты что? права купил?», совершенно спокойно отвечают: «Нет - на день рожденья подарили». Но даже в автошколах сейчас добросовестные граждане не черпают сведений о культуре, потому что сами учителя в этом не сильны.

В прежние времена водители шутили: «Нарушать правила можно, но только по правилам». Извините меня, но это и есть основа культуры вождения. Сейчас этого нет. Разница в манере поведения людей на дорогах у нас, в сравнении с Европой, чувствуется сразу и не в нашу пользу. Это связано и с общей культурой, но это тема отдельного поста. У меня есть некоторые соображения на этот счет - об этом как-нибудь в другой раз.

Давайте рассмотрим основные моменты по пунктам.

1. Качество дорог

О качестве асфальтовых покрытий даже говорить не хочется - наши ямы и колдобины на языке навязли. Хочу сказать больше о другом - об ограничении видимости. На европейских дорогах почти повсеместно видимый участок дороги составляет не меньше километра, а то и два, и три. А у нас? В большинстве случаев 200-300 метров, а то и меньше. Почему? Ну ладно, многочисленные повороты, хотя и их, кстати, легко можно было бы спрямить, главное, что не поддаётся разумному объяснению это перепады высот. Неужели нельзя при строительстве дороги в нижней точке подсыпать, а верхнюю срезать чуть-чуть. Никому до этого нет дела, в результате мы всё время ездим в условиях ограниченной видимости. ДАЖЕ ДНЁМ ПОЧТИ ВСЛЕПУЮ!!! А ведь именно это главная причина лобовых столкновений, увеличивающих смертность на дорогах.

А разделительные полосы? На европейских дорогах между левым бортом машины и разделительным отбойником порядка 2-3 метров, а у нас? 40-50 см - это же страх божеский! Всё время балансируешь между бортом обгоняемого грузовика и страшной железякой отбойника! Это если отбойник вообще есть.

- А отрицательные виражи на поворотах?

- А не отличимые от дороги обочины шириной в метр?

Всё. Устал об этом говорить.

2. Организация движения

Это самое поганое, что принесла нам новая экономическая формация государственного устройства. То есть гадостей и других много, в данном случае я имею в виду только отношения на дорогах.

Попытаюсь коротко сформулировать суть разницы того, что было и того, что стало. А суть в том, что в прежние времена водитель сам оценивал обстановку на дороге и саму дорогу, и по этой оценке принимал решения о возможности и безопасности того или иного маневра, а сейчас от водителя ничего не зависит. Его обязанность состоит только в том, чтобы соблюдать требования дорожной разметки, знаков и прочих указаний.

На машинах всё увеличивается количество автоматических режимов типа ABS, стабилизаторов курса и проч. и дорога как бы становится некоей матрицей для чисто механического бездумного реагирования на знаки или разметку. Казалось бы, хорошо. При таком количестве водителей как сейчас падение квалификации в среднем неизбежно. Но не зря в народе говорят, что русскому хорошо, то немцу швах и наоборот.

Дело в том, что хреновейшее качество наших дорог не позволяет расслабиться и перейти в механический режим. Почему? Потому что разметка (если она есть) в большинстве случаев сделана не для водителя, а для гаишника. Она не помогает водителю, а служит ловушкой. Дорожных знаков слишком много и установлены они опять так же, для заработка гаишников, а не для помощи водителю. Поясню на примерах:

Я рассказывал тут о немецких дорогах. Там едешь и смотришь широким взглядом на перспективу дороги, на соседние машины. Взгляд иногда сосредоточивается на локальных объектах, к примеру, на знаках. Знаки ограничения скорости встречаются довольно часто, но в большинстве с табличкой «для а/м с прицепом». Видишь знак «130» снизу табличка, это значит впереди поворот градусов 5-7. Есть знаки для всех участников движения, но знаки поставлены так, что не увидеть их невозможно - обязательно с обеих сторон дороги, с дублями. При широком взгляде водителя они обязательно бросаются в глаза. А у нас?

Наш водитель вынужден постоянно сосредоточивать взгляд на дорожном покрытии прямо перед машиной, потому что в любой момент может возникнуть выбоина, в которой подвеска развалится. Какая тут широта взгляда? Какие тут знаки? Предположим, едете вы за грузовиком, который нужно обогнать, в какой-то момент вы убеждаетесь, что обгон здесь разрешен, что дорога впереди свободна, прибавляете газ и пошли… Куда вы смотрите в этот момент? На дорогу перед собой и на грузовик, чтобы его не зацепить. А в это время справа на обочине как гриб в траве примостился знак «обгон запрещен» - не потому что обгон здесь опасен, а просто так, захотелось ребятам знак поставить. Можете вы увидеть этот знак? Ни в коем случае! Его вам закрывает грузовик. Даже если не закрывает прямо, вы все равно не увидите - периферическое зрение на такие углы обзора не рассчитано.

Обогнали вы грузовик, а метров через триста дядя с палочкой - иди сюда! Лишение прав на три месяца! За что? А это в суде разбирайтесь или платите на месте - третьего не дано.

При всем моем более чем тридцатилетнем водительском опыте я постоянно ловлю себя на том, что не могу уследить за знаками или наоборот могу, но дорога для меня перестает существовать, а это уже гораздо опасней. Наиболее характерно это проявляется на ж/д переездах. Выполняешь требование знака - обязательно останавливаешь машину полностью ( а вдруг гаишник за поворотом), останавливаешься и успокаиваешься - с чувством выполненного долга, трогаешься и на рельсы уже не смотришь! есть там поезд или нет? не важно.

Я вам скажу, одно из двух: или нужно делать дороги как в Германии, или отменять правила движения совсем. В обоих случаях смертность на дорогах упадет до разумных пределов. Наши дороги и европейские правила движения две вещи несовместные!

Еще несколько вопросов о:

- Почему нельзя поставить знаки с обеих сторон дороги?

- Почему не сделать двойную линию разметки?

- Зачем нужны «лежачие полицейские»? в Европе их нет.

- Как можно увидеть пешехода из-за грузовиков в правом ряду на нерегулируемом переходе при трехполосном движении?

- Где можно увидеть человека с «0,0» промилле алкоголя в крови? хоть одного феномена покажите.

- Почему «стоп-линии» делаются метров за 10 до того места, откуда можно увидеть опасность?

Таких вопросов у меня даже не десятки, а сотни, но не буду вас утомлять. На мой взгляд, это всё из той же оперы - ведение боевых действий в войне между народом и властью. Когда-нибудь конец этой войне будет? Пока не видно конца. Новый антитабачный закон очередное этому подтверждение. Очередная глупость и подлость. Всем всё запрещать и никого никуда не пущать! Почему-то они всегда забывают третий закон Ньютона - сила действия равна силе противодействия. Может быть не всегда явно, но обязательно!

На этом позвольте закончить мне свои путевые заметки и откланяться. Я хотел еще поговорить об общих выводах из уведенного мной в поездке, но уже не хочу. Скажу только, что неприятные ощущения от возвращения на родину у меня ограничились дорожным движением. Ну, это почти так. Многое у нас еще пока лучше, чем на Западе. Многое. Главное то, что степень оболванивания населения у нас еще не дошла до критической точки. Им лечиться уже поздно, а у нас еще есть шанс.

При этом многое у них устроено вроде бы лучше, чем у нас, особенно это касается бытовой культуры, но нельзя слепо переносить это хорошее в Россию. НЕЛЬЗЯ! Где немцу хорошо - русскому швах!

Начало в посте:

http://dan-borisov.livejournal.com/12985.html

правила дорожного движения

Previous post Next post
Up